§ 5. Первые века христианства

Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 10 класса, авторов О.В. Волобуев, М.В. Пономарев Базовый уровень 2012



1. Какие нравственные принципы проповедует христианское учение?

Христианское учение проповедует такие нравственные принципы: человек должен любить Бога, своих ближних, друзей и врагов, прощать обиды, не отвечать злом на зло, относиться с презрением к богатствам и земным наслаждениям. Жизнь на этом свете – всего лишь подготовка к посмертному существованию, когда «первые станут последними».

2. Опишите организацию христианской церкви в первые века её существования.

В первые века церковь представляла собой разрозненные христианские общины. Во главе крупных христианских общин (епархий) находились епископы. Наиболее влиятельными и почитаемыми были епископы Рима, Александрии, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. Епископ управлял священниками, дьяконами и церковнослужителями. Священники занимались богослужебными делами, проповедью и учением. Дьяконы должны были наблюдать за церковным благочинием, разносить причастие больным; по указанию епископа они распоряжались церковным имуществом, выполняли административную и социальную работу. Церковнослужители, не возведённые в духовный сан, – псаломщики, пономари (алтарники), причетники и др. – помогали священнослужителям в совершении богослужения.

3. В чём причина преследований христиан в первые века новой эры?

Первые два века существования христианской церкви связаны с постоянными гонениями и притеснениями, причиной которых было неприятие римским обществом и государством христиан, а также отрицание христианами всей системы ценностей, обычаев и нравов язычества. Языческие жрецы видели в христианских проповедниках угрозу собственному существованию. Императоры-язычники ревниво относились к отказу христиан воздавать им божественные почести. Отвергая имперский культ, христиане фактически призывали всех отказаться от богов ложных ради Бога истинного

4. Почему произошло примирение христианской церкви и императорской власти?

Переломным моментом во взаимоотношениях христианской церкви и государства стало правление императора Константина I (306–337). По преданию, накануне решающей битвы с противником Константин увидел в небе монограмму в виде креста из двух греческих букв, с которых начинается имя Иисус Христос. После одержанной победы император издал Медиоланский (Миланский) эдикт (313), уравнивавший христианскую церковь в правах с другими культами.

5. Прочитайте Символ веры и перечислите ключевые положения христианского учения.

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя. Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, от Которого всё произошло. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. И снова грядущего со славой судить живых и мёртвых, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Животворящего, Исходящего от Отца, Которому поклоняются и Которого славят как Отца и Сына; и Который говорил через пророков. Во единую Святую Соборную и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых. И жизнь будущего века. Аминь».

Согласно Символу веры ключевыми положениями христианского учения являются:

Вера в Бога-Отца, Вседержителя и Творца (1-й член);

Вера в Иисуса Христа – единосущного Бога-Сына,

Вера в искупление человеческих грехов Иисусом Христом;

Вера в воскрешение Христа;

Вера во второе пришествие Христа;

Вера в дающего жизнь Святого Духа, говорившего через пророков;

Вера в единую Святую Апостольскую Церковь;

Вера в очищающее от грехов крещение, совершаемое лишь единожды;

Вера во всеобщее воскресение мертвых и новую вечную жизнь.