§ 37. Культура России в XVIII в

Подробное решение раздел § 37 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014



Вопрос к I пункту. В чём вы видите причины данного явления?

Европейская культура распространялась двором Петра I, потому высшие слои общества усваивали её быстрее. У столичного дворянства просто не было другого выхода, потому что оно было на виду у императора, а остальная часть сословия привыкла ориентироваться на столицу.

Кроме того, следование европейской моде требовало денег. А деньги были, прежде всего, у помещиков.

Вопрос ко II пункту. Почему возникла настоятельная потребность в развитии образования?

Изначально образование требовалось для чисто практической цели: артиллерийским офицерам требовалось знать балистику, морским – навигацию и т. д. Но постепенно знания стали цениться как таковые. В Россию пришёл европейский идеал придворного, которые предполагал и утонченность, и светскость, и определённый уровень образования.

Вопрос к III пункту. Почему в России история как наука зарождается в XVIII в.? Чем был вызван интерес к прошлому страны?

Интерес к прошлому страны существовал всегда. Однако ещё в XVII веке его удовлетворяли летописи и историческая повесть. В XVIII веке наука история активно развивалась в Европе и была привнесена в Россию как европейское веяние вместе с париками и балетом. Причём вначале привнесена иностранцами – учёными Академии наук (тем же Герхардом Фридрихом Миллером). Сочинения отечественных авторов – уже ответы на труды немцев.

Вопрос к IV пункту. К какому стилю и почему можно отнести здание Смольного собора архитектора В.В. Растрелли?

Смольный собор построен в стиле барокко. Об этом говорят сложные ломанные линии и многочисленные украшения его фасада. Кроме того, собор имеет на фасаде характерное именно для елизаветинского барокко цветовое сочетание белого с небесноголубым.

Вопрос к параграфу №1. Какие характерные черты были присущи русской культуре XVIII в.?

Характерные черты:

- ориентация на европейские образцы (изначально просто их копирование и перевод);

- разрыв между элитарной (европейской) и народной (традиционной) культурой;

- светский характер культуры;

- значительная доля иностранцев в культурной жизни.

Вопрос к параграфу №2. Сравните развитие культуры в XVII и XVIII вв.

В XVII веке культура развивалась по своеобразному русском пути и несмотря на отдельные светские черты в целом оставалась религиозной. Но зато она была в основном целостной, хотя, безусловно, существовали различия между социальными слоями. В следующем столетии культура стала развиваться в европейском русле, кроме того, долго находилась в позиции отстающей, запоздало перенимающей передовые тенденции. При этом она чётко разделилась на элитарную и народную. Элитарная была в целом европейской, её восприняло дворянство и часть купечества, особенно в больших городах. Народная культура была присуща остальным слоям, прежде всего, крестьянству. Она оставалась традиционной, мало изменилась с XVII века.

Вопрос к параграфу №3. Некоторые публицисты и историки высказывают мнение, что Академия наук была органом, искусственно перенесённым на русскую почву, и выполняла чисто престижные функции. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

То, что Академия наук была привнесена искусственно не вызывает сомнения. Первый её состав был полностью набран из иностранцев, потому что в России многими из представленных наук тогда не занимались. В университете при Академии наук тоже изначально учились немецкие студенты. Вспоминая новшества Петра I можно понять, что он использовал уже готовые европейские изобретения (вроде оружия, кораблей и т. д.), просто осваивая их производство в России. Для этого Академия наук была не нужна. Со временем ситуация менялась, но изначально это учреждение действительно создавалось просто чтобы не выглядеть хуже других европейских монархов.

Вопрос к параграфу №4. Оцените роль иностранцев в развитии русской культуры.

Иностранцы заложили новую русскую культуру. В некоторых областях (таких как балет и др.) лишь иностранцы её изначально и создавали. В других, таких как живопись и литература, быстро появились русские мастера, но всё равно они учились у инострацев.

Вопрос к параграфу №5. Охарактеризуйте смену стилей в русском искусстве XVIII в.

Смена стилей чаще всего происходила вместе с восшествием на престол монарха с иным вкусом. Наиболее радикальное изменение – это смена барокко на классицизм. Она пришла со смертью Елизаветы Петровны – двор Петра III приедпочитал классицизм, этот же стиль нравился и Екатерине II.

Вопрос к параграфу №6. Проанализируйте произведение искусства (по выбору).

Царскосельский дворец – классический образец елизаветинского барокко, ведь именно для этой императрицы его и строил Бартоломео Франческо Растрелли.

Дворец имеет стандартную планировку – центральная чётко выделенная часть дополняется двумя крыльями, при этом окночания крыльев имеют похожее на центральную часть оформление. Фасад имеет множество изломанных вычурных лини, но при этом разделён многочисленными вертикальными элементами – полуколоннами и цветовыми полосами. Он весь выдержан в сочетании белого и небесноголубого, что придаёт всей конструкции ощущение воздушности.

Внутреннее убранство дворца отличается пышностью и вычурностью. Парадные залы украшены золотом, причём поражает не только само обилие драгоценного металла, но тонкость работы, мастерство ювелиров, которые изготовили многочисленные украшения в виде растительных элементов, проработанных до мельчайших прожилок на листьях. В убранство дворца входит и уникальная янтарная комната.

Перед главным входом разбит регулярный французский парк в клумбами, имеющими геометрические очертания и деревьями, чьи кроны подстригаются в виде геометрических фигур. Таким образом парк является как бы продолжением архитектуры: как и камень, растения полностью преображаются по велению человека.

Вопрос к параграфу №7. Подготовьте сообщение о деятеле культуры XVIII в. (по выбору).

Бартоломео Франческо Растрелли – сын Бартоломео Карло Растрелли. Его отец Карло был успешным скульптором, работал при дворе блистательного Людовика XIV. После смерти короля-солнца принял предложение Петра I и переехал в Санкт-Петербург в 1715 году. Юному Франческо было уже 16 лет, потому Россию нельзя считать его родиной, но именно в этой стране он нашёл свою славу.

Бартоломео Франческо многому научился у своего отца. Кроме того, несколько раз выезжал во Францию и Италию, где также получал образование. Уже в 22 года создал свой первый проект, который, однако, мало отличался от типовой застройки Санкт-Петербурга того времени: Петром I были определены в общих чертах проекты для дворянских, купеческих и мещанских домов в новой столице и Растрелли изначально от этих указаний не отступал.

Собственный стиль он выработал, работая в Курляндии. Здесь его заметил и возвысил фаворит герцогини Анны Иоанновны знаменитый позже Бирон. Когда герцогиня Анна взошла на престол России, Растрелли стал обер-архитектором. Он не был придворным в полном смысле этого слова, не участвовал в дворцовых интригах, потому спокойно пережил и опалу своего покровителя Бирона, и приход к власти Елизаветы Петровны.

На правление Анны Леопольдовны и Елизаветы Петровны приходится расцвет творчества архитектора. Обе императрицы любили роскошь и изящество. Архитектура Растрелли полностью отвечала их интересам – пышная с многочисленными статуями и другими украшениями, обилием позолоты, она была в полном смысле этого слова барочной. Именно этот архитектор выработал столь удачное сочетание голубого и белого цветов с позолотой, которыми отличается так называемый елизаветинский стиль.

Бартоломео Франческо был завален заказами, потому ко времени смерти отца в 1744 году более чем прочно сам стоял на ногах. Звёздный час архитектора начался с постройки летнего дворца (в 1741-1744 годах) изначально для Анны Леопольдовны, но и пришедшей к власти Елизавете Петровне проект понравился. Позже он работал над многими крупными проектами, часто над несколькими одновременно: Большой дворец в Петергофе (1747-1752), эскиз Андреевского собора в Киеве (1747), ансамбль Смольного монастыря (1748—57), Екатериненский дворец в Царском Селе (1752-1757) и Зимний дворец со знаменитой Иорданской лестницей (1754-1762).

После смерти Елизаветы в 1762 году стиль барокко вышел из моды. Молодой двор предпочитал Антинио Ринальди, работавшего в стиле классицизма. Растрелли привык к роскоши, без заказов влез в долги. Он даже ездил в Италию в поисках новых крупных заказов. На счастье архитектора его прежний покровитель Эрнст Иоганн Бирон вернулся из ссылки и снова вступил в права герцога Курляндии. Правда, вскоре он отрёкся от власти в пользу сына Петра, но заказ для Растрелли это не отменило. Бывший обер-архитектор России руководил возобновившимся строительством Рундальского и Митавского дворцов.

Но маленькая Курляндия не могла себе позволить много масштабных проектов. Вскоре Растрелли снова искал себе заказчика. Он попытал счастье в Берлине, но расположения Фридриха Великого не добился. Архитектор остался в Курляндии. Известно, что в 1767 году он вынужден был распродать часть вещей.

До конца не ясно, когда умер Бартоломео Франческо. По косвенным данным можно предположить, что в 1771 году.