§ 13. Европа в начале Нового времени

Подробное решение параграф § 13 по истории для учащихся 10 класса, авторов О.В. Волобуев, М.В. Пономарев Базовый уровень 2012



1. С чем связаны изменения в экономике Европы в раннее Новое время?

Изменения в экономике Европы в раннее Новое время связаны с зарождением капиталистических отношений и переходом к индустриальному обществу. Европейцы искали новые способы ведения хозяйства, постоянно совершенствовали орудия труда; в промышленном производстве всё шире применялась энергия ветра и воды. Резко выросли масштабы торговли, установились прочные экономические связи между различными районами Европы. Возникли новые крупные центры внешней торговли, распространявшие влияние на значительные территории, например, Париж и Лион во Франции, Лондон в Англии, Антверпен и Амстердам в Нидерландах. Экономическое развитие Западной Европы во многом определялось развитием торговли, поскольку именно торговый капитал вкладывался в промышленность, а натуральное хозяйство уступало место товарному.

2. Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества?

В социальной структуре западноевропейского общества произошли значительные изменения, кроме трех сословий средневекового общества стали выделятся социальные группы купцов, бюргеров, предпринимателей. Шел процесс расслоения аристократии, обезземеливание крестьян.

3. Каковы причины и последствия Великих географических открытий?

Причинами Великих географических открытий стало стремление европейцев найти новые торговые пути на Восток, а также найти новые источники золота. Последствиями стало складывание мировой торговли, «революция цен» в Европе из-за резко увеличившегося количества золота и серебра, появление первых колониальных империй. Центр мировых торговых путей сместился из Средиземноморья в порты Атлантики, что привело к упадку торговых городов Италии и Северной Германии. Завезённые в Европу новые сельскохозяйственные культуры – картофель, кукуруза, помидоры и другие – способствовали повышению продуктивности аграрного производства, а колониальные товары содействовали развитию торговли и общему подъёму европейской экономики. Для народов Америки, Азии и Африки колониальные захваты европейцев обернулись неисчислимыми бедами, одной из которых стала работорговля.

4. Назовите отличия протестантизма от католичества.

Протестантизм отличается от католицизма тем, что отвергает идею «спасение делом» и выдвигает новую – спасение «верой», отрицает необходимость церковной организации с иерархией духовенства (церковь не может быть посредником между Богом и человеком), отрицает необходимость монастырей (монастыри закрыть, имущество отобрать), отказывается от пышных обрядов и в целом от материальных богатств церкви, в качестве главного источника веры определяет библию, которую может читать и изучать каждый.

5. Каким образом католическая церковь противодействовала Реформации? Почему в отличие от эпохи Средневековья папству не удалось подавить еретические настроения?

Католическая церковь противодействовала Реформации: были проведены реформы внутреннего устройства церкви, а с целью борьбы с врагами католичества созданы особые организации, самой значительной из которых явилось «Общество Иисуса», или орден иезуитов. Но, в отличие от эпохи Средневековья папству не удалось подавить еретические настроения, поскольку идеи Реформации нашли поддержку у значительных слове населения (дворянства, крестьянства, горожан) во многих странах Европы, а сама церковь к началу XVI века была ослаблена внутренними расколами и потеряла свой авторитет из-за многочисленных скандалов.

6. Аугсбургский религиозный мир содержит следующие положения: «Чтобы установить мир в Священной империи германской нации между римским императорским величеством и курфюрстами, князьями и чинами, пусть ни его императорское величество, ни курфюрсты, князья и так далее не чинят никакому чину империи никакого насилия или зла по поводу Аугсбургского исповедания (составленное с одобрения Лютера его соратником Филиппом

Меланхтоном изложение основ лютеранства. На Аугсбургском рейхстаге 1530 г. император Карл V и католики отвергли этот документ. – Лет.), но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений, литургии и обрядов, равно как пользоваться и своим состоянием и другими правами и привилегиями <...> Равным образом имперские чины, придерживающиеся Аугсбургского исповедания, не будут мешать всем чинам и князьям, придерживающимся старой религии, жить в полном мире и пользоваться всеми их состояниями, правами и привилегиями <...>

Применявшаяся до сих пор церковная юрисдикция относительно Аугсбургского исповедания, догмы, назначения духовных лиц, церковных распоряжений и службы (исключая права курфюрстов, князей, коллегий и монастырей на денежные подати и десятины) отныне прекратится, и последователям Аугсбургского исповедания будет предоставлено свободно и беспрепятственно отправлять богослужение и обряды и назначать духовных лиц, как то установлено в нижеследующей отдельной статье, впредь до окончательного религиозного соглашения.

Никакой имперский чин не должен пытаться убеждать подданных других чинов оставить свою религию или защищать их против их собственных властей».

- Чем закончилось противостояние между протестантскими князьями и сторонниками католической церкви в Германии?

- Можно ли утверждать, что Реформация победила?

- Какие права получили протестантские князья в своих владениях?

- Как вы понимаете принцип, утверждённый Аугсбургским религиозным миром, «Чья власть – того и вера»?

- Противостояние между протестантскими князьями и сторонниками католической церкви в Германии закончилось Аугсбургским религиозным миром в 1555 г., провозгласившего принцип «Чья власть – того и вера».

- Да, можно так утверждать, т.к. в результате Реформации были созданы протестантские церкви в разных странах Европы. Идеи реформации оказали значительное влияние на развитие европейского общества.

- Протестантские князья в своих владениях получили в своих владения право устанавливать свою веру в качестве официальной, также князья стали фактически самостоятельными правителями в своих княжествах.

- Принцип «Чья власть – того и вера» можно понять так, что кто обладает властью и силой в государстве, тот и определяет в нем официальную религию.