Подробное решение Темы Пищеварение в желудке и кишечнике по биологии Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Сонин Н.И., Сапин М.Р.
160. Опишите форму, размеры и особенности строения желудка.
Внешне он напоминает большую грушу, вместимость его — до 2—3 л. Форма и размеры желудка зависят от количества съеденной пищи.
Слизистая оболочка желудка образует множество складок, которые значительно увеличивают ее общую поверхность. Такое строение способствует лучшему соприкосновению пищи с его стенками. В слизистой желудка расположено около 35 млн желез, которые за сутки выделяют до 2 л желудочного сока. От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.
161. Каков состав желудочного сока? Почему желудочный сок не повреждает стенки желудка?
Желудочный сок — это прозрачная жидкость, 0,25% ее объема составляет соляная кислота. Такая концентрация кислоты убивает попавшие в желудок болезнетворные организмы, но не опасна для его собственных клеток. От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.
162. Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке?
В двенадцатиперстной кишке пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Их ферменты действуют на белки, жиры и углеводы.
163. Какова роль печени в организме человека?
Печень принимает участие не только в процессе пищеварения. В ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена — животного крахмала.
164. Опишите функции желчи в пищеварении.
Важную роль в пищеварении играет желчь, которая образуется в печени. Хотя желчь сама и не переваривает жиры, но усиливает действие ферментов, а также разлагает жиры на мелкие капельки.
165. Дополните предложение.
Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трёх этапов: полостное пищеварение, пристеночное пищеварение и всасывание.
166. Какие процессы происходят в толстой кишке?
В толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи. Здесь они могут находиться до 12—20 часов. За это время под действием бактерий происходит расщепление клетчатки, а вода всасывается в кровеносные сосуды, расположенные в стенках толстой кишки.
167. Запишите определение.
Всасывание — переход веществ через клеточные элементы стенок пищеварительного тракта в кровь и лимфу.
168. Рассмотрите рисунок. Подпишите его. Опишите, как осуществляется процесс всасывания.
Всасывание веществ через кишечную ворсинку.
Определите, какие продукты расщепления обозначены следующими символами: квадраты и треугольники —глюкоза, растворы минеральных солей и аминокислоты, круги —жирные кислоты и глицерин.
169. Выполните практическую работу «Воздействие желудочного сока на белки». Внимательно наблюдайте за действиями учителя при выполнении демонстрационного опыта.
1. В две пробирки помещают хлопья куриного белка.
2. В одну пробирку добавляют воду.
3. В другую пробирку добавляют 1 мл желудочного сока.
4. Обе пробирки ставят на водяную баню при температуре +37 °С.
5. Через 30 мин сравнивают содержимое пробирок.
6. Сделайте выводы. Какие изменения произошли с белком в пробирке с желудочным соком? Почему произошли эти изменения? Почему белок в пробирке с водой остался без изменения? Зачем учитель нагревал пробирки?
Вывод: в пробирке с желудочным соком после нагревания яичный белок растворился. Осталась просто жидкость. Это произошло потому, что кроме кислоты, в желудочном соке имеется еще ферментное вещество, действующее на белки, — пепсин. Если подвергнуть действию сока твердый свернутый белок, то он начинает расщепляться. В белке происходит ряд последовательных разложений.
Так как в воде нет таких ферментов, то и с белком в другой пробирке ничего не произошло.
Нагревали пробирки для того, чтобы достичь температуры человеческого тела. А такая температура – катализатор реакции.
Тренировочные задания 9.
Задания уровня А
А1. – 2.
А2. – 2.
А3.– 1.
А4. – 3.
А5. – 1.
А6. – 1.
А7. – 2.
А8. – 3.
А9. – 3.
А10. –3.
А11. – 2.
А12. – 3.
Задания уровня В
В1. – 1,3,6.
В2. – 1,2,3.
В3. – 1,2,4.