Пищеварение в ротовой полости

Подробное решение Темы Пищеварение в ротовой полости по биологии Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Сонин Н.И., Сапин М.Р.



153. Рассмотрите рисунок, изображающий схему пищеварительной системы человека. Напишите названия органов пищеварения, обозначенных цифрами.

схема пищеварительной системы человека

154. Рассмотрите рисунки зубов. Напишите названия зубов, обозначенных цифрами.

Названия зубов

155. Что происходит с пищей в ротовой полости? 

В ротовой полости слюна смачивает пищу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние вещества. Под действием ферментов содержащийся в пище крахмал начинает расщепляться на более простые молекулы — до глюкозы.

Попав в рот, пища раздражает многочисленные рецепторы (температурные, вкусовые, осязательные), и мы ощущаем ее вкус, температуру, перемещение. Раздражение рецепторов также вызывает рефлексы жевания и отделения слюны. При жевании язык направляет пищу к зубам, перемешивает ее и передвигает в глотку для глотания. Кроме того, язык, как и губы, участвует в определении качества пищи.

156. Рассмотрите рисунок зуба. Напишите названия структур, обозначенных цифрами.

Названия структур зуба

157. Какие основные гигиенические требования необходимо выполнять при уходе за зубами? 

Нужно просто чистить зубы два раза в день по 2—3 минуты и полоскать ротовую полость после еды.

158. Рассмотрите рисунок и письменно объясните, как происходит глотание.

Глотание

Пережеванный, смоченный слюной, скользкий комочек пищи поступает в глотку, а затем — в пищевод. По пищеводу пища проталкивается благодаря перистальтике — волнообразным сокращениям его стенок. При этом мышцы, расположенные в стенке пищевода, сжимаются, проталкивая комок пищи в желудок. Этот процесс занимает 6—8 с.

В глотке перекрещиваются пути поступления в организм воздуха и пищи. Казалось бы, возникает опасность, что комочки пищи могут попасть в органы дыхания — в гортань, носоглотку. Однако этого не происходит, так как во время глотания пищи хрящ — надгортанник закрывает вход в гортань, а язычок мягкого нёба поднимается и отделяет носоглотку от ротоглотки. Эти процессы происходят рефлекторно. И все же не стоит во время пережевывания и глотания пищи разговаривать и смеяться.

159. Выполните лабораторную работу «Воздействие слюны на крахмал».

1. С помощью ватного тампона смочите часть крахмальной полоски слюной. Подержите полоску в течение 2 мин между ладонями.

2. Поместите полоску в слабый раствор йода.

3. Обратите внимание, как окрасилась крахмальная полоска.

Какие участки изменили цвет? Какие участки остались без изменения? Помните, что при действии йода крахмал окрашивается в тёмно-синий цвет.

Вывод: крахмальная полоска окрасилась в синий цвет, за исключением того участка, где была нанесена слюна. Этот участок остался белым.

4. Сделайте вывод, что произошло с крахмалом на участке, смоченном слюной. Почему это произошло?

Вывод: на крахмальной бумаге, обработанной слюной, окрашивания не произошло. Значит, под действием слюны произошло расщепление крахмала. Ферменты слюны — амилаза и мальтаза — в слабощелочной среде при температуре тела расщепляют крахмал до мальтозы и глюкозы, а при кипячении теряют активность.