§ 24. Европа в начале нового времени

Подробное решение параграф § 24 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013



ВОПРОСЫ

1. С чем были связаны изменения в экономике европейских стран в раннее Новое время?

Изменения в экономике европейских стран в раннее Новое время были связаны с развитием торговли и рыночных отношений (капитализма).

2. Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества?

Характерное для Средневековья сословное устройство общества постепенно размывалось. Первое сословие — духовенство потеряло прежнее единство. Рост богатств церкви, борьба между папством и светской властью раскололи духовенство. Увеличивалась пропасть между могущественными князьями церкви — кардиналами и епископами. В странах, где короли одержали победу в столкновении с папами, духовенство находилось в подчинении у светской власти.

Постепенно теряло свои политические и экономические позиции второе сословие. С образованием централизованных государств ушла в прошлое система вассалитета. Для многих феодалов служба на короля стала чуть ли не единственным источником достойного существования. Внедрение в военное дело огнестрельного оружия снизило военное значение рыцарства, пехотинцы-мушкетеры одерживали победы над закованной в тяжелые латы конницей.

Постепенно менялось и положение крестьян. Во многих странах Западной Европы уже к XV в. они получили личную свободу. Крестьянские хозяйства втягивались в товарно-денежные отношения. Некоторые земледельцы сумели выкупить свои наделы у феодалов, другие же разорялись, пополняя ряды городских бедняков. Теряла свое прежнее значение община.

Накопление богатств в городах, усиление экономических позиций купцов, предпринимателей и ремесленников определили рост их политического влияния. При этом прежняя общность интересов горожан уходила в прошлое. Социальное размежевание, ставшее следствием развития товарно-денежных отношений, приводило к возникновению острых противоречий между беднейшими горожанами (подмастерья, члены второстепенных цехов, наемные работники) и городской верхушкой (руководители цехов, богатые купцы-оптовики, банкиры, владельцы крупных мастерских и мануфактур). Именно хозяева банков и предприятий составили со временем новый влиятельный общественный слой — буржуазию. Наряду с буржуазией появились люмпены, лишенные каких-либо средств к существованию (городские бедняки, крестьяне, лишившиеся земли, жертвы войн и природных катаклизмов).

3. Каковы были причины и последствия Великих географических открытий?

Причиной Великих географических открытий стал поиск золота и новых торговых путей.

В результате географических открытий европейцев центр мировых торговых путей сместился из Средиземноморья в порты Атлантики.

Привезенные в Европу новые сельскохозяйственные культуры (картофель, кукуруза, помидоры и др.) способствовали повышению продуктивности аграрного производства. Колониальные товары, появившиеся в Европе, содействовали развитию торговли и общему подъему европейской экономики.

Для народов Америки, Азии и Африки колониальные захваты европейцев обернулись неисчислимыми бедами. Только некоторые страны Азии (Китай, Япония, Корея) сумели, несмотря на материальные и людские потери, воспрепятствовать образованию на своих территориях обширных владений европейских государств. Восточное побережье Африки стало ареной деятельности работорговцев. Рабов отправляли на острова Вест-Индии для работы на плантациях сахарного тростника и табака.

4. Чем протестантская вера отличается от католической?

Важнейшими из особенностей протестантской веры являются спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. Священное Писание является единственным и исключительным источником вероучения. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии - обязанность каждого верующего. Авторитет Предания в вопросах веры отрицается.

В отличие от католицизма и православия протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или священники. Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью люди обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип, тесно связанный с первым, - принцип спасения личной верой. Протестанты порвали с католическим священным преданием - совокупностью постановлений церковных соборов и римских первосвященников (пап) - и вернулись к Священному писанию.

Протестанты ценили индивидуальную свободу как путь к личному успеху. Организация церкви, основанная на свободном объединении общин верующих, которые сами избирали себе священников, способствовала становлению представительной системы власти. Равенство всех перед законом, права и свободы протестанты считали необходимыми условиями достижения успеха.

5. Каким образом католическая церковь пыталась противодействовать Реформации? Почему, в отличие от эпохи Средневековья, папству не удалось подавить еретические идеи?

Папство не могло смириться с потерей своего влияния. Католическая церковь провела реформы внутренней жизни церкви, а с целью борьбы с врагами папства созданы особые организации. Самой значительной из них явилось созданное в 1540 г. Общество Иисуса, или орден иезуитов.

Но, в отличие от эпохи Средневековья папству не удалось подавить еретические настроения, поскольку идеи Реформации нашли поддержку у значительных слове населения (дворянства, крестьянства, горожан) во многих странах Европы, а сама церковь к началу XVI века была ослаблена внутренними расколами и потеряла свой авторитет из-за многочисленных скандалов.

ЗАДАНИЯ

1. Найдите на карте № 9 (стр. VIII—IX) земли, открытые европейскими путешественниками в XV—XVII вв. Определите пути русских первопроходцев. Какие территории были ими исследованы?

Европейскими путешественниками были открыты: континент Америка, Австралия.

Русскими путешественниками были сделаны крупнейшие географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке. Они открыли сибирские реки - Лену, Хатангу, Колыму и др. К середине XVII в. русские обследовали все южное побережье моря Лаптевых.

XVIII в. отмечен арктическими экспедициями, в ходе которых русские мореплаватели открыли Новосибирские острова и Новую Землю. В это же время русские, присоединив к России Алеутские острова и всю Аляску % начали освоение Русской Америки.

2. Сравните учения М. Лютера и Ж. Кальвина. Какое из них сыграло большую роль в формировании современной цивилизации Запада?

Мартин Лютер создал догмат и спасении одной лишь верой, вредными объявлялись пышный культ, таинства, духовный авторитет папы, особое сословие духовенства. Лютеранская церковь подчинялась руководству светской власти князей.

Жан Кальвин сформулировал учение об абсолютной предопределении. Служение Богу проявляется в мирской активности, энергии, профессиональных успехах, стремлении к процветанию. Профессия человека – часть его религиозного долга, успех, богатство, преуспевание – признак избранности и спасения.

Большую роль в формировании современной цивилизации Запада сыграл кальвинизма, так как он воспитывал в людях постоянную готовность к конкурентной борьбе, к хозяйственной самостоятельности. В этой борьбе побеждал тот, кто умел вести торговые дела, заключать выгодные сделки и производить пользующиеся спросом товары. На первый план выходили здравый смысл, расчет, знания и опыт людей. При этом принципы морали обосновывались текстами Священного Писания.

3. Мартин Лютер писал в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства»:

«...Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян – к светскому сословию. Все это измышление и надувательство... ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию... У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане... Поскольку светские владыки крещены так же, как и мы, и у них та же вера и Евангелие, мы должны позволить им быть священниками и епископами...»

Чем мотивирует Лютер необходимость ликвидации сословия духовенства? Чем послание привлекало светских властителей Германии?

Лютер мотивирует ликвидацию сословия духовенства тем, что духовное и светское сословие являются христианами, имеют одно крещение, веру и т.д., значит и представители светского сословия могут в равной степени общаться с Богом и быть сами себе священниками. Эта идея очень понравилась немецким властителем, так как давала им возможность расширить свою власть и земли за счет церкви.