§ 19. Религия и церковь в начале Нового времени

Подробное решение параграф § 19 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012



Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

индульгенция – продававшийся представителями католической церкви документ, подтверждавший полное или частичное отпущение грехов (идеологически оправдывался тем, что святые деятели церкви за прошедшие века накопили столько благодати, что её хватит для того, чтобы замолить определённое число грехов, пусть даже самых страшных);

лютеранство – направление протестантской веры последователей учения Мартина Лютера, основанное на «Книге Согласия» (Concordia), впервые изданной в 1580 году – включает учение о бедности церкви, не предполагает целибата и монашеского служения, из таинств католической церкви признаёт только крещение и причастие, но отрицает и учение о предопределённости судьбы, характерное, к примеру, для кальвинизма;

реформация – общественно-политическое движение и исторический процесс, результатом которого стало создание и распространение протестантизма путём переосмысления христианского учения, реформы структуры церкви и её позиции в общественной жизни;

кальвинизм – направление протестантской веры, основанное Жаном Кальвином и быстро распавшееся на отдельные поднаправления в разных странах – не предполагает целибата и монашеского служения, включает учения о бедности церкви и об изначальной предопределённости судьбы человека, стало популярно в среде буржуазии, поскольку считает праздность одним из страшных грехов;

англиканская церковь – направление протестантизма, изначально возникшее в Англии, предполагает более похожую на католическую структуру церкви и обрядность, чем другие направления протестантизма, но при этом считала главой церкви короля (или королеву);

контрреформация – религиозно-политическое движение, включавшее противодействие реформации и преобразование самой католической церкви ради облегчения этой борьбы.

1. Назовите причины возникновения реформационного движения в Западной Европе. При ответе прокомментируйте иллюстрации к параграфу.

Причины.

- Дороговизна католической церкви: католическое духовенство в то время собирало десятину (налог в размере десятой части доходов человека) и требовала платы за многие обряды, обременительной для большинства верующих. При этом в христианстве сохранялся идеал апостольской бедности. Именно эту проблему иллюстрирует гравюра около 1540 года на странице 240, на которой противопоставлены бедность Христа и богатство папы.

- Широкое участие церкви в политике: папа римский был крупным игроком европейских политических игр, епископы часто играли ту же роль в региональной политике. В то же время в Евангелие словами Христа «Дайте кесарю – кесарево, а Богу – богово» напрямую предписано разделять веру и политику.

- Практически открытое нарушение духовенством целибата, причём порой и с замужними женщинами. В то время как в Евангелие есть прямой запрет на супружеские измены.

- Продажа индульгенций, которую изображает верхняя иллюстрация на странице 238. Многие сомневались, что добытая праведниками благодать может продаваться за деньги. Тем более, что были распространены отпущения будущих грехов, то есть фактически – право на любое злодеяние. Кроме того, многие видели, что ради покупки этих документов люди отнимают необходимое у семей, у детей, что и показывает карикатура внизу страницы 238.

- Христианское учение об Антихристе, который вначале явиться под видом праведника и станет лжеучителем. Из-за выше перечисленных расхождений учения и реальных действий католического духовенства многие именно так воспринимали папу римского, что и иллюстрирует протестантская карикатура 1545 года на странице 239.

- Университетское движение. В среде университетских преподавателей официальное учение католической церкви критиковалось задолго до начала реформации. А у учёных схоластов хватало знаний и в области логики, и в области риторики, чтобы обосновать как свои претензии к папскому престолу, так и учение, которое они считали в большей степени отвечающим основам христианства. Нельзя забывать, что Мартин Лютер был, прежде всего, доктором теологии Виттенбергского университета, деятельность священника лишь дополняла его учёные изыскания. И даже его форма протеста была университетской – учебный процесс тогда включал диспуты, накануне которых вывешивали на всеобщее обозрение тезисы, по которым предполагалась дискуссия.

- Противоречия папы римского, императора Священной Римской империи германской нации, и князей империи. Соперничество императора и папы ослабляло влияние на князей их обоих. Не случайно именно на территории империи протестантское учение было поддержано.

- Нежелание католической церкви меняться под влиянием критики.

2. Составьте таблицу «Реформация в Германии и Англии» по схеме: начало реформации, основные события, итоги.

Составьте таблицу «Реформация в Германии и Англии» по схеме: начало реформации, основные события, итоги

3. Сравните лютеранство и кальвинизм. Какое из этих учений более последовательно выражало умонастроение буржуазии.

Кальвинизм более радикально осуждает заблуждения католичества, отвергает большее число черт этого учения. Кроме того, он содержит учения об изначальной предопределённости человеческой судьбы, включая судьбу посмертную. Согласно мысли Кальвина многим людям изначально уготован ад, и обречённый человек никак не может его избегнуть.

Умонастроение буржуазии в большей степени отражал кальвинизм. Потому что именно в этом учении труд объявлялся благодетелью, а любая праздность – грехом. На этом основании приветствовалось и богатство, добытое собственным трудом, но не используемое для хвастовства, для роскоши. Буржуазия того времени много работала для получения богатства, в то время как роскошь была в большей степени уделом знати.

4. В чём состояли особенности устройства и вероучения англиканской церкви? Запишите не менее четырёх тезисов, отражающих Англиканский символ веры.

Тезисы Англиканского символа веры:

- спасение только с помощью веры, при котором церковь – посредник, причём не обязательный (как в остальном протестантизме);

- поощрение «добрых дел», то есть церковных обрядов, которые помогают спасению (как в католичестве);

- сохранение из числа таинств лишь крещения и причастия (как в лютеранстве);

- пышность богослужений и церковного убранства (как в католичестве);

- сохранение епископов (как в католичестве);

- признание светского правителя и главой церкви (как в протестантизме).

1. Поразмышляйте, случайно ли реформационное движение активно распространялось именно в XVI в. Как оно было связано с другими сферами жизни европейского общества?

Задолго до Мартина Лютера верующие заметили расхождение учения и действий католической церкви, задолго до него эти претензии были сформулированы в университетской среде. Например, сходными были проповеди преподававшего в Оксфордском университете Джона Уиклифа (умер в 1384 году).

Противоречия между папами римскими и светскими властителями наблюдались задолго до реформации и решались другими способами. Задолго до реформации появилась отдельно Английская церковь, позже во Франции стала формироваться Галликанская (от римского названия страны – Галлия). Это предполагало фактическое господство короля над духовенством своей страны: назначение на должности церковных иерархов, поступление церковных сборов в королевскую казну и т. д. Однако эта борьба не сопровождалась возникновением нового религиозного учения.

Создание нового учения и поддержка этого учения со стороны светских феодалов (в противовес центральной власти) произошло примерно за столетие до тезисов Лютера. Имеются в виду Гуситские войны 1419-1434 годов. Однако в то время не было печатного станка, потому учение гуситов не получило распространения за пределами Чехии.

Таким образом, причин у начала реформации было много, но распространилась по всей Европе она в основном благодаря технологии печати, которая распространилась в конце XV века, потому успех нового учения именно в XVI веке совсем не случаен.

2. Назовите два направления Контрреформации. Перечисленные в параграфе события соотнесите с этими направлениями. Сделайте выводы.

Первое направление было связано с непосредственной борьбой против реформации. К этому направлению относилась активизация деятельности инквизиции, индекс запрещённых книг, впервые изданный в 1559 году и потом постоянно обновлявшийся. Большую роль в этом направлении сыграл орден иезуитов (хотя само его создание относится к реформе католической церкви). Иезуиты действовали не только силой. Созданная ими система образования и широкая публицистическая деятельности способствовала мирным успехам контрреформации.

Второе направление было связано с реформой самой католической церкви. Созданный в 1534 году орден иезуитов стал новым явлением. В частности, его члены часто скрывались среди обычных людей, считая тайную борьбу своим преимуществом. Инквизиция была реформирована в 1542 году. Наибольшие изменения принёс Тридентский собор 1545-1563 годов. В частности, он принял меры по борьбе с грехами самого духовенства, запретил продажу индульгенций, ввёл семинарии для ликвидации безграмотности священников и т.д.

3. Дополните таблицу «Реформация в Германии и Англии» событиями, происходившими во Франции и Нидерландах.

Дополните таблицу «Реформация в Германии и Англии» событиями, происходившими во Франции и Нидерландах

4. Рассмотрите карту 3 на вклейке и определите территории и государства, где сохранилось католичество, а где распространился протестантизм. Какое из этих религиозных течений пользовалось наибольшим влиянием в Европе?

Католичество сохранилось в Ирландии, Южной Германии, Австрии (правителям которой принадлежал также титул императоров Священной Римской империи германской нации), государствах Северной и Центральной Италии Португалии и Испании, которая включала в себя Южную Италию, Сицилию и другие острова Западного Средиземноморья, а с 1580 года – также Португалию.

Во Франции часть территорий стала протестантской, но в целом страна была католической, именно этой конфессии придерживался королевский двор. В Речи Посполитой кальвинисты одно время получили большое влияние, но позже страна стала преимущественно католической, причём этого удалось достичь без насилия.

Протестантизм приняли Англия, Шотландия, Дания (в состав которой входила и Норвегия), отделившая от Дании Швеция (в составе которой находилась и Финляндия), Нидерланды (независимая их часть), государства Северной Германии, Швейцария и Чехия. Однако эти для этих стран были характерны разные течения протестантизма, потому, к примеру на Британских островах одни протестанты боролись с другими (англикане с пуританами).

Наибольшее влияние осталось, как казалось, за католиками. Потому что этой конфессии остались верны Габсбурги (самая влиятельная династия Европы в то время), а также вернулись в её лоно короли Франции. Тридцатилетняя война показала равенство сил, однако только благодаря тому, что Франция выступила на стороне протестантов. Поддержи она свою конфессию, протестантизм мог бы быть полностью искоренён, по крайней мере, на территории Священной Римской империи германской нации.