§ 21. Российское общество конца XV–XVI в

Подробное решение раздел § 21 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014



Вопрос ко II пункту. Чем можно объяснить остроту споров о церковном землевладении? Вспомните, как решали этот вопрос сторонники Иосифа Волоцкого (иосифляне) и Нила Сорского (нестяжатели).

Нестяжатели учили, что церковь должна отказаться от богатств и максимально уйти от мира, тем более не участвовать в политике. Их сторонники создавали создавали монастыри в глухих часто болотистых лесах, на пустынных островах и т. д. Иосифляне наоборот считали, что у церкви должны быть богатства, но не ради корысти, а чтобы показать верующим величие Господа. Также они учили, что церковь должна активно наставлять правителей, потому что таким образом она помогала спасению целого народа.

То есть данный спор касался всех главных сторон жизни духовенства, особенно монашества и участия духовенства в политической жизни. Дискутировали о пути развития, по которому должна пойти церковь. Подобная дискуссия не могла не получиться жаркой.

Вопрос к параграфу №1. Составьте схему «Социальная лестница Московской Руси конца XV-XVI в.». Назовите привилегированные слои общества.

Составьте схему «Социальная лестница Московской Руси конца XV-XVI в.». Назовите привилегированные слои общества

Вопрос к параграфу №2. Определите особенности процесса становления поместной системы и формирования служилого сословия в России.

Поместья дворян и детей боярских в России изначально были похожи на бенефиции франкского государства – это были земли, которые давались в условное владение только на время службы. В Западной Европе бенефиции со временем стали полной собственностью и превратились в феоды, в России произошло практически то же самое – поместья были приравнены к вотчинам. Более близкий по времени аналог – тимары Османской империи. Они также давались в условное владение за службу, причём примерно одновременно с поместьями в России. На основе держателей бенефициев, тимаров и поместий и формировалось служивое сословие – часть знати, которая была обязана всем лишь службой государю и теряла своё положение без этой службы. Потому поместья и служивое сословие в России было относительно типичным явлением, имевшим лишь небольшие особенности, связанные с культурой самого сословия.

Вопрос к параграфу №3. Дайте развёрнутую характеристику крестьянства как социального слоя Московской Руси (категории, экономическое и правовое положение, степень закрепощения, быт и др.).

Крестьяне делились на черносошных и частновладельческих. Черносошные или просто чёрные платили подати государству. Частновладельческие были от таких податей свободны, потому также назывались белыми. Но вместо государственных податей они выполняли повинности в пользу владельцев вотчин и поместий.

В собственности находилась только земля, крестьяне ещё были лично свободными. Они имели право перехода к другому хозяину, в Судебнике выступали как самостоятельные субъекты права и т. д. Но уже начался процесс их закрепощения, потому что они могли перейти к другому хозяину только в течении недели до и недели после Юрьева дня, причём только заплатив значительную сумму «пожилого».

Крестьяне были основным податным сословием, именно из их податей состояли основные доходы казны и землевладельцев (это объясняется также тем, что крестьяне составляли подавляющее большинство населения). Однако урожайность в России продолжала оставаться низкой, потому работавшие на земле люди сами еле сводили концы с концами и не могли многое выплачивать в качестве податей или уделять слишком много времени на барщине – иначе им грозила голодная смерть.

В правовом отношении крестьяне обычно действовали не сами по себе, а в составе общины. Именно община отвечала и перед государством, и перед помещиком.

Быт крестьян оставался патриархальным, во многом напоминавшим домонгольские времена. Новшества в те времена возникали не часто, а в деревне приживались и того реже.

Вопрос к параграфу №4. Как изменился институт холопства на Руси в XV-XVI вв.? Какую социально-экономическую роль он играл?

Холопство заменило прежние многочисленные категории зависимых и полузависимых крестьян. Холопство стало более разнообразным, включало горожан и даже выходцев из привилегированных сословий. В XVI веке холопы постепенно обретать правовой статус.

Холопы использовались как полностью подневольная рабочая сила. Они выполняли ту же роль, что впоследствии – крепостные крестьяне. С точки зрения самих холопов это часто было тяжким рабством (например, когда холопа захватывали в плен на войне). Но порой это было спасением для холопа, например, от голодной смерти.