Подробное решение параграф § 4 по истории для учащихся 10 класса, авторов О.В. Волобуев, М.В. Пономарев Базовый уровень 2012
1. Как развивались экономика и культура античных городов Северного Причерноморья?
Античные города Северного Причерноморья создавались не только как торговые фактории, но и как новые земледельческие и ремесленные поселения. Многие города Северного Причерноморья чеканили свою монету, а также вели торговлю как собственными товарами, так и посредническую – между Грецией, южными причерноморскими городами, с одной стороны, и населением восточноевропейских степей – с другой.
Города строились по общему древнегреческому образцу: с акрополем, центральной площадью, главной улицей, пересекавшей город из конца в конец, храмами и общественными зданиями, амфитеатрами, термами, рынками и ремесленными кварталами. Города Причерноморья копировали общее древнегреческое полисное устройство.
2. Чем отличалось политическое устройство Херсонеса и Боспора?
Херсонес Таврический, в отличие от Боспора (монархическое устройство), имел республиканское политическое устройство.
3. Опишите образ жизни, военное искусство и культуру скифов и сарматов.
Скифы были неутомимыми воинами и меткими лучниками. Воинами являлось всё мужское население. Вооружение скифов состояло из короткого меча (акинака), составного лука и стрел с трёхгранными наконечниками, копья (длиной 2 м) и чекана (боевого топорика с узким лезвием и молотовидным обушком). С течением времени часть скифов перешла к оседло-земледельческому образу жизни, но большинство оставались кочевниками. У скифов, живших в условиях разложения первобытнообщинного строя, уже существовала родоплеменная знать. У царских скифов, живших между Днепром и Доном царских скифах, которым остальные скифы платили дань, происходил переход от племенных объединений к государственным образованиям с наследственной царской властью. Характерной чертой скифской культуры является так называемый «звериный стиль» в искусстве – изображения зверей, хищных птиц и грифонов (мифических крылатых существ с орлиной головой и туловищем льва). Скифское царство просуществовало до второй половины III в. Его столицей был город, который греки называли Неаполь (близ Симферополя). Крымские скифы испытали сильное влияние древнегреческой культуры.
4. Какие изменения происходили в племенном мире народов Европы и евразийских степей в течение первых веков нашей эры? Найдите на карте перечисленные в параграфе племена.
В мире народов Европы и евразийских степей в течение первых веков нашей эры шел процесс разложения родоплеменного строя, создания государственности. Переход к кочевому скотоводству был своего рода революцией в образе жизни степных народов
5. Как складывались отношения между Римской империей и германскими племенами?
Отношения между Римской империей и германскими племенами складывались напряженно. Ни пограничные укрепления, ни широкие полноводные реки не смогли обезопасить римские владения от непрекращающихся вторжений варваров. Особенно масштабные вторжения и наиболее глубокие проникновения варваров на территорию Римской империи происходили с начала III в. Империя вынуждена была перейти от расширения своих границ к обороне. Некоторые германские племена селились на римских землях на положении федератов (союзников, обязанных нести военную службу на пограничных территориях). Нередко они поворачивали оружие против прежних покровителей и опустошали римские провинции.
6. В чём выражалось взаимодействие между древними цивилизациями и их варварским окружением?
Между античными цивилизациями и варварским миром существовала торговая связь. Греческие и римские торговцы снабжали германцев предметами роскоши, оружием, солью, вином. Через земли многих племён пролегал так называемый «янтарный путь» от Балтийского побережья до Италии. В варварских обществах, особенно среди знати, постоянно увеличивался спрос на привозные изделия античных ремесленников. С развитием экономических и военно-политических связей усиливались культурные, в том числе религиозные, заимствования. Они распространялись не односторонне – от высокой античной цивилизации к варварским обществам. Так, в культуру причерноморских греков внедрялись варварские представления и обычаи. В числе наиболее почитаемых в Херсонесе богов была и богиня таврского происхождения, покровительница города – Дева.
7. Проанализируйте текст гражданской присяги, высеченной на беломраморной плите, которая была установлена на центральной площади Херсонеса, и сделайте выводы о том, что его жители считали наивысшими гражданскими ценностями.
«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими. героями, владеющими городом, территорией и укреплёнными пунктами херсонесцев. Я буду единомышлен относительно благосостояния и свободы государства и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной Гавани и прочих укреплённых пунктов... ничего никому – ни эллину, ни варвару, но буду оберегать всё это для херсонесского народа. Я не буду ниспровергать демократии и не дозволю этого предающему и ниспровергающему... Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан... Я не буду давать или принимать дара во вред государству и гражданам».
Наивысшими гражданскими ценностями жители Херсонеса считали идеи свободы, служения своему полису и всей гражданской общине, оберегать демократическое устройство.