§ 20. Наука и общественно-политическая мысль

Подробное решение параграф § 20 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012



Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

научная революция – рождение современной методологии научного познания, основанной не только на логике, но также на эксперименте, а также превращение математики в язык науки;

Просвещение – историческая эпоха и идейное течение, для которой характерно стремление понять мир, человека и общество, а также преобразовать последнее на основании разума для достижения всеобщего благоденствия, для него также характерно отрицание церковного мировоззрения;

гражданское общество – это свободное общество граждан, которое самостоятельно формирует органы управления, законодательство и таким образом само несёт ответственность за свою судьбу, благодаря механизмам саморегуляции оно становится гарантом свободы своих членов;

правовое государство – государство, жизнь которого основана на нормах права, подчинённых фундаментальным правовым принципам; в таких государствах закон выше индивидуальной воли любого должностного лица, что гарантирует свободу его граждан;

разделение властей – принцип, на основании которого одному человеку или органу не могут принадлежать все властные полномочия, вместо этого компетенция каждого органа ограничена лишь одной сферой власти, благодаря чему достигается паритет влияния высших органов, на чём основана система сдержек и противовесов;

либерализм – политическая теория, основанная на максимальной свободе человека в политической жизни и в экономике;

демократическое движение – общественно-политическое движение за введение демократической формы правления и всеобщего равенства граждан;

социализм – совокупность общественно-политических теорий о построении государства всеобщего равенства, ни разу в истории не реализованных на практике, несмотря на попытки ХХ века;

коммунизм – разновидность социализма, которая предусматривает общественную собственность на средства и продукцию производства;

позитивизм – направление мысли, утверждающее, что фактом можно считать только доказанное утверждение, в естественных науках – доказанное с помощью эксперимента.

1. Каковы признаки научной революции XVII в.? Приведите примеры, иллюстрирующие каждый признак.

Признаки:

- знания, основанные на экспериментах (например, именно экспериментальным путём Галилео Галилей установил, что ускорение свободного падения одинаково для предметов любой массы, хотя ранее считалось, что более лёгкие предметы падают медленнее: он бросал вещи разного веса с Пизанской башни);

- преимущество индуктивного метода над дедуктивным, то есть рассуждения не от общего к частному, а от частного к общему, то есть от эксперимента к теории (эту философскую модель обосновал Фрэнсис Бэкон и доработал Рене Декарт – один из столпов философии Нового времени);

- математика стала универсальным языком науки (например, теория всемирного тяготения в целом была разработана в Лондонском королевском обществе по развитию знаний о природе, но истинным её автором считают Исаака Ньютона именно потому, что он обосновал её математически);

- механицизм, то есть представление о мире, как о гигантском механизме, работающим, как и любой другой механизм, по раз и навсегда отлаженной схеме (это был шаг на пути к научному доказательству атеизма, потому что обосновывал существование мира без Господа, от которого требовалось только создание механизма и запуск его, позже наука стала доказывать, что для создания мироздания Господь также был необязателен).

2. Что такое Просвещение? Когда и где оно возникло и получило широкое распространение? Составьте логическую цепочку рассуждений о причинах возникновения Просвещения.

Просвещение – это эпоха и направление в философии и общественной мысли, в широком смысле слова этим словом называют всю европейскую историю XVIII века. Оно возникло в Англии в XVII веке, в годы революции в этой стране (как часть осмысления обществом казни монарха по решению суда парламента). В следующем столетии Просвещение распространилось на все страны Европы и британские колонии Северной Америки (вскоре образовавшие США), но особенного пышного расцвета достигло во Франции.

Научная революция XVII века → механистический подход к устройству мира → попытка найти в обществе такие же объективные законы, какие были выявлены в природе → попытка выстроить модель идеального общества вне религиозной философии: раз мир действует по заранее заведённым законом без непосредственного участия Творца, то и в устройстве общества достаточно просто понять эти законы.

3. Как вы считаете, почему только в XIX в. в Европе возникли и получили распространение различные общественные движения?

Общественные движения существовали в Европе задолго до этого века, но они были также и религиозными, потому что само мировоззрение людей оставалось религиозным. Однако Просвещение внесло сомнения в правильность учения церкви. Причём не конкретной католической или протестантской, а в религиозность как таковую. Именно тогда началась секуляризация сознания и общества.

Во многом секулярной с определённого этапа была и Великая французская революцию (не даром на одном из её этапов вместо христианства пытались ввести культ Разума, что на деле означало атеизм). А ведь во многом на этой революции основывались общественные движения следующего XIX столетия. Это и общая нараставшая секулярность сознания людей привели к тому, борьба за лучшее будущее людей потеряла религиозную подоплёку и проявлялась в виде по-настоящему общественных, а не религиозно-общественных движений.

4. Продумайте структуру и заполните сравнительную таблицу «Политические движения в XIX в.».

Продумайте структуру и заполните сравнительную таблицу «Политические движения в XIX в.»

1. Что нового внес А. Смит в экономическую науку? Какие черты экономики XVIII в. нашли отражение в его взглядах?

Прежде всего, он внёс научный подход в экономику. Также Адаму Смиту принадлежит доказательство роли промышленности в благосостоянии государства, обоснование пользы свободной торговли для экономики и своекорыстия человека как главной движущей силы экономики.

2. Заполните сравнительную таблицу «Европейская наука в XVI-XIX вв.» по схеме: паука в эпоху Возрождения, научная революция XVII в., науки в XVIII-XIX вв. Сделайте выводы.

Заполните сравнительную таблицу «Европейская наука в XVI-XIX вв. по схеме: паука в эпоху Возрождения, научная революция XVII в., науки в XVIII-XIX вв. Сделайте выводы

Из таблицы видно, что на протяжении рассматриваемых веков приоритет смещался с гуманитарных наук на естественные и постепенно вырабатывалась современная методология познания.

3. Каким вопросам политической теории просветители уделяли особое внимание?

Главным был вопрос суверенитета нации, из которого проистекало понятие о гражданском обществе, о правах и свободах граждан. Потому существовала проблема создания механизма защиты свобод и прав граждан, путём разработки соответствующей системы государственного устройства.

4. Как взаимосвязаны гражданское общество и правовое государство? Приведите примеры современных государств, где гражданское общество и правовое государство, по вашему мнению, существуют. Ответ обоснуйте.

Именно верховенство закона, то есть правовое государство, обеспечивает сохранение прав и свобод граждан от всех посягательств. При этом гражданское общество благодаря своим институтам и саморегуляции обеспечивает это самое верховенство закона. Таким образом, гражданское общество и правовое государство взаимосвязаны напрямую, они не могут существовать друг без друга.

Пример такого государства сегодня – это Швейцария. В данной стране наиболее полно проявляется контроль гражданского общества за соблюдением принципа верховенства права, ведь небольшой размер и соответствующая самоорганизация государства позволяет установить верховенство не высших органов власти, а референдумов, то есть прямого волеизъявления граждан, которое стоит выше решения любых государственных структур.

5. Позитивисты считали, что «существует только опытное познание, которое основывается на том. что нам непосредственно дано». Изучите дополнительную литературу и материалы сети Интернет и выясните, как эта основополагающая идея позитивизма реализовалась в исторической науке XIX в.

Рекомендуемый список литературы:

- Бернгейм, Э. Введение в историческую науку. – М.: Издательская группа URSS, 2011;

- Коллингвуд, Р.Дж. Идея истории. – М.: Наука, 1980;

- Савельева, И.М., Полетаев А.В. Становление исторического метода: Ранке, Маркс, Дройзен // «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории». – Вып. 18. – М.: УРСС, 2007. – С. 68-96;

-Горелов, М.М. Эволюция и континуитет английских политических традиций в творчестве Э. Фримена // Диалог со временем. – 2017. – № 58. – С. 271-284.

6. Что является предметом изучения нравственной философии? Обсудите точки зрения, высказанные в учебнике. С какой из них вы согласны? Приведите аргументы.

Основной предмет нравственной философии – это вопрос зол или добр человек по самой своей природе, без воздействия государственных законов.

Согласно теории Томаса Гоббса люди изначально злы, потому до появления государства шла «война всех против всех». Эта теория имеет право на существование, так как в истории много примеров того, какими монстрами становятся люди, когда чувствуют свою безнаказанность. Особенно богаты такими примерами тоталитарные режимы ХХ века.

Жан-Жак Руссо напротив утверждал, что от природы человек добр, а совершать плохие поступки его вынуждают социальные условия. Эта теория также имеет право на существования, потому что в истории полно примеров альтруизма и бескорыстного героизма, многим посчастливилось видеть такие примеры и в жизни.

Данный спор и сегодня не закончен, только переместился в другие области, одна из них – теория эволюции человека. Согласно одной теории человека создал обман: придумывание уловок для введение в заблуждение повышало интеллект, развивало мозг. Однако противоположная теория утверждает, что именно альтруизм и честность отличает людей от обезьян, а значит именно они помогли людям добиться того, ёёчего человекообразным обезьянам не удалось.

С моей точки зрения наиболее верный ответ задолго до нравственной философии дало христианство: изначально в человеке идёт борьба доброго и злого начал, выбор между ними остаются за каждым. Такой ответ, кстати, не отменяет основного вывода нравственной философии: государство должно быть устроено так, чтобы даже дурные склонности людей приносили пользу обществу.