§ 3. Индия и Китай в древности

Подробное решение параграф § 3 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012



Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

варна – социальный слой с чёткими границами, правами и функциями в обществе, принадлежность к которому определялась исключительно по рождению, в отличие от возникших позже каст, включал в себя представителей многих разнообразных профессий;

ведизм – религия древних Ариев, завоевавших север Индии в середине II тысячелетия до н.э., священными текстами религии являлись Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа, многие века передававшиеся устно, однако без изменений и искажений в тексте, лишь много позже были записаны;

буддизм – религиозно-философское учение об освобождении от вечного круга перерождений и достижения нирваны (состояния покоя и отрешённости от суеты мира);

конфуцианство – философское учение и система норм поведения, характерная для Китая и некоторых соседних стран, в которой главное – почитание старших и традиций;

даосизм – философско-религиозное учение о достижении гармонии внутри себя и с миром ради следования великому дао (логики построения космоса и течения всего в мире);

«осевое время» – время необычайно значительного духовно-интеллектуального рывка человечества в VIII-III вв. до н.э., в ходе которого были созданы учения, во многом определявшие историю последующих веков и до сих пор являются актуальными, имеют множество последователей по всему миру.

1. На материале двух параграфов составьте план рассказа о народах индоевропейской языковой семьи.

1) прародина индоевропейцев

2) предположительные пути их расселение

3) завоевание ариями Индии

4) завоевание касситами Вавилонии

5) хетты в Малой Азии

2. Сравните систему варн с социальной структурой вавилонского общества по законам Хаммурапи.

Между этими система есть одно главное сходство – положение человека в обществе определялось его рождением. Но далее наблюдалось больше различий.

Хаммурапи создал (или только освятил своим именем) систему писаного права – существовала конкретная формулировка закона, на который каждый мог сослаться (именно для этого законы выбили на каменной стеле). Система варн была лишь совокупностью традиций – обычным правом, без конкретных формулировок законов. Это и понятно, ведь Хаммурапи правил единым государством, а система варн распространялась на множество независимых царств.

Варны делят население всего на 4 категории. В Вавилонии категорий населения было куда больше. Некоторые из них современными исследователями объединяются в группы, например, жрецов, но на самом деле эти жрецы сильно различались по статусу, кругу обязанностей и т. д.

В разные варны входили потомки разных народов. В Вавилонии положение человека зависело от того, к какому роду он принадлежал, но не к какому народу принадлежал этот род, хотя в Месопотамии также наблюдалось несколько волн иноземных завоеваний.

В законах Хаммурапи определён независимый общественный статус некоторых женщин – например, только женщины могли занимать отдельные жреческие должности. Система варн касалось только мужчин, а через них уже их семей, в которые входили также и женщины.

3. На материале двух параграфов дайте определение древневосточной деспотии.

Деспотия – это абсолютная власть, распространяющиеся на все сферы жизни общества, опирающаяся на обширный бюрократический аппарат и основанная на почитании правителя как посредника между миром богов и миром людей, потому теряющая стабильность в случае масштабных бедствий, которые воспринимаются в качестве гнева богов.

4. Какие религиозно-философские системы были созданы в Китае? В чем суть каждой из них?

Религиозно-философские системы:

- конфуцианство – учение о стабильности мира и общества, которое достигается почитанием Великого неба, традиций и старших;

- даосизм – учение о поддержании баланса ради следования великому закону мироздания (дао);

- легизм – учение об абсолютной ценности законов, по которому не моральные нормы должны определять законы, а законы, то есть распоряжения правителя, сами по себе есть моральные нормы, какими бы они ни были; предполагал, в частности, жестокие наказания даже за мелкие нарушения, чтобы видя это, люди боялись совершать тяжкие преступления.

5. На основе материалов научной литературы и Интернета подготовьте сообщение о конфуцианстве и его роли в политической истории Китая.

Рекомендуемый список литературы:

- Собрание текстов Конфуция на русском языке и информация о нем – http://www.confucius.org/mainr.htm;

- Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики / Отв. ред. Л.П. Делюсин. – М.: Наука, 1982;

- Переломов, Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.). – М.: Стилсервис, Институт Дальнего Востока РАН, 2009;

- Переломов, Л.С. Конфуций. Лунь Юй. Исследование; перевод древнекитайского, комментарии. Факсимильный текст Лунь юя с комментариями Чжу Си. – М.: Восточная литература, 1998;

- Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. — М.: Восточная литература, 2001.

1. Выделите основания и сгруппируйте характерные черты истории Древнего Востока.

Основания:

- переход к земледелию в районах, где ирригация позволяла получать значительный прибавочный продукт;

- активное развитие ремесла.

Характерные черты:

1. сходное религиозное устройство:

а) политеизм (даже буддизм – это учение о поведении человека, которое не исключает поклонения местным богам), кроме евреев (для которых был характерен монотеистический иудаизм) и Древнего Египта времён Амарнской династии (краткий период, когда высшими властями египтянам было предписано поклоняться одному богу Атону, а остальных богов забыть);

б) в большинстве случаев обожествление правителя, признание его посредником между миром богов и миром людей;

2. Сходные формы государственного устройства:

а) существование в форме либо небольших государств (номов, иногда также называемых городами-государствами), либо крупных деспотий;

б) постоянная борьба правителей за расширение своих владений (борьба между мелкими государствами порой приводила к созданию крупных деспотий, борьба между крупными деспотиями в случае с Новоассирийской и Ахеменидской державами приводила к созданию колоссальных империй, охватывавших почти весь Ближний Восток);

в) деспотическая власть правителя;

г) бюрократический аппарат, контролирующий большую часть областей жизни;

3. сходные формы собственности на землю – она целиком принадлежала государству, выдавалась в пользование вельможам и общинам;

4. коллективизм:

а) человек не мыслил себя отдельной личностью, осознавая себя лишь частью коллектива;

б) человека воспринимали, прежде всего, как представителя группы (этнической, социальной и т. д.), а потом уже отмечали его личные качества и другие индивидуальные черты.

2. Разработайте структуру таблицы «Религии Индии» и заполните её.

Разработайте структуру таблицы «Религии Индии» и заполните её

3. Предположите, какие русские слова соответствуют словам из санскрита: matar, bhratar, dvar, nava.

Соответственно мать, брат, дверь, новый

4. Выделите существенные признаки «осевого времени». В учебнике и в Интернете подберите материалы о философских и религиозных учениях «осевого времени», дайте им краткую характеристику.

Признаки:

- хронологические рамки VIII-III вв. до н.э.;

- всплеск мыслительной активности по всему Старому Свету;

- появление значимых религиозных и философских учений;

- борьба этих течений с предшествующими верованиями;

- распространение многих из этих учений за пределы породивших их стран и народов.

Учения:

- зороастризм – религия, содержащая учение о борьбе великих доброго и великого злого начала, в котором человек должен выбрать сторону;

- иудаизм – религия, последователи которой поклоняются единому всемогущему богу, но при этом признают борьбу доброго и злого начала за мир и за каждого человека;

- буддизм – учение о выходе из вечного круга перерождений и достижения нирваны – состояния вечного покоя и отрешённости от суеты;

- индуизм – дальнейшее развитие традиционных индийских верований со сложным пантеоном богов, духов и девов, а также духовных и физических практик;

- джайнизм – религия, проповедующая достижение совершенства через ненанесение вреда ни одному из живых существ, включая червей и самых мелких насекомых;

- конфуцианство – учение о стабильности мира и общества, которое достигается почитанием Великого неба, традиций и старших;

- даосизм – учение о поддержании баланса ради следования великому закону мироздания (дао).

5. На материале учебника и дополнительной литературы составьте периодизацию развития стран Древнего Востока. Есть ли сходные черты в истории этих стран?

В большинстве цивилизаций чередовались периоды разделённости на мелкие государства (порой, как в Древнем Египте, они реконструируются гипотетически) и периоды единых деспотий. Периодически случались и периоды упадка и безвластия, связанные либо с нашествиями захватчиков, либо с климатическими бедствиями (скорее всего, эти факторы часто сочетались). Эти положения подтверждает периодизация великих цивилизаций древности.

Периодизация истории Древнего Египта:

- Раннее царство (XXXII-XXVII вв. до н.э.);

- Древнее царство (XXVII-XXII вв. до н.э.);

- Первый переходный период (XXII-XXI вв. до н.э.);

- Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.);

- Второй переходный период (XVIII-XVI вв. до н.э.);

- Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.);

- Третий переходный период (XI-VIII вв. до н.э.);

- Ассирийское владычество (VIII-VII вв. до н.э.);

- Поздний период (VII-VI вв. до н.э.);

- Персидское владычество (VI-IV вв. до н.э.).

Периодизация истории Нижней и Средней Месопотамии:

- Раннединастический период (XXVIII-XXIV вв. до н.э.);

- Аккадское царство (XXIV-XXII вв. до н.э.);

- Владычество кутиев (XXII в. до н.э.);

- Держава III династии Ура (XXII-XXI вв. до н.э.);

- Нашествие амореев (XXI-ХХ вв. до н.э.);

- Старовавилонское (Аморейское) царство (XX-XVI вв. до н.э.);

- Средневавилонское (Касситское) царство (XVI-XII вв. до н.э.);

- Нашествие «народов степи» (XII-Х вв. до н.э.);

- Ассирийское владычество (X-VII вв. до н.э.);

- Нововавилонское царство (VII-VI вв. до н.э.);

- Персидское владычество (VI-IV вв. до н.э.);

Периодизация истории Китайской цивилизации:

- Династия Ся (XXI-XVIII вв. до н.э.);

- Династия Шан (XVII-XI вв. до н.э.);

- Западная Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.);

- Восточная Чжоу – период Вёсны и Осени (VIII-V вв. до н.э.);

- Восточная Чжоу – период Сражающиеся царства (V-III вв. до н.э.);

- Империя Цинь (III в. до н.э.);

- Династия Чу – смутное время (III в. до н.э.);

- Западная Хань (III в до н.э. – III в. н.э.);

- Троецарствие: Вэй, Шу, У (III в. н.э.).