§ 6. Европа в раннее Средневековье (V–X вв.)

Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 10 класса, авторов О.В. Волобуев, М.В. Пономарев Базовый уровень 2012



1. Каковы истоки и характерные черты средневековой цивилизации?

Истоки средневековой цивилизации обнаруживаются во в взаимодействии античного наследия с традициями, которые привнесли варварские народы, объединённые христианской религией.

Характерные черты средневековой цивилизации:

- религиозное сознание

- низкий уровень городской культуры

- аграрный характер экономики

- господство феодальных отношений

- политическая раздробленность

- сословное деление общество

- закрепощение крестьян

- идеологическое господство церкви

2. В чём отличие феодального общества от античного?

Античное общество делилось на свободных полноправных граждан и неполноправных граждан, а также рабов. Граждане были собственниками земли и участвовали в управлении полисом посредством демократических институтов. Феодальное общество разделялось на 3 сословия, расставленных в иерархическом порядке, права и обязанности каждого были четко определены.

3. Почему идея воссоздания империи на Западе получила поддержку католической церкви?

Идея воссоздания империи на Западе получила поддержку католической церкви, т.к. Папа римский выступал за объединение всего христианского мира. Также наличие сильного светского правителя обеспечивало безопасность церкви и ее владений, а также обеспечивало борьбу с ересями.

4. Чем империя Карла Великого отличалась от Западной Римской империи?

Отличие империи Карла Великого от Западной римской империи заключалось в том в экономическом, политическом и социальном устройстве. Карл Великий разделил империю на 200 областей, во главе которых поставил должностных лиц – графов и маркграфов, вершивших суд, собиравших налоги, командовавших местным ополчением. В качестве вознаграждения за службу они получали от короля землю.

5. Назовите основные черты западноевропейского феодализма.

Основными чертами западноевропейского феодализма были:

- феодальное землевладение

- иерархическая система вассально-сеньориальных отношений

- политическая раздробленность и слабость центральной (королевской) власти

6. Можно ли считать период феодальной раздробленности в Западной Европе временем анархии и хаоса? Обоснуйте свою точку зрения.

Период феодальной раздробленности в Западной Европе можно считать временем анархии и хаоса, т.к. в этот период отсутствовала сильная власть короля, каждый крупный феодал был практически полновластным хозяином в своих владения, а законодательные акты короля в сложившихся условиях либо не имели обязательной для всего государства силы, либо игнорировались местными властями. Между феодалами часто вспыхивали междоусобицы.

7. Почему деление на три сословия оказалось очень устойчивым на протяжении всей эпохи Средневековья? Какие особенности средневекового общества отражало это деление?

Деление на три сословия оказалось очень устойчивым на протяжении всей эпохи Средневековья т.к. подкреплялось церковным вероучением. Считалось, что людей на сословия поделил сам Бог и наличие каждого из них необходимо для нормального существования всего общества. Также этому способствовали преимущественно аграрных характер экономики, наличие слоя землевладельцев-воинов, а также сильного института церкви - также собственника земли.

8. В записках дьякона Флора Лионского говорится: «Франкская нация блистала в глазах всего мира. Иностранные королевства – греки, варвары и сенат Лациума – посылали к ней посольства. Племя Ромула, сам Рим – мать королевства – были подчинены этой нации: там её глава, сильный поддержкой Христа, получил свою диадему, как апостолический дар... Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно ешё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чём угодно, одного только Бога забыли. Пастыри Божьи, привыкшие собираться, не могут больше при таком разделе государства устраивать свои синоды, нет больше собрания народного, нет законов, тщетно вздумало бы прибыть посольство туда, где нет двора. Что же сталось с соседними народами на Дунае, на Рейне, на Роне, на Луаре и на По? Все они. издревле объединённые узами согласия, в настоящее время, когда союз порван, будут раздираемы печальными раздорами... В то время как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира».

- Как оценивал империю Карла Великого Флор Лионский?

- Какое впечатление на него произвёл её распад? К каким последствиям, по мнению средневекового автора, привёл раздел империи?

- Почему некоторые современники автора радовались этому событию?

- По мнению Флора Лионского империя Карла Великого была величайшей и сильнейшей для того времени («блистала для всего мира»), к которой со всех стран съезжались посольства и которая контролировала сам Рим.

- Распад империи привел к многочисленным бедствиям и невзгодам: общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами, пастыри не могут собираться, нет законов, между народами царит раздор.

- Некоторые современники автора радовались этому событию, потому что они участвовали в распаде империи, стремясь получить власть, могущество, земли и богатства.