Подробное решение параграф § 23 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013
ВОПРОСЫ
1. Какие факты свидетельствуют о развитии грамотности в русском обществе?
О развитии грамотности в русском обществе свидетельствует тот факт, что на Стоглавом соборе был поставлен вопрос о создании постоянных школ для обучения грамоте.
2. Какие жанры были характерны для русской литературы XVII в.?
В XVII веке для русской литературы было характерно распространение светского начала. Характерными жанрами были – бытовые повести (пример, «Повесть о Фроле Скобееве»), сатира (пример, «Служба кабаку», «Повесть о Ерше Ершовиче» и др.), силлабическое стихосложение (стихи С.Полоцкого) и др.
3. Почему Иван III, решая множество сложных политических и военных задач, так много сделал для преобразования облика столицы?
Иван III много времени уделял для преобразования облика столицы для того, чтобы показать величие Москвы и ее право возглавить и подчинить другие города Руси. Также богатый и красивый образ города способствовал развитию торговли и установлению экономических связей с европейскими городами.
4. Как вы думаете, какие чувства и переживания были способны отразить мастера-иконописцы в своих произведениях? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами.
Мастера-иконописцы могли отразить в своих произведениях различные чувства: радость, грусть, скорбь, одухотворенность, суровость и др.
Например, образы святых на фресках Ф. Грека кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри, ли икона «Троица» А. Рублева наполнена живым человеческим чувством, необычайной одухотворенностью. Икона несет идею мира и человеколюбия, высокой нравственной чистоты.
5. Чем можно подтвердить, что в культуре XVII в. утверждаются светские мотивы?
- «обмирщение» литературы – появление светского начала (бытовые повести, сатира и др.);
- строительство светских зданий: царских дворцов и палат знати (Теремной дворец, резиденция царя в селе Коломенском и др.);
- в живописи также изображали не только святых, но и портреты светских людей и иных светские сюжеты (творчество С. Ушакова, Г. Никитина и др.)
ЗАДАНИЯ
1. В XVII в. существовали разные точки зрения на пути развития русской культуры. Сторонники старого в лице протопопа Аввакума резко обличали новые веяния в культурной жизни: «...Взгляни на святые иконы и смотри на угодивших Богу, как хорошие изографы изображают их облик: лица и руки, и ноги... тонки и измождены от поста и труда... А вы ныне подобие их переменили, пишете таковых же, как вы сами — толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки как тумба... А то все писано по плотскому умыслу, так как сами еретики возлюбили толстоту плотскую и отвергли возвышенное... Ох, ох, бедные! Русь, чего-то тебе захотелось иностранных поступков и обычаев!».
Ему возражал царский живописец второй половины XVII в. Иосиф Владимиров. Он призывал не отворачиваться от художественного опыта других стран, в первую очередь европейских. Его возмущала регламентация, вводившаяся в живописи людьми, далекими от искусства. «Где такое указание обрели немыслимые любители предания, — спрашивал Иосиф Владимиров, — которое повелевает писать святых на одно лицо, обязательно смуглыми и темновидными? Разве все люди одинаковы, разве все святые были обязательно смуглыми и тощими?»
Как вы считаете, кто был прав в этом споре? Поясните свой ответ.
Я считаю, что в данном споре был прав И.Владимиров, так как изображение святых однотипными делало искусство скучным и не давало никакой свободы художнику в передаче своих чувств. Возможность изображать святых более подобными человеку сближало их творчество с простыми людьми, делало его более понятным, а главное разнообразным.