Стр. 86. Русское искусство до XVIII (18) века

Подробное решение часть 2 (страница) 86 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2017



Вопрос. Является ли искусство частью культуры общества?

Ответ. Бесспорно, искусство является частью культуры общества. Искусство призвано помогать осваивать мир. Оно является составной духовной сферы жизни человека и позволяет человеку воспринимать мир через художественные образы. Не зря мы говорим о людях, достигших высокого мастерства, как о людях высокого профессионализма. А это значит, что между профессионализмом и искусством можно поставить знак равенства.

Человек с удовольствием читает книги, смотрит фильмы, посещает картинные галереи и выставки, спектакли. Он хочет развиваться культурно, а следовательно искусство влияет на формирование его мировоззрения. Например, звук — важен в музыке, цвет и техника — в живописи, объёмность — в скульптуре. Зрители получают удовольствие от увиденного, а следовательно от красоты. А красота несёт с собой добро. А где добро, там и высокая мораль. Человек пытался всегда превознести в это мире нечто прекрасное и совершенное. Поэтому человечество не деградировало, а наоборот смогло достичь небывалых высот в разных сферах искусства (здесь можно назвать примеры различные произведения искусства). Поскольку искусство напрямую влияет на сознание. И мы можем с уверенность сказать, что искусство является неотъемлемой частью культуры общества.

Вопрос. Рассмотри иллюстрацию. Опиши внешний вид Покровского собора. Нравится ли тебе это сооружение? Почему?

Ответ. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, так звучит его каноническое полное название, был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись русские войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменование этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребенного у его стен юродивого.

Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединенных центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлевских соборов, но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из восьми столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звездчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похожее на гигантское растение или цветущий куст.

Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминают колокольню Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут ввысь золоченые спирали, то отчетливее становятся его растущие вверх башнеобразные объемы. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры.

С. 87

Задание. Совершим экскурсию по родному городу (краю). Какие сооружения архитекторы (зодчества) есть в вашем крае? Есть ли среди них соборы, старинные здания? Чем они украшены?

Ответ. Главный корпус Южно-Уральского государственного университета безо всяких преувеличений можно назвать главным архитектурным символом города Челябинска. Здание было выстроено в 1943 году в стиле сталинского ампира. Величественная центральная башня со шпилем была запланирована еще в изначальном проекте, однако построили ее значительно позже. В 2003 году крышу сооружения украсили две внушительные черные скульптуры Прометея и богини Славы. Главный корпус университета является одним из самых высоких зданий Челябинска и в обязательном порядке включен во все экскурсионные маршруты по городу.

Свято-Троицкий храм Крупнейший из дореволюционных храмов Челябинска — Свято-Троицкая церковь. Ее строительство началось в 1911 году и продолжалось три года. Свои функции храм выполнял недолго: с приходом советской власти церковь закрыли. Вначале большевики планировали переоборудовать храм в кинотеатр, но потом передумали и разместили здесь одну из экспозиций городского музея. Сегодня Свято-Троицкая церковь стоит у оживленной дороги и на фоне многоэтажных новостроек выглядит еще более древней. Стены храма выполнены из красно-коричневого кирпича и украшены сдержанным декором. Внутри церкви туристы могут увидеть шикарный иконостас, изготовленный из кедрового дерева.

Особняк Юдиной Это один из самых вычурных домов Челябинска! К тому же он выстроен из дерева, что придает ему особого колорита. Особняк Прасковьи Юдиной находится по адресу: улица Красноармейская, 100 — и является памятником архитектуры местного значения. Здание датируется 1905 годом. Оно было построено из дерева и обшито досками. Дом имеет вид старинного русского терема, который будто выпрыгнул из какой-нибудь сказки на улочку Челябинска. Очень символично, что сегодня в нем расположился областной центр по развитию туризма.

Задание. Рассмотри иллюстрации. Что изображали в резьбе по камню мастера Древней Руси?

Ответ. Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня — шифера, сланца, известняка — выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы. Резьба Дмитриевского собора во Владимире. 1199 г.

Нагрудные каменные иконки XI–XIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок.

Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия XIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам — колончатые надписи. На другой стороне — святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря позволяют датировать иконку первой третью XIII века. В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце XIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия.

Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце XIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13 х 13 x 7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В XV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.

В отличие от ряда других видов древнерусского искусства, таких, как живопись, книжная миниатюра, художественное шитье, даже монументальная скульптура, вопросы организационных форм профессиональной художественной деятельности, существования специальных мастеров и мастерских, вопросы сырья и техники для искусства малой скульптуры гораздо более далеки от ясности. Поэтому позволительно попытаться обобщить то немногое, что, по-видимому, накопилось из практического изучения ее памятников. Особые трудности изучения этих памятников состоят в том, что произведения малой скульптуры ни в какой степени не нашли себе отражения на страницах исторических и вообще древних письменных источников. Некоторые преимущества заключаются в том, что памятники каменной пластики в значительной мере являются находками археологическими и как таковые состоят, так сказать, в двойном подчинении: искусствоведения и археологии и могут поэтому частично изучаться методами последней. Обращаясь к предыстории русской христианской пластики, можно сказать, что у пластического искусства уже в дохристианскую пору имелась прочная основа. Известные сообщения западных историков Титмара Мерзебургского и Саксона Грамматика, касающиеся скульптурного украшения не дошедших до нас славянских языческих капищ, находят косвенное подтверждение в бытовом инвентаре, в изобилии, открываемом раскопками Освоение искусства скульптуры в области нового, христианского культа поэтому, очевидно, не было трудным, что и подтверждается отзывами иноземных авторов XII–XIII вв., византийца Иоанна Тцетцеса и итальянца Плано Карпини, о высоте русского резного искусства, превосходящего уровень многих европейских стран.

Резные иконки в русском искусстве, естественно, повели свое начало со времени введения в стране христианства.

В этой области искусства, как и в других, связанных с новым культом, на первых порах в особенности, в употреблении были также привозные предметы. Резные византийские иконки известны среди русских древностей юга Руси (киевских) и севера (новгородских, владимирских).

Находки в Увеке на Нижней Волге В ряде случаев привозные предметы, несомненно, могли служить и служили образцами для местных произведений нового культа. В этой связи, может быть, небезынтересно отметить случай, связанный с одним изображением, явно завезенным извне, неправильно понятым, но получившим долгую жизнь и традицию в древнерусском искусстве. Речь идет об изображении античной богини Ники с венком в руках на византийской каменной или костяной пластинке, найденном в Увеке на Нижней Волге, видимо, попавшем сюда, в район татарских кочевий, вместе с угнанными с Руси ремесленниками в числе образцов и собственных их изделий. Но как еще до этого, в XII – начале XIII в., так затем и позднее оно неоднократно повторялось в дошедших до нас русских изделиях – серебряной гривне XIII в., бронзовом энколпионе XIV в., медном кресте XVI–XVII вв. – как изображение архангелов Гавриила или Михаила.

Русская икона

С. 88

Вопрос. Что ты знаешь о принятии христианства на Руси?

Ответ. По преданию, святой Апостол Андрей Первозванный был, с проповедью Евангелия в Скифии, т.е. в стране, из которой впоследствии образовалась Россия.

Первыми из русских князей, по преданию, крестились киевские князья Аскольд и Дир (867 г.).

Почти через сто лет после них княгиня Ольга приняла святое крещение (957 г.).

Владимир, внук Ольги, сначала был ревностным язычником. При нем были принесены в жертву идолам два христианина, Феодор, и Иоанн (отец и сын), которые были первыми мучениками на Руси. Но вскоре Владимир почувствовал пустоту язычества.

К Владимиру приходили магометане и евреи, немцы и греки, и каждый рассказывал о своей вере. Сильное впечатление произвел на Владимира православный греческий проповедник, который, в заключение своей беседы, показал картину Страшного Суда.

Владимир сказал: "хорошо этим праведникам, что на правой стороне".

"Крестись и ты будешь с ними", ответил проповедник.

Князь Владимир посоветовался с боярами и отправил десять послов, чтобы они прошли по разным странам и испытали на месте, чья вера лучше.

Возвратясь в Киев, они рассказали, князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую, «вкусив сладкого, не хотим больше горького», говорили они.

Тогда князь Владимир окончательно решился принять Православную веру. Вскоре после этого (через год) он пошел на греков войною и взял город Корсунь. После этого он потребовал от греческих императоров Василия и Константина, чтобы они выдали за него сестру их Анну. Императоры ответили, что они не могут выдать своей сестры за язычника. Тогда Владимир объявил им о своем желании принять христианскую веру. Императоры прислали в Корсунь священников, а с ними приехала и царевна Анна. Владимир крестился с именем Василия.

После этого князь Владимир женился на царевне Анне и возвратился в Киев. С ними приехали в Киев посланные, из Греции митрополит, шесть епископов, много священников и привезено было все нужное для богослужения. Это было в 988 году.

Сначала Владимир предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились. Вслед за ними крестились многие бояре. Наконец Владимир объявил всему народу свое слово о том, что кто его уважает и любит, чтобы шел креститься в назначенный день в Днепре. И многие (если не сказать – все) добровольно пришли креститься.

Святая Церковь наша причислила великого князя Владимира, равно как и княгиню Ольгу, к лику святых; а князя Владимира наименовала равноапостольным.

Вопрос. Попробуй перевести на современный язык характеристику иконописца. «Подобает бо быти живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы… »

Ответ. Иконописец в повседневной жизни должен быть скромным, приветливым, честным, трудолюбивым, не высмеивать недостатки других, терпимым к разным людям, не завидовать другим, вести здоровый образ жизни.

Художественные ремесла в Древней Руси

С. 89

Вопрос. Какие ремесла были развиты на Руси в древности? Почему человек стремится украсить свой дом, одежду, вещи, которые его окружают?

Ответ. В древности на Руси были развиты такие ремесла как зодчество, резьба по дереву, кузнечное дело, хлебопечение, иконопись, обработка кожи и другие. Виды ремесла на Руси стремительно возрастали. Русские ремесленники в совершенстве познали тайны оружейного, гончарного, кожевенного, ткацкого и ювелирного ремесла.

С. 90

Вопрос. Рассмотрим рисунки на с.91. Прочитаем подписи. Выскажи свое мнение: можно ли эти ремесленные изделия считать произведениями искусств?

Ответ. Безусловно, эти ремесленные изделия можно считать произведениями искусств. Учитывая развитие техники того времени, можно предположить, что каждое произведение было изготовлено вручную в течение длительного времени. Следует обратить внимание на тонкую работу, когда различные элементы имеют очень маленькие размеры.

Музыка в Древней Руси

С. 91

Вопрос. Что такое фольклор? Какие музыкальные фольклорные произведения ты знаешь? Приведи примеры. Какие народные инструменты ты можешь назвать?

Ответ. Фольклор – это произведения искусств древнего времени. К фольклорным произведениям относят народную и духовную музыку. Это песни хороводные, плясовые, свадебные, песни-плачи. Эти песни рассказывают о веселых праздниках, нелегкой крестьянской судьбе, просьба хорошей погоды, урожая и др. Духовные песни прославляли определенные события, персон, были приурочены к какому-либо событию.

Народные инструменты: гусли, домра, ложки.

Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси

С. 93

Обсудим вместе. Вопрос. Подумаем, от какого слова произошло слово «потешник». Какие современные слова могут заменить слово «скоморох»?

Ответ. Слово «потешник» происходит от слова потеха, то есть мастер смешить, веселить, острослов. Современные синонимы этого слова – артист, музыкант, танцор, пародист, юморист, сатирик.

Скоморохи появились на Руси не позднее XI века, однако особую популярность представители этой профессии обрели только в XV-XVII веках. История самого этого названия неизвестна, однако чаще всего звучат предположения, что оно произошло от греческого или арабского варианта слова «шут» или «мастер шутки».

Скоморохами на Руси называли странствующих артистов. Как правило, они имели множество талантов, а потому могли петь песни, рассказывать смешные истории, исполнять разные сценки, показывать акробатические номера, играть на музыкальных инструментах, дрессировать животных и показывать представления с их участием. Чаще всего они использовали свои умения, чтобы забавлять публику на ярмарках, игрищах, гуляниях или праздниках.

Каждый скоморох был в первую очередь носителем фольклорных традиций. Представители этой профессии знали множество народных песен, былин, частушек, сказок, пословиц, поговорок, притом они постоянно заучивали новые и использовали их во время представлений в разных городах и деревнях, «перенося» и укрепляя тем самым фольклорные традиции. Очень часто во время своих выступлений скоморохи обращались к публике и даже просили людей поучаствовать в сценках или фокусах, либо подшучивали над прохожими.

Основным занятием скоморохов была не только организация развлечений для публики, но и высмеивание чиновников, представителей духовенства и высших сословий. Они придумывали злободневные шутки, разыгрывали сценки с кукольными персонажами, в которых легко было узнать их прототипы, а также использовали жанр социальной сатиры. Для сатирических представлений – глумов – они выбирали специальную одежду и маски, а также музыкальные инструменты, с помощью которых усиливали комичность представления.

Разумеется, пародии и сатира, часто используемые скоморохами, совершенно не радовали ни духовенство, ни представителей власти. На артистов нападали, устраивали облавы, их представления запрещали, а их самих подвергали жестоким гонениям. В конце концов архиепископу Никону даже удалось добиться полного запрета на выступления скоморохов.

Скоморохи занимались не только уличными представлениями. Поскольку они были знатоками фольклорных традиций, их часто приглашали на свадьбы, где представители этой профессии развлекали гостей фокусами и смешными сценками без сатиры, а также давали рекомендации по проведению языческих свадебных обрядов и сами участвовали в них. Более того, скоморохи знали и похоронные обряды и традиции, поэтому к их помощи часто прибегали, когда приходило время прощаться с умершим человеком и провожать его в последний путь.

Задание. Найди на ленте времени даты, связанные с упоминаниями о скоморохах.

11 век – первые упоминания о скоморохах;

12-16 века – развитие искусства скоморохов, выступление скоморохов по городам;

17 век – были построены потешные хоромы;

18 век – строительство театров.

С. 94

Картинная галерея. Ф.Н. Рисс. Скоморохи в деревне.

Задание. Рассмотри репродукцию. Расскажи, как люди реагируют на представление, которое устроили скоморохи в деревне. В каком веке могло происходить это событие. В каком веке могло происходить это событие?

Ответ. Гадатели по снам, умелые лекари смехом и музыкой, родоначальники массовой культуры, которых пускали в лучшие дома и даже поддерживали деньгами - скоморохи. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».

Об одаренных певцах и сказителях — скоромохах — сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок — три пляшущих скомороха, на другой трое музыкантов — двое играют на рожках, а один — на гуслях.

Пришло скоморошество из Византии или с Запада точно до сих пор неизвестно, однако точно можно сказать, что во время своих скитаний по миру «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, и бродили «ватагами» для своего промысла. Позже по ряду причин скоморахам пришлось «осесть», так появились скоморошечьи деревни.

Кстати, до сих пор не выяснено происхождение самого слова «скоморох». Одни исследователи объяснял его глаголом «скомати» — производить шум. Другие считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства.

Скоморохи были постоянными участниками и главными затейниками на деревенских праздниках, городских ярмарках, выступлениях в боярских хоромах.

Столица: вначале кочевые артисты, позже стали вести оседлый образ жизни (преимущественно деревни в Новогородской области).

1. Начиная с конца XV века Православная Церковь вела серьёзную борьбу со скоморохами, победой в которой стал указ 1648 года царя Алексей Михайлович. Отныне приказано было сжигать инструменты скоморохов. «Быть тишине» — гласил указ царя.

2. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые (боярские и княжеские), считается что им многим обязана народная комедия.

3. Выступления медведя и «козы», которая все время била «ложки» – были гвоздем программы в костюмированных выступлениях скоморохов.

4. О гуслях, главном инструменте скоморохов, упоминается еще в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.

5. Скоморохи славились как знатоки народной астрологии, а следовательно могли дать совет когда жать, когда хоронить, когда стричься.

Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом «Описании путешествия в Московию» рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

Есть свидетельства, что Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами.

Считается, что имена с негативным компонентом деревням давали именно скоморохи. Т.е. Козлы, Дешевки, Овнище и Ловки — это их рук дело.

Возможно большинство ремесленных деревень (в первую очередь гончарных) также наследие скоморохов, живущих по правилу «и швец, и жнец, и на дуд е игрец».

Изображенные на картине юди по-разному реагируют на данное событие. Часть детей радуется и удивляется при виде медведя, но есть и такие дети, которые боятся медведя. Взрослые люди испытывают радость, веселье, удивление. Даннон событие могло происходить в 16 веке.

Задание. Подготовь рассказ на тему «Кукольный театр». Ответь на вопрос писателя Ф.М. Достоевского: «Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, весело всем: и детям, и старикам.

Ответ. Кукольный театр – это место, где разыгрываются различные спектакли, представления. В качестве актеров используются куклы. Куклы также, как и другие артисты имеют свои костюмы,

Совершают движения, могут «разговаривать», петь, смеяться, плакать. Руководят ими «кукловоды», которых чаще всего не видно. Они дергают за невидимые ниточки и куклы «оживают». Каждый раз действие завершается счастливо.

До сих пор доподлинно неизвестно когда и откуда появился кукольный театр. Существуют только предположения. Некоторые исследователи считают, что театр кукол берет свое начало в Древнем Египте, и связано это с религиозными обрядами. Есть предположения, что во время праздников в Египте, по деревням ходили женщины, которые носили в руках статуэтки кукол, олицетворяющих богов, и двигали ими при помощи веревок. Другие исследователи, высказывают мнение, что кукольные театры появились еще до появления религии. Во время раскопок, были найдены предметы, подтверждающие существования театра кукол в Древнем Риме.

Почти во всех домах Римлян были коллекции кукол.

По сей день неизвестно, кто изобрел ящик без передней стенки и перегороженный посередине, с которым артисты управляющие куклами ходили по разным странам Европы, и разыгрывали спектакли на религиозные темы. Уже позже появились декорации. Куклы тех времен были красивы. Сами спектакли люди воспринимали в те времена, как нечто магическое, и даже считалось, что в кукол вселяются души умерших людей. Кстати, именно в результате этого, произошел театр теней, т. к. многие народы души умерших представляют в виде теней. С самого начала своего появления в кукольных театрах существовали постоянные герои, которые становились очень популярными в народе.

Со времен своего появления, театр кукол был народным зрелищем. Спектакли разыгрывались на ярмарках, площадях и в других местах скопления простых людей. В таких спектаклях высмеивали правителей, их несправедливое отношение к народу, жадность, глупость. По этой причине артистов – кукольников избивали, сажали в тюрьмы, сжигали на кострах. В каждой стране существовал свой народный кукольный герой. Уже позже для кукольных театров начали писать специально пьесы.

За сотни лет существования кукольных театров, в них произошли перемены, появились новые герои. Новая методика работы с куклами, которой в наше время пользуются в Европейских кукольных театрах, родилась в 30–40-х годах прошлого столетия в России в театре кукол под руководством Образцова. Именно он придумал куклу, которую надевают на руку и манипулируют ею, при этом кукла, как бы, оживает. Театры кукол и по сегодняшний день действуют во всех странах мира. Актеры – кукольники, как и раньше, пытаются развеселить людей, принести радость детям.

Так Петрушка всегда добр, весел. Его действия понятны и детям, и взрослым. Он предстает в разных действиях, но всегда честен, готов прийти на помощь, борется со злом и несправедливостью.

Этого героя звали Петрушкой, Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем. Он стал главным героем русского народного кукольного театра. Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках, гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день. Сам по себе театр Петрушки был простым. Самым распространенным был «ходячий» Петрушка. «Театр» состоял из складной легкой ширмы, набора кукол, помещаемых в ящик, шарманки (или скрипки), а также самого кукольника и его помощника-музыканта. В любом месте и в любое время, переходя из города в город, они выставляли на улице свой «театр» под открытым небом. И вот он, маленький живой человечек с длинным носом прыгает на край ширмы и начинает говорить резким, визгливым голосом. А для этого кукловод-комедиант должен был положить на язык маленькое устройство, состоящее из двух костяных пластинок, внутри которых была укреплена узкая полоска полотняной ленточки.

Необычайная любовь народа к своему кукольному герою объяснялась по-разному: одни считали, что виной тому являлись злободневность и сатирическая направленность петрушечной комедии; другие полагали, что простота, понятность и доступность театра любому возрасту и сословию делали его столь популярным.

Представление в театре Петрушки состояло из отдельных сцен, но в каждой из них было обязательно участие главного героя — Петрушки. Основными сценами традиционной комедии о Петрушке были следующие: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе (иногда сцена с квартальным, барином) и финальная сцена.

Сначала раздавался из-за ширмы хохот или песня и тут же появлялся на ширме Петрушка. Он кланялся и поздравлял публику с праздником. Так начиналось представление. Одет он был в красную рубаху, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки, а на голове носил колпак. Часто Петрушку наделяли еще и горбом, а то и двумя. «Я Петрушка, Петрушка, веселый мальчуган! Без меры вино пью, всегда весел и пою…» — так начинал Петрушка свою комедию. У хороших кукольников Петрушка вступал в переговоры и объяснения с публикой — это был один из самых живых эпизодов представления. Далее начинались приключения с самим Петрушкой. Он сообщал публике о своей женитьбе, расписывал достоинства своей невесты и ее приданое. На его зов являлась крупная нарумяненная девица, которая к тому же оказывалась курносой или «хромой на один глаз». Петрушка требовал музыки. Шарманщик или музыкант начинали играть, а он плясал со своей невестой. Часто сценка заканчивалась буйством героя, и он побивал свою невесту. Далее следовала сцена покупки лошади. Тут же являлся цыган и предлагал ему лошадь, которая «не конь, а диво, бежит — дрожит, а упадет, так и не встанет».

С. 95

Картинная галерея.В.М. Васнецов. Гусляры.

Вопрос. Рассмотри репродукцию. Как ты думаешь, о чем могут рассказать гусляры своим пением?

Ответ. Картина В. М. Васнецова «Гусляры», написанная в 1899 году, повествует о певцах и рассказчиках, живших в Древней Руси. Её создание навеяно сказкой А.Н. Островского «Снегурочка». В центре картины — трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье на фоне внутреннего вида избы. За ними полукруглое окно, а за окном чистое небо с лёгкими облаками, башенка крепостной стены, луга, леса. Слева сидит русоволосый юноша. У него розовое лицо, слепые глаза закрыты, уголки рта печально опущены; он старательно перебирает струны, поёт грустную песню. В центре находится старец с седыми волосами и длинной седой бородой. Над глазами нависли брови. Лицо его печально. Последний гусляр — человек зрелый, много повидавший. Волосы его темны, лицо загорелое и загрубевшее на солнце и воздухе. Лицо выражает самые сильные чувства. Рука оторвалась от струн, и её широкий жест подчёркивает плавность напева и величавость песни. В изображении гусляров проявилось мастерство художника-портретиста. Васнецов мастерски раскрывает три характера: нежность и робость юноши, только познающего жизнь, усталость старца, серьёзность и скорбь зрелого человека. Гусляры поют о чём-то торжественном и печальном, может быть о погибших героях, о прошлом. Мы словно слышим плавные звуки гуслей на фоне спокойствия и тишины. Ясное небо, белый цвет одежды гусляров, светлое дерево избы создают ощущение лёгкости, покоя, возвышенности. Гусляры своим пением рассказывали о нелегкой крестьянской судьбе, о веселых праздниках, просили хорошей погоды, большого урожая. Также гусляры музыкой могли передавать особенности определенного времени года, передать определенные исторические события, воспевающие доблестные подвиги. Гусляры могли быть приглашенными на свадьбы, народные гуляния.