§ 41. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

Подробное решение параграф § 41 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016



Какова была роль гласности в политике перестройки.

Гласность была основным лозунгом политики перестройки в духовной и культурной жизни. Однако гласность подразумевала не полную свободу слова, а «полусвободу», т.е. разрешение говорить то, что требовалось руководству. Так, например, критика сталинизма использовалась для обоснования правильности проводимого новым руководством курса.

К каким социально-экономическим, политическим последствиям вела утрата коммунистической идеологией своего авторитета?

Коммунистическая идеология была основанием, фундаментом советского строя. Поэтому утрата авторитета привела к идейному разладу в обществе, что в условиях экономического кризиса привело к разрушающим последствиям. Общество перестало верить в лозунги, провозглашаемые руководством, перестало верить в само руководство. Никто уже не ждал построения коммунизма в будущем. Скептицизм и социальная апатия стали во многом характеризовать интеллектуальное состояние советского общества. Надежда на рабочий энтузиазм масс в начале перестройки таким образом не оправдалась, экономический кризис только лишь усугублялся.

1. Объясните понятие «гласность». Приведите примеры этого явления.

Гласность – политический термин времен перестройки, обозначающий политику ограниченной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. Примером гласности можно назвать съезд Союза кинематографистов летом 1986 г., на котором было осуждено подавление свободы творчества.

2. Раскройте роль СМИ в политике гласности.

Роль СМИ в политике гласности была очень большой, т.к. средства массовой информации были средством борьбы за умы людей. Появлялись новые передачи на ТВ, пропагандирующие необходимость перемен. Стали транслироваться съезды народных депутатов СССР, партийные конференции КПСС, что привело к подъему гражданской активности населения.

Прекращение глушения западных радиостанций, открытие архивов для исследователей, новые газеты и журналы – все это привело к огромной волне информации, которая разрушила существовавшую систему мифов СССР, но так же создала новые мифы, в которых разобраться человеку в эпоху перемен было очень непросто. В процессе политики гласности идеология лишилась своей главной роли.

3. Какие изменения произошли в религиозной политике государства?

Поворотным пунктом в религиозной политике стал 1000-летний юбилей крещения Руси. Начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. – более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Издается Библия. Состоялся Поместный собор, принявший новый устав и канонизировавший Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека и др.

Алексий II, ставший патриархом в 1990 г. заявил, что государству со своей идеологией придется потесниться в жизни человека.

У государства наметились изменения и в отношении других конфессий.

4. Охарактеризуйте особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки.

В литературной жизни политика гласности привела к печати большого количества ранее запрещенных произведений. Опубликованы работы Бродского, Платонова, Солженицына, Набокова, Замятина и др. В литературных кругах шли дискуссии о путях развития страны. Часть писателей выступала за коренные преобразования, часть – за сохранение традиционного пути. В работах многих публицистов продвигалась мысль, что порочна сама существующая общественная система. Были изданы работы западных авторов о тоталитаризме.

Гласность затронула также кино и театр. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов, на котором было осуждено подавление свободы творчества. Появлялись фильмы антисталинского и антисоветского звучания, выпускались запрещенные ранее фильмы. В театре ставились постановки, по-новому трактующие эпоху революции и Гражданской войны.

Литература, кино и театр во многом подготовили общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

1. Как вы понимаете тезис «социализм с человеческим лицом»?

«Социализм с человеческим лицом» - идея соединения социалистической доктрины с либерально-демократическими ценностями. Термин впервые употреблен в 1968 г. лидером компартии Чехословакии Дубчеком.

В СССР лозунг построения «социализм с человеческим лицом» характерен для первых этапов перестройки, когда некоторые послабления в виде политики гласности не подразумевали под собой смены существовавшей системы.

2. Познакомьтесь с одним из художественных произведений, упомянутых в параграфе, подготовьте сообщение о нем.

«Котлован» — антиутопическая повесть Андрея Платонова, написанная в 1930 году; социальная притча, философский гротеск, жёсткая сатира на СССР времён первой пятилетки.

По сюжету группе строителей дано задание построить так называемый «общепролетарский дом», цель которого — стать первым кирпичиком в утопическом городе будущего. Однако строительство заканчивается на котловане будущего фундамента дома, дальше дело не идёт, и к строителям приходит понимание тщетности создания чего-либо нового на обломках уничтоженного старого, а возможно, и осознание того, что цель не всегда оправдывает средства.

На другом плане сюжета произведения бездомная девочка Настя, являющаяся воплощением будущего, будущих жильцов дома, живущая на стройке (что символично, ввиду отсутствия кроватей строители подарили девочке два гроба, отобранных ими предварительно у крестьян — один в качестве кровати, второй — в качестве коробки для игрушек) умирает, так и не дождавшись постройки общего дома для всех: светлая когда-то утопия, логически зайдя в тупик, неотвратимо превращается в жёсткую антиутопию.

Повесть показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя. Текст описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи. Жёстко утончённые, до гротескного сюрреализма, реалии тех времён изображены ярко и выразительно. Несмотря на гротескность описания и иносказания в тексте, в повести отражены многочисленные элементы реального быта в эпоху Сталина.

Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом.

3. Согласны ли вы, что в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны. Аргументируйте мнение, что переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа».

Да, в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны. Причем, актуализация истории шла как сверху, со стороны руководства, так и снизу, особенно из литературных кругов. Для руководства критика предшествовавшего времени, в частности, сталинизма, была оправданием правильности выбранного курса. В условиях политики гласности страну захлестнула волна из художественных и публицистических произведений о временах революции, гражданской войны, сталинизма. В большинстве своем эти работы крайне негативно описывали прошлое страны, что влияло на состояние умов населения.

Переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа», потому что постоянное очернение истории, мнение о том, что наша история ужасна привело к идее, что все в нашей стране плохо, всегда было плохо, и всегда будет плохо. Эти идеи привели к главной мысли, что сам наш народ – плохой, отсталый.

4. Сравните плакаты периода перестройки и советские плакаты 1950-1960-х гг. Что общего в духовной жизни общества в годы «оттепели» и в годы перестройки. Какие новые общественные явления нашли свое отражение в плакатном искусстве в конце 1980-х гг.

Плакаты периодов «оттепели» и перестройки апеллируют к энтузиазму масс, призывают к качественной и результативной работе. Плакаты полны оптимизма, призывают к активности, обращены зачастую к молодежи. Это является общей чертой для «оттепели» и перестройки.

Для плакатов перестройки характерна идея, что перестройка – это возврат к настоящим ленинским принципам. Также большое место в плакатном искусстве занимает антиалкогольная тема.

5. Почему политика гласности привела к поляризации общественных настроений в СССР?

Политика гласности привела к поляризации общественных настроений, потому что она вошла в острое противоречие с устоявшейся идеологической системой. Долгие годы люди жили в одном идейном пространстве, которое в середине 80-х годов начало активно разрушаться. И в эту эпоху перемен часть населения не приняла новые веяния, а часть наоборот требовала радикальных преобразований. Поднявшаяся информационная волна несла негативное отношение к прошлому, к самой советской системе. В Этих условиях людям было сложно разобраться, где правда, а где мифы – старые или новые.