2. Методы изучения живой природы

Подробное решение тема 2 по биологии рабочая тетрадь для учащихся 6 класса, авторов Лисов Н.Д., Борщевская Е.В. 2015

РАБОЧИЕ ПРИБОРЫ БИОЛОГА:

ЛУПА, МИКРОСКОП

1. Отметьте знаком « + » верное утверждение.

Для изучения влияния температуры на рост растений человек проводит биологический опыт. « + »

К наблюдениям можно отнести изучение роста растений при разной температуре.

Для наблюдений за жизнью птиц используется микроскоп.

2. Перечислите методы изучения живой природы.

К методам наблюдения относятся: наблюдение и биологический опыт.

3. На рисунках изображено распускание почек каштана, цветение одуванчика, прилет скворцов. Каким методом необходимо воспользоваться, чтобы установить сроки распускания почек каштанов, начало цветения одуванчиков, прилет скворцов?

Необходимо использовать метод наблюдения.

Стр.10

4. Вставьте пропущенные слова.

Главные части светового микроскопа — ОКУЛЯР и ОБЪЕКТИВ. Наблюдения можно проводить с помощью увеличительных приборов — БИНОКЛЯ, ЛУПЫ и МИКРОСКОПА.

5. Укажите характерный признак, который отличает биологические опыты от наблюдений за живыми объектами.

При проведении биологического опыта человек сознательно изменяет условия протекания тех жизненных процессов живых организмов, которые он хочет исследовать. Это главное отличие.

Стр.11

6. Вставьте в прямоугольники справа названия частей микроскопа, определения которых даны в прямоугольниках слева.

Система увеличительных стекол микроскопа в верхней части тубуса — окуляр.

Приспособление для удерживания объектива — револьвер.

Система увеличительных стекол микроскопа в нижнем конце тубуса — объектив.

Часть микроскопа, в которую вставлен окуляр — тубус.

7. Рассмотрите рисунок. Запишите названия частей микроскопа:

1 — окуляр, 2 – тубус, 3 – штатив, 4 и 5 – регулировочные винты, 6 – зеркало, 7 – предметный столик, 8 –объектив, 9 – револьвер.

Стр.12

8. Если увеличение светового микроскопа равно 200, а показание на окуляре — 10, каково показание на объективе?

Если окуляр дает 10 — кратное увеличение, а объектив — 200 — кратное, то общее увеличение равно 10* 200 = 2000 раз.

9. Выделите главные этапы такого метода изучения природы, как биологический опыт.

Первый этап – определение цели опыта, дальше определяют те средства, которые будут использованы в опыте. Дальше идет проведение самого биологического опыта и фиксация наблюдений. В конце подводятся результаты наблюдения, согласно изначальной цели.

10. Как можно определить увеличение рассматриваемого под микроскопом объекта?

Надо умножить увеличение, которое дает окуляр, на увеличение объектива.

Стр.13

Лабораторная работа № 1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Лабораторная работа № 1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

Стр.15

6. Ответьте на вопросы:

Определите, во сколько раз увеличивает микроскоп, если окуляр имеет 15 — кратное увеличение, а объектив — 100 — кратное?

Ответ: данный микроскоп дает увеличение в 1500 раз. Для этого надо увеличение окуляра перемножить с увеличением объектива.

Почему можно изменить увеличение рассматриваемого объекта при работе с микроскопом и нельзя при работе с лупой?

Ответ: у микроскопов есть регулировочные винты, с помощью которых можно приближать и отдалять предметный столик от объектива. Также некоторые микроскопы имеют несколько объективов с различным увеличением, сменяя их, можно менять увеличение объекта. Лупа же не имеет таких возможностей.

7. На основании проделанной работы сделайте вывод о назначении увеличительных приборов.

Увеличительные приборы предназначены для облегчения рассматривания мелких объектов (микроскоп, лупа) или далеких объектов (при помощи бинокля можно рассмотреть птиц находящихся далеко от наблюдателя).

Стр.17

Практическая работа № 1. Развитие растений фасоли из семян.

Влияние температуры на скорость прорастания семян фасоли

Практическая работа № 1. Развитие растений фасоли из семян

6. Зарисуйте в тетради следующие стадии прорастания семян: появление зародышевого корешка (А), появление боковых корешков (Б), развитие стебля с первой парой

Стр.18

6. По окончании опыта сделайте вывод о влиянии температуры на скорость прорастания семян.

Вывод:

7. Подсчитайте средний процент всхожести семян пшеницы, если число проросших семян в каждой пробе (1 —4) составляет:

проба 1 — посеяно 100 шт., проросло 94; проба 2 — посеяно 100 шт., проросло 95; проба 3 — посеяно 100 шт., проросло 93; проба 4 — посеяно 100 шт., проросло 94.