§ 21. Художественная культура

Подробное решение параграф § 21 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012



Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

классицизм – стиль искусства, который предполагает максимальное копирование античного стиля;

барокко – стиль искусства, возникший на волне контрреформации, для которого характерно вычурность форм, причудливость линий, обилие орнамента и других украшений;

рококо – последняя стадия развития барокко, для которой характерно максимально утонченность и обилие мелких деталей;

ампир – архитектурный стиль, который является последней стадией классицизма, для которого характерны особая помпезность и крупные формы, иногда гигантомания;

романтизм – направление искусства (не является стилем, так как не был представлен в архитектуре), для которого характерно восхищение гением, противостоящим толпе, сильной личностью, обращение к национальным особенностям и истории не греков и римлян, а собственного народа;

эклектика – смешение и гармоничное сочетание разных элементов стилей прошедших эпох;

реализм – направление искусства (не является стилем, так как не был представлен в архитектуре), для которого характерно стремление показать окружающую действительность без прикрас, со всеми отрицательными сторонами, его произведения часто становились частью социальной критики;

импрессионизм – направление ряда видов искусства, стремящееся передать впечатление от мимолётного мгновения;

постимпрессионизм – объединяет ряд художников, творивших после расцвета импрессионизма, не имеет общих черт.

1. Историки считают, что стиль барокко, возникший одновременно в Риме и Испании, являлся продуктом Контрреформации (об этом говорит и одно из его названий «искусство иезуитов»). Приведите аргументы в пользу данной точки зрения или опровергните её.

Барокко – это действительно стиль контрреформации, тому есть много доказательств, например следующие.

Архитектура барокко изобилует мелкими украшениями и деталями, как поздняя готика. Украшения другие, вобравшие в семя достижения Возрождения, но сам метод их применения – готический, не имеющий ничего общего с прямыми линиями и ясными формами Возрождения и наследника Возрождения – классицизма.

Стиль барроко в целом характерен в основном для стран, где победил католицизм, в протестантских странах в этом стиле не творили.

Барочная литература пронизана католическими символами и идеалами.

Барочное искусство, несмотря на свою жизнерадостность, проникнуто ощущением неизбежности смерти, эта неизбежность часто символически показана и в живописи, и в архитектуре. А лозунг «memento mori» (помни о смерти) был характерен для учения католической церкви.

2. В каких областях культуры романтизм проявился наиболее сильно? Объясните почему.

Романтизм наиболее ярко проявлялся изначально в живописи, скульптуре и литературе, потому что там можно показать яркую личность или наполненный величием момент. Характерен романтизм также для музыки, потому что она способна передать соответствующие эмоции. Архитектура более обезличена, потому для неё романтизм не характерен.

3. Можно ли утверждать, что господствовавшие художественные стили ограничивали творческие поиски людей искусства?

Утверждать этого нельзя, хотя бы потому, что ни один исторический источник не донёс до нас подобных жалоб.

Но и логически можно понять следующее. Стиль не сдерживал творцов, а задавал направление их творчеству, наоборот подсказывал те или иные решения. Когда стиль тяготел деятелей искусства, они вырабатывали новый, ведь смена стилей происходила исходя из внутреннего развития искусства. События внешнего мира влияли на это развитие, но не задавали его директивно. Потому стили были не кандалами, а коллективным бессознательным, его придерживались часто неосознанно, просто считая такую манеру работы наилучшей.

4. Подготовьте сообщение об одном из ярких представителей искусства изучаемого периода. Сопроводите его электронной презентацией.

В параграфе не было уделено внимания музыке. Доклад об одном из композиторов мог бы исправить ситуацию.

Иоганн Себастьян Бах. Рекомендуемая литература к докладу про него:

- Морозов, С.А. Бах. Биография в серии ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1975;

- Друскин, М.С. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982;

- Сапонов, М.А. Шедевры Баха по-русски. – М.: Классика-XXI, 2005;

- Милка, А., Шабалина, Г. Занимательная бахиана. – СПб.: Композитор, 2001.

1. Рассмотрите картину Ж.Л. Давида «Клятва Горациев» (см. цветную вклейку) и докажите, что она написана в стиле просветительского классицизма.

На картине наблюдается пусть не полная симметрия, но тяготение к таковой. Герои изображены в статичных возвышенных позах. Всё это позволяет отнести данное произведение искусства к классицизму. Кроме того, сюжет картины поучителен, и учит именно верности гражданскому долгу даже в ущерб семейным интересам (достаточно вспомнить рассказ о братьях Горациев у античных историков). Потому картина написана в стиле именно просветительского классицизма.

2. Изучите биографию Ж.Л. Давида и выясните, как исторические события, происходившие вокруг него, отражались в его творчестве.

Жак-Луи Давид начал как художник просветительского классицизма (например, создав разобранную в ответе на предыдущий вопрос картину «Клятва Горациев»).

Великая Французская революция очень сильно впечатлила художника. Именно под её влиянием, под впечатлением от сделавших её сильных личностей он внёс новшества в своё творчества, создавшие основу романтизма. Примером служит его полотно «Смерть Марата».

Застал художник и блистательное восшествие к вершинам власти Наполеона Бонапарта. Под обаянием от величия этого человека он написал «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале».

Таким образом, исторические события напрямую влияли на творчество этого художника, как и на возникновения выработанного им стиля романтизма.

3. Какие традиции художественной культуры Возрождения и философского рационализма XVII в. лежали в основе искусства классицизма? Приведите примеры.

Классицизм унаследовал любовь Возрождения к Античности, но при этом гораздо лучше понял достижения древних греков и римлян. Здания, созданные в этом стиле, почти копируют античные храмы, в отличии от ренессансных образцов, которые внешне мало напоминают архитектуру древних, хотя и создавались по сходным принципам.

Но кроме того, на данный стиль повлиял и рационализм. Архитектура классицизма симметрична, к симметрии тяготеет скульптура и живопись. Это символ торжества разума, который упорядочивает мир, вносит порядок, благодаря которому здравый смысл и долг торжествуют над себялюбием и страстями. Особенно яркая иллюстрация этого положения – так называемый французский парк, в котором не только аллеи проложены по прямым линиям, но даже кроны деревьев и кустов подстрижены в виде геометрических фигур – это демонстрация полной победы человеческого разума над хаосом природы.

4. Продолжением какого художественного стиля был ампир? В чём выражалась его преемственность, а в чём — новизна?

Ампир был продолжением классицизма. Для него характерны те же архитектурные формы, но при этом большая монументальность и помпезность. Характерные и ранее элементы делались крупнее и монументальнее, отдельные памятники даже грешат гигантоманией.

5. Какие новые художественные течения возникли во второй половине XIX в.? Подготовьте сообщение об одном из них.

Во второй половине этого столетия в художественном творчестве появились импрессионизм и постимпрессионизм, которые подготовили разнообразие направлений начала ХХ века.

Рекомендуемая литература к докладу об импрессионизме:

- Андреев, Л.Г. Импрессионизм. – М.: МГУ, 1980;

- Креспель, Ж-П. Повседневная жизнь импрессионистов 1863-1883. – М.: Молодая гвардия, 1999;

- Серюлль, М. и А. Энциклопедия импрессионизма. – М.: Республика, 2005;

- Бродская, Н.В. Импрессионизм. – СПб.: Аврора, 2002;

- Синельникова, Н.А. Импрессионизм. Очарованное мгновение. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.