§ 22. Советская культурная революция

Подробное решение параграф § 22 по истории для учащихся 11 класса, авторов Данилов Д.Д., Петрович В.Г., Беличенко Д.Ю., Селинов П.И., Антонов В.М., Кузнецов А.В. Базовый и углубленный уровень 2016



ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

• Сравните оценки двух историков главного значения культурной революции в СССР. В чём эти мнения, на ваш взгляд, противоречат друг другу?

Эти мнения противоречат друг другу в следующем:

Сравните оценки двух историков главного значения культурной революции в СССР. В чём эти мнения, на ваш взгляд, противоречат друг другу

• Какой вопрос может возникнуть у вас на основе этого противоречия?

Значение «культурной революции» 1920–1930-х гг.: уничтожение дореволюционной культуры или распространение культуры в массах?

• Сформулируйте свой вариант учебной проблемы, а затем сравните его с авторским.

Значение «культурной революции» 1920–1930-х гг.: уничтожение дореволюционной культуры или распространение культуры в массах?

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

• Объясните значение понятий культура, реализм, модернизм.

культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание; единого определения не существует)

1) Все материальные и духовные ценности, созданные людьми: вещи, технологии, правила, тексты, идеи, образы и т.п.

2) Духовная культура — процесс и результаты познания людьми мира через разум (наука), образы (искусство), веру (религия).

3) Творческие достижения.

реализм — (от лат. realis — существенный, действительный, от res - вещь) — объективное отображение действительности, «правда жизни» — в мышлении, искусстве, отношении к жизни и т.п.

модернизм (фр. modernisme) – 1) общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования. Модернизм пересматривает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевидное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся сознанием.

• Вспомните основные достижения российской культуры XIX – начала XX в., уровень массового образования в России.

Отмена крепостного права, реформы 60—70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма — все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

Просвещение. В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны. К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%).После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей. Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве). 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература. В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением. Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы. Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость — вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Лев Николаевич Толстой

Вспомните основные достижения российской культуры XIX – начала XX в

Театр. Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А. Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.)

Мария Николаевна Ермолова, актриса Малого театра. Худ. В. Серов

Вспомните основные достижения российской культуры XIX – начала XX в

Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них — образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка. С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории. Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен. Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского. Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.

Вспомните основные достижения российской культуры XIX – начала XX в

Петр Ильич Чайковский, русский композитор; крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик, реформатор балета

Живопись. На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И. Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Начало XX в.— «серебряный век» русской культуры. Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX в.— это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.

Вспомните основные достижения российской культуры XIX – начала XX в

Александр Александрович Блок

Музыка. Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.

Живопись. Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909—1916 гг. ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого — настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля. Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.

Вспомните основные достижения российской культуры XIX – начала XX в

Сергей Павлович Дягилев, русский театральный и художественный деятель

Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906—1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.

Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские сезоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

И. Репин в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» рисовал одного из казаков с известного русского писателя В. Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи». Скульптор же Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н. Гоголя в Москве.

Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

п. 1

• На основе эволюции советской идеологии сделайте вывод по проблеме урока «Главное значение «культурной революции» 1920-1930-х гг. - уничтожение дореволюционной культуры или распространение культуры в массах?»

На основе эволюции советской идеологии можно сделать вывод, что главное значение «культурной революции» 1920–1930-х гг. - уничтожение дореволюционной культуры, а затем возврат к культурным ценностям и их и распространение в массах.

п. 2

На основе эволюции советского искусства сделайте вывод по проблеме урока «Главное значение «культурной революции» 1920–1930-х гг. — уничтожение дореволюционной культуры или распространение культуры в массах?»

На основе эволюции советского искусства можно сделать вывод , что главное значение «культурной революции» 1920–1930-х гг. — распространение культуры в массах

п. 3

Проанализировав развитие советского образования, дополните свой вывод по проблеме урока «Главное значение «культурной революции» 1920–1930-х гг. — уничтожение дореволюционной культуры или распространение культуры в массах?»

Развитие советского образования позволяет сделать вывод, что главное значение «культурной революции» 1920–1930-х гг. – в создании системы массового образования, обеспечении народного хозяйства техническими и научными кадрами. Одновременно её составляющими стали партийно-идеологический контроль над творчеством, мышлением, наступление на религии и церкви, чуждые советской власти достижения дореволюционной культуры.

ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

• Сравните обе мысли одного автора. В чём они противоречат друг другу?

Сравните обе мысли одного автора. В чём они противоречат друг другу

• Сформулируйте проблему.

Состоялась ли «культурная революция» в России в 1920–1930-х гг. и был ли создан новый тип человека - «советский человек»

п.1

• На основе анализа оценок современников сделайте вывод по проблеме урока «Состоялась ли «культурная революция» в России в 1920–1930-х гг. и был ли создан новый тип человека - «советский человек»?»

Анализ оценок современников позволяет сделать вывод что «культурная революция» в России в 1920–1930-х гг. не состоялась и новый тип человека - «советский человек» не был создан.

п.2

• Проанализируйте тексты и сделайте вывод о состоятельности «культурной революции» в СССР.

Проанализируйте тексты и сделайте вывод о состоятельности «культурной революции» в СССР

• Какие императоры управляли Россией? Как они меняли курс развития страны?

Какие императоры управляли Россией? Как они меняли курс развития страны

• Какие важнейшие события и явления определили историю России в XIX - начале XX в.?

- отмена крепостного права и последовавшие реформы 1860–1870 гг

- убийство императора Александра II террористами 1881 г.

- промышленный переворот 1890-е гг

- Первая русская революция 1905–1907 гг

- учреждение Государственной Думы

- реформы П. А. Столыпина

- Первая мировая война 1914–1918 гг

- Буржуазно-демократическая и социалистическая революции 1917 г