Подробное решение раздел § 10 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014
Вопрос к I пункту. В чём различия подсечно-огневой, переложной и двупольной систем земледелия?
При подсечно-огневом земледелии на участке вырубали лес, сжигали большую его часть, сжигали и выкорчёвывали пни. После этого до пяти лет пепел обеспечивал плодородие земли. Её можно было даже не очень глубоко пахать деревянной сохой. После нескольких лет участок забрасывали, вырубали и выжигали новый.
При переложном земледелии участок тоже меняли, но через два-три десятка лет. Его использовали в степных районах, где земля была плодороднее, чем в лесной зоне, и деревья не мешали вспашке. Все эти годы так же засаживали каждый год одно и то же поле.
В отличии от предыдущих двух систем, при двуполье хозяйство постоянно оставалось на одном месте, при этом место под посевы меняли каждый год. Делили поле на две части, одну из которых засевали, а другую использовали под пастбище. На следующий год их меняли местами. Такая система требовала более глубокой вспашки, для чего требовался плуг с железным лемехом. Кроме того, она лучше работает, когда на поле вносятся удобрения.
Таким образом, эти системы отличаются и длительностью использования участка и вопросом, на одном ли месте каждый год вырастает урожай, и инструментами, которые должны использоваться для обработки. Во всех этих вопросах двуполье было самой прогрессивной системой и гораздо больше отличалось и от переложного, и от подсечно-огневого земледелия, чем они друг от друга.
Вопрос к IV пункту №1. Назовите известные вам архитектурные элементы сооружений. Каковы характерные особенности храмовой архитектуры Новгородской земли?
Древнерусская архитектура это, прежде всего, храмы. В православных храмах выделяются такие элементы как фасад, притвор, неф, апсида, купол и барабан (под куполом).
Архитектура Новгородской земли отличается определённым аскетизмом, сами храмы как правило небольшие. Они обычно белые, но достигается это побелкой. На фасаде почти нет архитектурных украшений, окна узкие и относительно низкие. Барабан прорезается окнами далеко не на всю высоту. Однако при этом боковые нефы обычно такой же высоты, что и центральный.
Вопрос к IV пункту №2. Определите общие для зодчества Владимиро-Суздальской Руси черты. Смотрите предыдущие иллюстрации. Выявите общее и особенное в храмовых сооружениях удельных центров Руси.
Архитектура Владимиро-Суздальской земли величественная, храмы обычно большие. Как правило они белые, причём часто это не побелка, а изначально белый камень, из которого храмы строились. В храмах окна узкие (так как храмы были ещё и крепостями – последними линиями обороны), но при этом высокие. Барабан под куполом прорезался окнами по всей высоте. Фасад украшен многочисленными рельефами. Визуально его разделяют полуколонны. Ещё одна особенность Владимиро-Суздальской земли в отличие от южнорусских храмов – боковые нефы имели ту же высоту, что и центральный.
Вопрос к параграфу №1. Опишите исторические условия развития древнерусской культуры X – начала XIII в.
Древнерусская культура зародилась как языческая. Но с приходом христианства языческое наследие старательно уничтожалось. Потому от него осталось не так много. Это в основном были и сказки. Однако на них также на протяжении веков опосредовано влияло христианство.
Во время принятия христианства Древнерусское государство было единым, но со временем оно всё чаще стало распадаться на уделы нескольких враждовавших князей. А со временем распалось окончательно. Каждый удел стал фактически самостоятельным государством. Также в разных княжества были разные природно-климатические условия, разные земли испытывали влияние разных соседних народов. В результате сложилось несколько вариантов древнерусской культуры.
Вопрос к параграфу №2. Охарактеризуйте уровень развития древнерусского общества на основе анализа памятников культурного наследия домонгольской Руси.
В Древнерусском государстве строили величественные каменные храмы. Так же существовали и величественные дворцы, которые, однако, хуже сохранились. Здесь же создавались многочисленные книги на разнообразные для своего времени темы. При этом грамотными были довольно широкие слои населения, что показывают берестяные грамоты. Также расцветала и художественная культура. Всё это позволяет отнести древнерусскую культуру к числу хорошо развитых.
С другой стороны, древнерусскую культуру нельзя отнести к числу ведущих, потому что её влияние мало распространялось за пределы самого Древнерусского государства, в то время как культура, к примеру, Византии влияла на многие другие страны (особенно православные), часто была основой для всей их культуры.
Вопрос к параграфу №3. Как повлияло христианство на развитие культуры Древней Руси? Каковы отличительные особенности культуры Древней Руси?
Значительная часть культуры появилась только благодаря христианству. Имеются в виду иконопись, книги и отдельно книжные миниатюры, иконы и мозаики, каменная архитектура и многое другое. На другие области культуры христианство сильно повлияло. Так даже в таком пережитке язычества как магия стали использоваться молитвы. Былины считаются частью народной культуры, где язычество оставалось сильным ещё долго после крещения, но в этом эпосе враги обозначены словом «поганые», то есть – язычники, то есть деление на своих и чужих в былинах испытало сильное влияние христианства. Потому можно с уверенностью сказать, что христианство стало основой всей русской культуры.
Вопрос к параграфу №4. Можно ли говорить о существовании единой древнерусской народности в условиях обособления отдельных княжеств и земель Руси на рубеже XII – XIII вв.? Докажите своё мнение. (Используйте памятку 7 в конце учебника.)
В разных частях некогда единого Древнерусского государства существовали свои стили культуры, хотя общих черт в этих стилях ещё больше, чем различий. В разных его частях говорили на разных диалектах, хотя, видимо, всё ещё могли понять друг друга: это видно не столько по берестяным грамотам (которым климат далеко не всем дал возможность сохраниться), сколько по подписям на церковных росписях. Кроме того, люди жили в разных государствах. Потому можно говорить, что в этот период древнерусская народность начинает распадаться, хотя окончательно ещё и не разделяется на несколько самостоятельных.
Вопрос к параграфу №5. Подготовьте проекты: «Былины – устный учебник родной истории»; «Отражение христианских ценностей и традиций в древнерусском искусстве»; «Ранний период отечественной истории в художественных произведениях XIX–XX вв.». Используйте сведения из литературы, изобразительного искусства, музыки и др.
Слайд 1
Название: Отражение христианских ценностей и традиций в древнерусском искусстве
Текст: сведения об авторе
Слайд 2
Изображение: Остромирово Евангелие
Текст: Христианские ценности излагались в церковных книгах. Но для большинства верующих эти тексты были недоступны не столько из-за неграмотности людей (берестяные грамоты показывают обратное), сколько из-за дороговизны пергаментных рукописей.
Слайд 3
Изображение: нательный древнерусский крест
Текст: Христианство внесло изменения во все сферы жизни, начиная с оберегов – главным из них стал нательный крестик.
Слайд 4
Изображение: Софийский собор в Киеве (реконструкция изначального внешнего вида)
Текст: Главное место в жизни людей заняла церковь, причём не только организация, но и здание: храм стал главным зданием в городе. Он строился наиболее величественным, часто он один был из дерева или кирпича. На соборы вроде Софийских шли колоссальные стредства.
Слайд 5
Изображение: Ярослав Мудрый с семьёй на росписи Софийского собора в Киеве
Текст: Церковь действительно стала самым важным местом. Это изображение Ярослава Мудрого с семьёй – часть росписи Софийского собора в Киеве. Великий князь мог заказать огромное изображение в своём тереме, но ему важно, что его семья присутствовала в доме Господа.
Слайд 6
Изображение: Идолище Поганое
Текст: Христианство глубоко проникло и в более народную культуру, например, в былины. Вот этот враг земли русской, побеждённый Ильёй Муромцем, звался Идолище Поганое, то есть буквально «языческий идол» – то есть всё языческое стало враждебным.
Вопрос к параграфу №6. Подготовьте компьютерную презентацию, содержащую информацию по хронологии, историческим деятелям, ряд иллюстраций из дополнительной литературы и Интернета.
Слайд 1
Название: Андрей Боголюбский: создание собственного государства
Текст: сведения об авторе
Слайд 2
Изображение: Андрей Боголюбский: реконструкция Герасимова
Текст: Андрей Юрьевич родился в 1111 году. Он был сыном Юрия Владимировича Долгорукого (сына Владимира Мономаха, хотя и совсем не старшего) и дочери половецкого хана Аепы. Потому восточные черты хорошо видны во внешности князя. Скорее всего, были у него и дружеские отношения с каким-то из половецких племён.
Слайд 3
Изображение: Юрий Долгорукий
Текст: Юрий Владимирович долгие годы боролся за престол великого князя в Киеве, несколько раз захватывал его и несколько же раз терял. К концу жизни всё-таки закрепил за собой наследие отца. Потому его и прозвали Долгоруким, ведь ему из Суздали удавалось дотянуться до Киева.
Слайд 4
Изображение: древнерусские воины (лучше взять какую-нибудь миниатюру с ними из Радзивиловской летописи)
Текст: В молодости Андрей Юрьевич участвовал в войнах отца, но когда в 1157 году Юрий Владимирович умер в Киеве, отказался ехать в древнюю столицу, решив использовать ресурсы своего княжества на укрепление самого этого княжества, а не на борьбу за далёкий киевский престол.
Слайд 5
Изображение: Золотые ворота во Владимире
Текст: Во Владимиро-Суздальском княжестве традиционно была очень сильна власть князя. Но Андрей Юрьевич усилил её больше, перенеся столицу во Владимир. Он обнёс город земляными стенами с двумя белокаменными башнями, из которых сегодня сохранилась одна – Золотые ворота.
Слайд 6
Изображение: Успенский собор во Владимире
Текст: Всю жизнь Андрей Юрьевич украшал свою новую столицу. Именно при нём там стали строить величественные храмы именно из белого камня.
Слайд 7
Изображение: Владимирская икона Божией Матери
Текст: Чтобы ещё больше укрепить славу своего княжества, Андрей Боголюбский вывез (фактически тайно похитил) из Киева икону Божьей Матери, которую подарил князю Мстиславу Владимировичу патриарх Константинополя Лука Хрисоверг. Считалось, что эту икону написал сам Евангелист Лука, который видел Богоматерь.
Слайд: 8
Изображение: храм Рождества Богородицы и остатки палат в Боголюбове
Текст: Князь предпочитал жить не в новой столице, а в селе Боголюбово (по которому и получил своё прозвище). Здесь у него была укреплённая резиденция, нечто вроде западносредневекового замка. Именно там он чувствовал себя в безопасности от бояр.
Слайд 9
Изображение: горящий город
Текст: Однако не стоит думать, что Андрей Боголюбский только мирно строил свою столицу. Он воевал не меньше отца, ходил походами и к стенам Киева, и на Новгород и на другие города, просто центром его интересов было собственное Владимиро-Суздальское княжество.
Слайд 10
Изображение: Убиение Андрея Боголюбского
Текст: Как был не чувствовал себя князь в безопасности от происков бояр в своей резиденции в Боголюбово, именно там он и погиб в 1174 году, причём именно от рук бояр-заговорщиков.