Стр. 104. Золотой век русской культуры – XIX (19) век

Подробное решение часть 2 (страница) 104 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2017



Осудим вместе

Сравним свои ответы с текстом.

Ответ. Для духовного развития России именно 19 век стал определяющим. Во-первых, искусство вышло за рамки ограниченных людей стало доступным массам, потому что народ стал образованнее, потому что искусство приблизилось к народу, стало выражать идеи на понятном любому грамотному человеку языке. В 19 веке сформировалась система каждого вида искусства, то есть сложились законы жанров, средств, взаимоотношений создающего и воспринимающего произведение. 19 век - расцвет в России литературы, музыки, театра, живописи, стабильное развитие архитектуры и скульптуры. Русские деятели искусства 19 века обогатили мировое искусство, и по сей день все в мире знают Пушкина, Толстого, Чайковского и т.д. В 19 веке, как никогда более, искусство служило интересам народа, было его общественным рупором; именно в консерватории, театре, на страницах литературно-художественных журналов велись дискуссии о развитии страны, улучшении положения народа и роли государства в мире.

Поэты и писатели XIX (19) века

Александр Сергеевич Пушкин – «Солнце русской поэзии».

Вопрос. Что ты знаешь об А.С. Пушкине? Какое произведение нравится тебе больше других?

Ответ. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.

В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России.

Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина.

Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

Мне нравятся сказки Пушкина, потому что в них всегда добро побеждает зло. Плохие люди высмеиваются и никогда больше не могут принести вреда людям.

С. 106

Обсудим вместе. Как вы понимаете слова писателя К.Г. Паустовского: «Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина. С полным правом!»?

Ответ. Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие человека. Велика её роль в развитие речи. Творчество А.С. Пушкина открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Читая сказки, развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Наслаждение от формы и ритма родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка.

Вопрос. Сравни портреты поэта, написанные разными художниками. На каком портрете Пушкин изображен более молодым и мечтательным?

Ответ. Оба этих портрета были созданы в один год и показывают два разных образа поэта.

Образ поэта у Кипренского наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной "Наполеоновской" позой со скрещенными руками. Через плечо перекинут шотландский плащ, эта деталь вызывает ассоциацию с поэзией Байрона.

Сходство портрета Тропинина с подлинником поразительна. Фигура поэта развернута на зрителя. Спокойное и сосредоточенное лицо. Рука украшена мистическим перстнем. Домашняя одежда в данном случае не "Товарищ неги праздной", а свободная одежда свободного человека. Художник подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского-знаменательная противоположность. Молодой Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского. Образ поэта созданный Кипренским более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост и понятен.

Слушаем стихи поэтов XIX (19) века

С. 107

Котик и козлик

Вопрос. Как ты думаешь, для детей какого возраста написал это стихотворение В.А. Жуковский. Можно ли стихотворение использовать для игры? Придумай движения к такой игре.

Ответ. Стихи Жуковского для детей отличаются особой теплотой, поэтичностью и нежностью. «Котик и козлик», «Птичка» и «Жаворонок» — все эти произведения любят дети на протяжении многих десятилетий. Стихотворение «Котик и козлик» предназначено для детей, оно напоминает пушкинские строки из «Сказки о царе Салтане»:

«Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит» — у Жуковского.

«Там чудеса… » — говорил Пушкин о мире волшебной сказки. В «Котике и козлике» автор использовал слова в их точном и понятном значении. Деталей всего две — котик усатый, козлик рогатый. Простые действия — бродит, ходит, создают картину понятную ребенку.

Стихотворение можно использовать для игры с маленькими детьми. А движения прописаны в самом стихотворении. Бродит, ходит, помадит, трясет.

С. 107

Вопрос. Какую народную примету вспомнил герой стихотворения?

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Ответ. В 1887 году Фет написал стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…». Оно очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. В стихотворении ребенок разговаривает с матерью Разговор ведется в обычной деревенской семье. Обращаясь к матери, ребенок отмечает, что «знать, вчера недаром кошка умывала нос». Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

С. 108

Вопрос

Как относится поэт к девочке? Какие занятия она любила?

Ответ. Поэт с любовью относится к девочке, он восхищается ее отношению к жизни, свои чувства он вкладывает в отношение к ней ее няни.

С. 109

Обсудим вместе

Вопрос. Почему о Некрасове говорили: «Он чувствовал чужие страдания»?

Ответ. В своих стихотворениях поэт обращается к жизни, проявляет тесную связь с нуждами и страданиями народа, говорит правду о действительности. Его стихи наполнены раздумьями, переживаниями о народной судьбе. Он мог относиться к страданиям простых людей как к своим собственным, переживать несчастье человека как своё. Восприимчивость к чужому горю характерна для поэзии Некрасова. Он как бы чувствовал вину свою за то, что не может ничего изменить.

Вопрос. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» приводится названия русских деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Как ты думаешь, что этим хотел сказать поэт?

Ответ. Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ.

Народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Сами названия деревень — «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка» — говорят о безрадостном существовании их жителей.

Лев Николаевич Толстой

С. 109

Вопрос. Кто такой Лев Николаевич Толстой? Что тты знаешь о его жизни? Какие произведения он написал для детей? К какому произведению Л.Н. Толстого создана иллюстрация на с. 110?

Ответ. Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) — граф, русский писатель.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т.А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П.И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57, составила автобиографическую трилогию).

Детям посвящены многие произведения. Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло 3 миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала. Малышам будут интересны и другие произведения Толстого для детей, написанные в виде сказок. Рассказы-были Ребятам старшего возраста полезно прочесть произведения Толстого для детей, написанные в формате небольших рассказов, например, о мальчике, который очень хотел учиться, но мама не отпускала его. Рассказ «Филиппок» начинается с этого. Но мальчик Филипп как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Вот как мальчик хотел учиться. Ведь узнавать что-то новое - это так интересно! Еще об одном небольшом и хорошем человеке написал Толстой. Произведения для детей, которые сочинил Лев Николаевич, включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца. Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове. Толстой, произведения для детей, созданные в поучительной форме После прочтения рассказа «Камень» лишний раз убеждаешься, что не стоит держать камень за пазухой, то есть долгое время таить на кого-то злобу. Ведь это разрушительное чувство. В рассказе один бедный мужик носил камень за пазухой в буквальном смысле слова. Когда-то богатый человек, вместо того чтобы помочь, кинул в бедного этот булыжник. Когда жизнь богатого круто переменилась, его повезли в тюрьму, бедный хотел кинуть в него камень, который сохранил, но злоба уже давно прошла, и на смену ей пришла жалость. Это же чувство испытываешь, читая рассказ «Тополь». Повествование ведется от первого лица. Автор вместе с помощниками хотел вырубить молодые тополя. Это были отростки старого дерева. Мужчина думал, что этим он облегчит ему жизнь, но всё оказалось иначе. Тополь засыхал и поэтому давал жизнь новым деревцам. Старое дерево погибло, а новые побеги работники уничтожили. Басни Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей – это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе. Например, «Муравей и голубка». Прочитав эту басню, дети сделают вывод, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия. Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела. Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. Произведения для детей, написанные в данном жанре, это: "Черепаха и орел"; "Голова и хвост змеи"; "Лев и мышь"; "Осёл и лошадь"; "Лев, медведь и лисица"; "Лягушка и лев"; "Вол и старуха".

Иллюстрация на с.110 нарисована к рассказу «Прыжок». Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой мачты судна! Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан — отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту.

С. 112

Обсудим вместе ответы на вопросы: почему Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей? Разве нужна была бедным людям грамота? Объясните слова Толстого: «Человек не должен быть рабом или слугой другого человека».

Ответ. Лев Николаевич считал что все люди должны быть образованны, а не только избранные, выступал за свободу в образовании, нравственность в воспитании, непрерывное развитие не только самого учащегося, но и учащего, поскольку, по его мнению, самую большую роль в воспитании играет личность воспитывающего, его личный пример, образ жизни.

Грамота нужна всем людям, для того чтобы они могли преобразовать свою жизнь к лучшему, мог самостоятельно решать жизненные проблемы, выбирать свой путь.

Задание. Рассмотрите репродукцию картины И.Н. Крамского, составьте словесный портрет Л.Н. Толстого.

Ответ. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей просторной серовато-синей рубахе-блузе, он сидит на просторном стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с "мужицкими" чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами.

Композиторы XIX (19) века

С.113

Обсудим вместе

Может ли человек жить без музыки? Справедливы ли слова о том, что музыка сопровождает человека всю жизнь?

Ответ. В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. Музыка оказывает огромное влияние она на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.

Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем.

Вопрос. Подумай, о каких качествах Глинки говорят слова, сказанные им самим: «По вечерам и в сумерки любил мечтать я за фортепиано».

Ответ. Это говорит о том, что Глинка очень любил музыку и свои чувства он перекладывал на ноты, звуки. Различные события в природе, жизни людей он передавал при помощи музыки.

Выскажи мнение: какие события детства помогли Глинке стать композитором?

Ответ. главными событиями можно отметить воспитание мальчика бабушкой, которая пела ему старинные народные песни и рассказывала сказки. Большое влиянте оказал колокольный звон. Отец мальчика часто устраивал домашние концерты и мальчик сам брал в руки инструменты и играл с оркестром.

С. 114

Обсудим вместе. Послушаем «Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Каким мы представляем Черномора? Зачем композитор использовал в марше народные мотивы? А теперь послушаем веселую «Камаринскую» Можно ли сравнить эту музыку с народной?

Ответ. В марше Черномора можно выделить 3 части: первая и последняя - тревожные, грозные (так композитор видит образ и характер Черномора), средняя - воздушная, легкая, волшебная (образ-описание сказочное царство Черномора). Это достигается необычными приемами композитора - причудливыми ладами, резкими акцентами в марше, звучанием колокольчиков. Народные мотивы помогают лучше узнать характер Черномора.

Эту музыку можно сравнить с народной, поскольку используются одни и те же подходы и приемы.

Петр Ильич Чайковский

С. 116

Вопрос. Послушайте чтение учителя – сказку Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Какие события происходят в ней? Удалось ли Щелкунчику победить мышиного короля?

Ответ. Сказка Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» - одно из самых известных произведений писателя. В нем автор преподносит нам уроки добра, понимания, милосердия, мужества и самоотверженности.

Можно сказать, что Гофман учит нас нравственности – тем нормам, которые приняты в обществе и должны определять поведение человека. Так, все мы знаем, что нужно быть добрым, с вниманием и чуткостью относиться друг к друг, помогать своему ближнему в беде, защищать слабых, не лгать, смело бороться за правое дело. Герои «Щелкунчика» именно так и поступают.

Девочка Мари с первого взгляда полюбила неказистого и уродливого Щелкунчика. Она смогла заглянуть ему в душу и понять, что это доброе и смелое существо: «Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо».

Именно поэтому Мари очень расстроилась, когда ее брат Фриц сломал человечку три зуба. Героиня готова защищать своего любимца всеми силами: «— Нет, нет! — с плачем закричала Мари. — Не отдам я тебе моего милого Щелкунчика». Она заботится о бедном Щелкунчике, старается сделать так, чтобы он меньше чувствовал боль, которую ему причинил Фриц.

Да и в дальнейшем Мари всячески помогает своему любимцу – ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика».

Но мышам все мало – они захотели получить все богатства Мари.

В борьбе против мышиного короля объединяются все – и Мари, и ее брат Фриц, и, конечно же, Щелкунчик. Этот человечек принимает бой и побеждает мышиного злодея. А после, в знак благодарности и любви к Мари, проводит ее в Кукольное царство и представляет как свою спасительницу: «Вот мадемуазель Мари Штальбаум, дочь весьма достойного советника медицины и моя спасительница».

Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

Обсудим вместе. Послушаем музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик». Можно ли по ее звучанию, определить какие события происходят в сказке?

Ответ. Хотя балет «Щелкунчик» был написан по сюжету немецкой сказки, его справедливо считают истинно русским. На мой взгляд, причина состоит в музыке, написанной великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. Музыку к балет он написал очень «по-русски», используя народные звучания, которые прослеживаются в манере написания музыкального текста. По звучанию можно определить какие события происходят в сказке.

Задание. Узнай, к каким еще балетам создал музыку П.И. Чайковский. Подготовь рассказ об одном из них.

Ответ. В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий В. Бегичева (1838—1891) и В. Гельцера (1840—1908) был основан на мотивах, встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей.

Композиторы, современники П.И. Чайковского, в большинстве своём считали балет «низшим родом музыки» и несколько свысока смотрели на этот жанр. Но П.И. Чайковский был свободен от разного рода предрассудков, его даже возмущало пренебрежительное отношение некоторых композиторов к балетной музыке. По этому поводу он писал Танееву: «…Вообще я решительно не понимаю, каким образом в выражении «балетная музыка» может заключаться что-либо порицательное»? В области балетной музыки Чайковский стал реформатором: он превратил её из подчиненного элемента, сопровождавшего танец, в произведение, выражающее сложные психологические состояния, открывающее огромные возможности и в музыкальном, и в хореографическом плане. Его реформы в области балетной музыки были просты: он не отбрасывал и не ломал традиционные формы, но придавал им новый смысл, обогащенный его талантом. Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица»

Первый балет, созданный композитором, – «Лебединое озеро». Через 13 лет он снова обращается к балетному жанру – это был заказ на сочинение музыки к балету «Спящая красавица» по сказке Перро для постановки в Мариинском театре.

Чайковский увлечённо принялся за работу. К началу 1889 г. были закончены наброски пролога и двух действий, весной и летом он работал над 3-им действием. В августе была закончена инструментовка балета, а в театре тем временем уже начались репетиции. Чайковский работал в тесном сотрудничестве с великим хореографом Мариусом Петипа, который служил в России с 1847 г. до самой своей кончины. В результате этого сотрудничества возник совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета. «Спящая красавица» стала настоящей музыкально-хореографической симфонией, где были слиты воедино музыка и танец. «Спящая красавица» – одно из выдающихся произведений в истории мировой хореографии XIX в. В какой-то мере оно подводит итог всего пути хореографического искусства XIX в.

Художники XIX (19) века

Василий Андреевич Тропинин

С. 118

Задание. Рассмотри репродукцию картины В.А. Тропинина «Мальчик со щеглом», составь словесный портрет ребенка.

Ответ. Василий Тропинин был одним из самых выдающихся портретистов XIX столетия. Ему доверяли писать свои портреты актрисы, чиновники и самые знатные представители дворянства, но все-таки больше всего художник любил работать с детьми. Он мастерски передавал их чистый, трогательный и непорочный внутренний мир.

Одним из выдающихся его творений является картина «Мальчик со щеглом». На нем изображен маленький мальчик, лет семи, держащий в руке хрупкую птицу.

Его волосы золотистого цвета закручены в мелкие кудри. Неяркое освещение и мягко ложащиеся тени подчеркивают наивные черты детского лица. Светлые глаза мальчика не обращены к зрителю. Он смотрит куда-то вдаль, возможно, слушает кого-то.

Выражение его лица немножко удивленное. Это можно понять по приподнятым бровям и слегка приоткрытому рту. На пухлых щеках мальчика играет свежий персиковый румянец. А в уголках губ можно заметить легкую улыбку.

На ребенке надета нарядная белая рубашка с широкими рукавами и большим распахнутым воротом. Поверх нее накинут плотный замшевый жилет орехового цвета.

Руки мальчика изображены в красивом изгибе. В одной из них сидит щегол — маленькая коричневая птичка с красным рисунком на голове. В левом углу полотна находится ее деревянная клетка с открытой дверцей. Видимо, герой захотел позабавиться со своим любимцем и достал его из заточения. Мальчик боится причинить вред пернатому другу, поэтому держит его крепко, но очень аккуратно.

Тропинин искусно изобразил светлый образ этого ребенка. С большой точностью он передал его эмоциональное состояние, искренний взгляд, непринужденную позу.

Художник чувствовал себя счастливым, работая над своими картинами, наверное, поэтому он вкладывал в них столько любви и старания, которые находят теплые отклики в сердцах зрителей по сегодняшний день.

Товарищество передвижных художественных выставок

С. 121

Вопрос. Отразил ли В.Г. Перов на картине такое мнение об охотниках: «Охотники – замечательные рассказчики, только прихвастнуть любят»?

Ответ. Я считаю, что отразил. Сидят 3 охотника где-то в поле, на привале. Один старый, седой и опытный, в костюме, высоких сапогах. Кажется, что он рассказывает самый интересный момент охоты своим товарищам: «А вот тут я её, хоп, и пристрелил!». Справа от него сидит самый молодой из охотников в длинной куртке, чёрной шляпе с козырьком и сигарой в руке. Он, видимо, очень удивлён навыками и опытом старого охотника: «Ну, ничего себе! Как это ты так?». Рядом с ними лежит ещё один, третий добровольный охотник с небольшой бородкой в шляпе и халатном одеянии, перевязанном на поясе. Он смеётся, наверное, тоже удивлён, но по-другому: «Ну, молодец ты!».

Сама картина написана Петровым с комическим содержанием, но убитая дичь, лежащая рядом с охотниками и мрачный пейзаж позади них, навевают нечто тревожное, загадочное и даже, немного фантастическое.

Вопрос. «Тиха украинская ночь, прозрачно небо, звезды блещут… ». Как ты думаешь, подходят ли эти пушкинские строки к картине А.И. Куинджи?

Ответ. В 1876 году Куинджи написал эту роскошную картину "Украинскую ночь". Восторженные воспоминания оставил о ней Михаил Нестеров: «Приводя стихи Пушкина «Тиха украинская ночь - Прозрачно небо, звезды блещут...», Нестеров угадывает в картине светлую пушкинскую поэзию и ставит куинджиевскую поэтичность на уровень пушкинской.

Вопрос. Какая из двух картин - пейзаж? Какое впечатление произвели на тебя картины. Из двух картин, пейзаж картина В.Г. Перова.

Картина Куинджи произвела на меня впечатление своей поэтической силой, показана удивительная красота украинской ночи... На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Ввысь устремились тополя. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, в картине все построено богатстве цветовых сочетаний.

Впечатление от картины Перова такие, что охотник в черном плаще, выглядящем дорого, в тот день не поймал ничего и решил красочно описать свои былые победы. Хотя, посмотрев мимолетно, становиться понятно, что жесты охотника зашкаливают. Поэтому, вероятно, что он рассказывает небылицу. Совсем молоденький охотник также одет достаточно прилично, внимательно слушает каждое словечко. Это видно и по его выражению лица, и по тому, как он замер в ожидании исхода истории. А третий любитель поохотиться с ухмылкой смотрит на происходящее. Создается впечатление, что он не раз слыхал разные увлекательные и выдуманные истории от рассказчика. Но, не смотря на некоторые сомнения в лице, охотник вполне удовлетворен сегодняшним днем. Видно, что все друзья прекрасно провели время. Это отражается и в лицах, и в их настроении. Также заметно, что все из изображенных достаточно зажиточные и не бедные люди того времени. Это можно увидеть по их одежде, ухоженности, аксессуарам. Рядом бегает собака одного из охотников. Она не желает отдыхать и по всему видно, что все еще ищет добычи.

Илья Ефимович Репин

С. 121

Задание. Прочитайте текст. Рассмотрите репродукции. Составьте план рассказа о жизни и творчестве художника Ильи Ефимовича Репина.

Ответ. План рассказа:

1. Воспоминания Репина о детстве

2. Работа в детстве

3. Чем стал известен репин

4. Работоспособность Репина

5. Дети Репина

С. 123

Вопрос. Вспомни картину И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Какие чувства передал художник?

Ответ. Знаменитой картине И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» предшествовало длительное путешествие художника по Неве, Волге, знакомство с бурлаками и особенностями их жизни и, конечно, сотни эскизов.

Взглянув на картину в первый раз, зритель замечает лишь группку изможденных, доведенных до крайней черты бедности людей, которые в палящий зной в прямом смысле слова тянут свою лямку – тащат судно на канате.

Старые и молодые, отчаявшиеся и философски спокойные – все 11 бурлаков раскрываются зрителю, а вся ватага словно идет на него. Лицо и характер каждого можно разглядеть, попробовать угадать его нелегкую долю. Вот совсем юный, неопытный и нетерпеливый бурлак.

Юноша взялся за дело с пылом, желая поскорее закончить работу, однако не рассчитал сил и теперь еле плетется. Совсем иначе относится к работе мужчина средних лет с кучерявыми волосами. Он тянет лямку давно: уверенный шаг и плотная рубаха выдают в нем человека, знающего, как удобнее работать. Этот персонаж спокоен, сосредоточен. Ему, несомненно, нелегко, но он знает, что дорогу осилит идущий.

Вся картина пронизана чувством сострадания, светлой грусти по этим несчастным людям, которые ничего и не видели в своей жизни, кроме непомерной работы.

Картина изможденных обедневших людей, выполняющих непосильно тяжелую работу, вызвала шквал критических откликов. В свое время это были, как правило, негативные отзывы критиков, поскольку сюжет и идея картины противоречили господствующей идеологии. Однако зрители оценили и полюбили композицию за искренность и сострадание.

Исаак Ильич Левитан

С. 124

Задание. Рассмотрении репродукцию картин И.И. Левитана на с. 125. Сравни впечатления от этих картин. Как и какими средствами художнику удалось передать весеннее настроение?

Ответ. Достаточно одного взгляда на холст, чтобы увидеть – художник запечатлел весенний день. Снег сошел, лед на реке уже растаял, теперь в ней много воды. Она вышла из берегов, затопила часть деревьев, растущих по соседству. Но не только их: на заднем плане мы видим два дома, их нижняя часть покрыта водой. Строения, которые возвышаются на пригорке, остались невредимыми. Конечно, в таких местах нужно возводить дома именно там, так как каждую весну есть вероятность, что вода затопит небольшие здания. Такие мысли навевает картина Левитана «Весна. Большая вода».

Стройные березки пытаются противостоять природной стихии, но это им удается с трудом. Видно, как изогнуты их стволы. Ведь непросто расти, когда после зимы корни и нижняя часть деревьев оказываются в воде. Так наклониться они могли и в борьбе за свет, конкурируя с большим деревом, которое растет по соседству. У березок, расположенных на берегу, более комфортные условия, поэтому их стан практически прямой. Всё это передаёт картина Левитана «Весна. Большая вода». Творческая работа выполнена в очень удачных тонах. Синеву неба оттеняет река, она почти такого же цвета, ведь в ее водах отражается небо. Прекрасно сочетается с синей расцветкой золотистая крона деревьев. Она довольно редкая, ведь это оставшиеся с прошлого года одинокие листья притаились на деревьях. Но и их хватает, чтобы наполнить полотно солнечным светом. А он – повсюду, не только на березках, расположенных спереди, но и на отдаленных деревьях. Великолепие данной задумки выдают не только желтые, но и оранжевые краски. Ими тоже наполнена картина Левитана «Весна. Большая вода». Кроны деревьев отражаются в воде. Самого солнца на холсте нет, но полотно не страдает от его отсутствия. Ведь ближний берег также состоит из оранжево-желтых тонов. Такова картина Левитана «Весна. Большая вода». Описание ее можно завершить деталями. Приглядевшись к левому заднему плану, замечаешь, что и там царит буйство солнечных красок, которых порой не хватает весенней природе. Даже дно лодки выполнено в таких тонах.

Чем дольше смотришь на картины Левитана, тем больше новых ценностей в них открываешь. Это и есть признак великого художника. Картина "Март" - одна из самых известных картин Левитана о весне. Картина была написана в 1895 г. Картина размером 82 х 126 см выполнена маслом на холсте. В настоящее время "Март" Левитана хранится в Государственной Третьяковской Галерее. На картине "Март" изображен весенний пейзаж. На переднем плане мы видим крыльцо дома. У крыльца стоит лошадь, запряженная в сани. На дороге из-под снега уже виднется земля. Возле дома мы видим несколько голых деревьев с серыми стволами, а также несколько сосен. Вдали виднеется пышный сосновый лес. На ясном небе нет ни одного облака, и солнце заливает светом всю картину. В пейзаже нашли отражение своеобразные черты русского творчества. Природа преображается яркими красками, все цвета насыщены светом. Звонко и радостно звучат в контрасте желтые и голубые оттенки. Еще повсюду лежит снег, но весенним ликованием наполнена каждая деталь пейзажа. Разогретая солнцем стена дома будто излучает желтый свет, вспыхивающий повсюду золотыми рефлексами, согревающими холодные краски. Передний план картины наполнен движением: рельефные мазки передают и игру солнечных лучей, и рыхлость тающего снега. В природе словно происходит «смена декораций». Стволы тянущихся к солнцу деревьев располагаются симметрично, подобно кулисам. На дальний план, оттеснены пожухшие за зиму краски соснового бора.