Подробное решение параграф § 6 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н. 2016
1. В чём, с твоей точки зрения, позиции ребят противоречат друг другу?
В том что не обязательно решать все дракой и не обязательно жить по законам стаи, можно просто общаться и иметь свое мнение.
Какая проблема встаёт перед Павликом?
Нужно ли молодому человеку жить по законам его «стаи»?
2. Составь схему логических связей понятий: самосознание, смысл жизни, свобода воли, нравственная оценка, социализация личности, стиль общения, социальная роль.
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления.
Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»
«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
«Зачем (для чего) жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Свобода воли — это возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств. В философии с давних пор ведётся спор о существовании свободы воли, её определении и природе. Существуют две противоположные позиции: метафизический либертарианизм — утверждение, что детерминизм неверен и, таким образом, свобода воли существует или по меньшей мере возможна, и жёсткий детерминизм — утверждение о том, что детерминизм верен и свободы воли не существует.
Свобода воли – это свобода выбора из многих потенциальных возможностей, и она ограничена только целостным ощущением самого себя, своей личности, своего образа «Я», что делает ее не беспредельной, но наполняет смыслом. Это может показаться парадоксальным, но именно такое ограничение определяет свободу воли человека в отличие от произвола и в отличие от животных, у которых есть физиологическое ощущение себя, но нет образа «Я».
Моральная (нравственная) оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социально-классовой общности людей, тех или иных личностей. Возможна и самооценка: она выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, раскаяние. Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть добро и что есть зло. Мы можем сказать, что нравственным в деятельности человека является то, что может быть оценено как добро, а безнравственным – как зло.
Подходить к нравственной оценке необходимо, исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека. Так, например, у ряда скотоводческих народов Востока вспашка земли и последующее занятие растениеводством рассматривались как безнравственное деяние, оскорбляющее землю. В нашем обществе еще совсем недавно безнравственным явлением считалась частная предпринимательская деятельность, причем по ряду ее форм осуществлялось не только нравственное, но и правовое осуждение. Морально осуждались даже торговля на рынках, забота о максимальной оплате своего труда. Сейчас эти и многие другие явления нашей жизни оказались переосмысленными и оцениваются по-иному, исходя как из изменившейся ситуации в самом обществе, так и из изменения нашего морального сознания. Но это не означает, что изменяются, причем в диаметрально противоположную сторону, все моральные оценки. Здесь многое значительно сложнее, ибо своим специфическим моральным сознанием обладает человечество, национально-этнические, социально-классовые общности людей, а также отдельные личности.
Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть, эгоизм. Всегда одобрялись честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, надежность, милосердие.
В современных условиях эти моральные качества необходимы для всякой полезной деятельности, они являются мерилом нравственного контроля личности за своей деятельностью. Нравственный опыт прошлого предупреждает новые поколения о возможных опасностях, скрывающихся в «перепадах» морального выбора (зигзаги, отступления, падения).
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Стиль общения – это индивидуально стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия - в деловых и личностных отношениях, в стиле руководства и воспитания детей, способах п принятия решений и разрешения конфликтов, в приемах психологического воздействия на люди.
Все люди различаются по стилю общения — устойчивым характеристикам в различных ситуациях. Стили общения существенно определяют поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.
Характер содержания взаимодействия, как уже было отмечено, зависит прежде всего от речевых средств общения, которые образуют в коммуникации существенную логико-смысловую линию. Ведущей характеристикой современного стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструкции, использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов.
В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный).
Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.
Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.
Социальная роль - это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
Какие важные изменения в стиле общения происходят в раннем юношеском возрасте?
В ранней юности человеку присуща потребность в общении:
интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;
возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.
Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.
Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.
Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком главная потребность, которая удовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.
Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.
Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности — по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых! (И. С. Кон).
Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из н свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.
Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.
3. Прочитай текст и сформулируй, какие важные перемены происходят в юношеский период жизни.
Как полагают учёные, ранний юношеский возраст начинается с 14-15 лет. В этот период человек становится взрослым не только с биологической, но и с социальной точки зрения.
Главную особенность раннего юношеского возраста очень точно выразил известный отечественный социолог В.И. Шубкин, заметив, что цена ошибки в это время не двойка, а порой бесполезно прожитые годы. Именно в юношестве к человеку приходит первая любовь, зарождается настоящая дружба, которая потом сохраняется на протяжении всей жизни. В зависимости от того, как складываются отношения с друзьями и любимым человеком, может появиться уверенность в своих силах или, напротив, сформироваться внутренний образ «вечного неудачника».
Для ранней юности характерна идеализация друзей и самого понятия дружбы, когда достоинства другого человека сильно преувеличиваются, а недостатки преуменьшаются. Завязывая дружеские отношения, ребята выбирают того сверстника, которому можно всё доверить и получить одобрение своих действий. Такая дружба основана на принципе равенства: «С парнем моего возраста мне легче общаться», «Ему можно сказать всё, не боясь насмешек», «Рядом с ним я чувствую себя свободно, мне не надо казаться умнее, чем я есть на самом деле». Люди другого возраста — младше или старше - для этой роли не годятся.
Ученический коллектив искусственно сформирован взрослыми, его члены активно общаются друг с другом, объединяясь в группы. Включение ученика в ту или иную группу зависит от ряда моментов:
- социального расслоения, которое проявляется в неравенстве материальных возможностей, уровне притязаний и способов их реализации. Пример: «В это кафе мы не пойдём - это не наш уровень!» Как правило, представители разных социальных групп не общаются друг с другом;
- официального статуса учащегося в школе. А он, в свою очередь, складывается из отметок, получаемых учеником, и степенью его активности в школе. Многим учащимся не удаётся попасть в категории «официальных лидеров», «отличников», нередко их способности так и остаются незамеченными и непризнанными;
- неофициальных ценностей, принятых у ребят: честности, порядочности, смелости, отзывчивости, жизнерадостности, справедливости, уверенности. Соответствие этим критериям является важнейшим условием признания в юношеских группах. Обладатели этих качеств становятся «звёздами», к ним тянутся, с ними хотят общаться. При этом на фоне этих «звёзд», неофициальных лидеров, особенно заметно положение тех ребят, которых группа не признаёт - своего рода «отверженных», «чужаков».
Каким бы ни был статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе вызывает нежелание учиться. Тяжкой обязанностью становится даже простое пребывание в школе. А когда ученику в школе неуютно, у него появляются другие центры притяжения, он стремится реабилитироваться в других областях или сферах жизни.
4. Прочитай отрывок из повести. Найди свидетельство того, что герои переживают ранний юношеский возраст. Как ты думаешь, почему с возрастом отношение к возможностям в жизни меняется?
Чем сложнее была проблема, тем легче мы её разрешали. Мы не ведали никаких трудностей в метафизических понятиях и без малейших усилий выносили суждения относительно времени и пространства, духа и материи, конечного и бесконечного.
Внутренний мир подростка постоянно расширяется и наполняется самыми разнообразными интересами, тонкими переживаниями прекрасного, романтическими мечтами и грезами. Взрослым нужно только помочь подростку раскрыть сокровища его внутреннего мира. Ведь он по сути своей неисправимый романтик и идеалист. Он живет высокими чувствами и вдохновением, а поэтому иногда ощущает силы свернуть горы, только дай ему волю!
Душа подростка — та благодатная почва, на которой появляются первые ростки подлинных способностей, талантов, стремлений и откровений. Потом они будут формировать его внутренний стержень и смысл жизни.
5. Прочитай текст и попробуй ответить на следующие вопросы:
С какой целью создаются молодёжные группы и компании?
В период юношеского взросления молодой человек нередко испытывает чувство одиночества, неприкаянности. Оно побуждает его искать общения со сверстниками. В их обществе юноша находит или надеется найти то, чего ему так не хватает в общении со взрослыми, а именно:
• возможности выйти за рамки правил, игры, интриги, приключения;
• эмоционального тепла: ощущения, что другие понимают твои проблемы, испытывают нечто подобное и потому готовы в случае чего прийти к тебе на помощь;
• спасения от скуки, когда ты выбираешь занятие по душе, а не по желанию взрослых, родителей;
• признания собственной значимости, которое не зависит от школьных отметок, поведения, соблюдения правил, придуманных взрослыми;
• получения новой информации и навыков общения в тех областях, которые взрослые считают запретными для юношей;
• удовлетворения своего стремления командовать, властвовать над другими.
В сознании многих ребят эти мотивы переплетаются и нередко перерастают в непобедимое стадное чувство: юноши не могут ни дня, ни часа пробыть вне своей компании, они стремятся быть «как все» (свои) в манере одеваться, во вкусах, в стиле поведения.
В подобных молодёжных группах существуют свои межличностные отношения, они формируют у подростков умение взаимодействовать с другими людьми, хранить тайну, подчиняться коллективной дисциплине, а также отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В этом возрасте на первый план выходит понятие дружбы: молодой человек готов прийти на помощь другу из «своей компании» во что бы то ни стало. Тогда как интересы учёбы и семьи уходят на второй план.
Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны. Так Р. Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом “шок-протесте”.
По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.
У М.Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.
Почему многие взрослые опасаются возникновения молодёжных групп, даже зная, что ребята ничем дурным не занимаются?
Опасность кроется в том, что руководимые правилами «своей компании» молодые люди могут противопоставить себя всему обществу - и взрослым, и детям, и своим сверстникам. Так моло¬дёжная группа превращается в антисоциальную группировку, и её действия создают угрозу обществу.
Нередко в подобных случаях молодые люди вступают в конфликт с законом и, неожиданно для себя, оказываются вынуждены отвечать за свои поступки. Совершенно незаметно случайная выпивка приводит к пьянству (осуждаемый обществом мораль¬ный проступок), весёлое озорство - к хулиганству с битьём стёкол и оскорблением прохожих (административное правонарушение), страсть к приключениям - к угону чужого автомобиля и аварии с человеческими жертвами (уголовное преступление). К сожалению, пока подобная беда не случится с конкретным молодым человеком, он склонен думать, что «это может произойти с кем угодно, но только не со мной».
6. Прочитай текст и, опираясь на него и свой жизненный опыт, постарайся сформулировать правила жизни для юноши.
Для родителей: эти правила несколько лет назад Билл Гейтс озвучил в своем выступлении перед старшеклассниками. С тех пор они «путешествуют» по сети и журналам, и, безусловно, многим родителям хотелось бы, чтобы они нашли свое пристанище в комнате подрастающего чада. Именно поэтому мы решили так необычно оформить эту страницу. Если вы считаете, что вашему ребенку не помешало бы с ними ознакомиться, просто вырежьте из журнала «Правила» и разместите их там, где подросток их заметит и захочет прочитать хотя бы из любопытства.
1. Жизнь несправедлива – свыкнись с этим фактом.
2. Миру наплевать на твое самоощущение и самоуважение. Мир ожидает от тебя каких-нибудь достижений, перед тем как принять во внимание твое чувство собственного достоинства.
3. Очень маловероятно, что тебе начнут платить 40 тысяч в год сразу после окончания школы. Ты не станешь вице-президентом компании с лимузином и личным шофером, пока ты не заслужишь это.
4. Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен, подожди знакомства со своим боссом. В отличие от учителя, карьера босса зависит от того, как ты справляешься со своими заданиями.
5. Обжаривать бургеры в Макдоналдсе – не ниже твоего достоинства. Твои прадеды назвали бы любую, даже такую, работу «хорошим шансом».
6. Не спеши обвинять в каждой своей неудаче родителей. Не ной и не носись со своими неудачами, учись на них.
7. До твоего рождения твои родители не были такими скучными и неинтересными людьми, какими они кажутся тебе сейчас. Они стали такими, зарабатывая на твое беззаботное детство, стирая твою одежду и слушая твою бесконечную болтовню о том, какой ты классный. Поэтому, перед тем как отправляться спасать леса Амазонки от уничтожения жадным поколением твоих родителей, попытайся для начала привести в порядок свою комнату.
8. Твоя школа отменила деление на победителей и лузеров, жизнь – нет. В некоторых школах прекратили ставить плохие отметки и разрешили сколько угодно раз сдавать тест. Это не имеет ни малейшего отношения к тому, что происходит в реальной жизни.
9. Жизнь не разделена на семестры, летних каникул в ней не существует, и очень мало работодателей заинтересовано в том, чтобы помочь тебе найти твое собственное «я». Тебе придется делать это в твое личное время.
10. Не путай реальную жизнь с тем, что показывают по телевизору. В жизни людям приходится большую часть времени проводить не в кофейне, а на рабочем месте.
11. Поддерживай хорошие отношения с «очкариками-ботаниками». Скорее всего, один из них когда-нибудь станет твоим начальником.
7. Прочитай и сравни позиции мамы и дочки, касающиеся процесса самоопределения. Чем, по-твоему, вызвано требование взрослых, как можно раньше определиться с выбором профессии?
Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребёнку выбрать.
Это одно из самых серьёзных родительских заблуждений всегда оправдывается благими намерениями. О том, куда ведут они, напоминать, наверное, нет необходимости. Великий баснописец Крылов писал: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...». К сожалению, это встречается не редко, и во многом из-за того, что родители выбирают за детей их профессию.
У каждого человека есть предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Вряд ли может быть счастлив человек, занимающийся делом, не соответствующим его врождённому физическому и психическому складу. Человек же, всегда остающийся самим собой, пусть даже и не добьётся ошеломляющих успехов, но не пойдёт против своей природы, что является одним из важнейших условий личного счастья.
Американский писатель, психолог Дейл Карнеги писал, что ему пришлось потерять много лет жизни, подражая другим людям. Навсегда отказавшись от идеи сочетать в себе достоинства других людей, он засучил рукава и приступил к работе над учебником по ораторскому искусству, в котором нашли отражение его собственный жизненный опыт, наблюдения и мысли. Дейл Карнеги пришёл к тому же выводу, что и профессор английской литературы в Оксфорде сэр Вальтер Рэлей. ««Мне не дано писать, как Шекспир», - сказал он. - Но я могу написать свою собственную книгу».
Страх опоздать с выбором профессии характерен не столько для самих будущих выпускников, сколько для их родителей. Если ваш ребенок учится в 10-11-м классе и до сих пор не может определиться с будущей сферой деятельности, вы можете помочь ему в этом. Подсказывайте, обсуждайте, анализируйте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.
Присмотритесь
Первый этап — наблюдение. Присмотритесь к своему ребенку, оцените его желания и возможности. В подростковом возрасте начинает ощущаться разница поколений. Необходимо проанализировать и понять поведение ребенка. К примеру, ваш сын круглосуточно сидит перед компьютером, но это не означает, что ему прямая дорога в программисты. Может он просто ведет переписку или играет в игры.
Не давите
Обсудите с ребенком его интересы: что ему нравится, что привлекает. Подумайте, в какой профессии могут быть применимы его способности, черты характера. Важно не навязывать свой выбор. Можно заставить согласиться на безынтересную профессию, но через силу принятое решение обязательно аукнется в будущем. Разочарованность в работе может привести к психологическим проблемам и даже болезням. Как правило, родители реализуют свои идеи в той области, где не преуспели сами. Попытка навязать свои упущенные интересы детям, зачастую не приводит ни к какому результату.
Раскройте глаза
Основное препятствие в выборе подходящей специальности — это розовые очки, сквозь которые молодым людям свойственно смотреть на будущую профессию. Психологи советуют подростку заранее и как можно ближе познакомиться с профессией, к которой он склоняется. Неплохо, если ребенок лично пообщается с представителями желаемой профессии. Подумайте, есть ли среди ваших друзей и знакомых такие люди. Приведите примеры из жизни: кто, как, почему работает на том или ином месте. Разберите профессию со всеми ее плюсами и минусами. Говорите с ребенком на равных, уважайте его точку зрения, избегайте манипуляции. Ваша задача — помочь ему принять верное решение.
1. Какие изменения в поведении происходят в юношеском возрасте? Прокомментируй данные социологического опроса 15-17-летних подростков, которые среди важнейших жизненных ценностей назвали желание иметь верных друзей (дружбу как главную ценность в жизни выделили 97,7% опрошенных, любовь - 90,8%).
Для подростков главным критерием является общение.
В ранней юности человеку присуща потребность в общении:
интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;
возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.
Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.
Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.
Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком главная потребность, которая удовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.
Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.
Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности — по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых! (И. С. Кон).
Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из н свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.
Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.
2. Чем, на твой взгляд, обосновано желание молодых людей объединяться в группы? Почему общество так настороженно к ним относится?
В период юношеского взросления молодой человек нередко испытывает чувство одиночества, неприкаянности. Оно побуждает его искать общения со сверстниками. В их обществе юноша находит или надеется найти то, чего ему так не хватает в общении со взрослыми, а именно:
• возможности выйти за рамки правил, игры, интриги, приключения;
• эмоционального тепла: ощущения, что другие понимают твои проблемы, испытывают нечто подобное и потому готовы в случае чего прийти к тебе на помощь;
• спасения от скуки, когда ты выбираешь занятие по душе, а не по желанию взрослых, родителей;
• признания собственной значимости, которое не зависит от школьных отметок, поведения, соблюдения правил, придуманных взрослыми;
• получения новой информации и навыков общения в тех областях, которые взрослые считают запретными для юношей;
• удовлетворения своего стремления командовать, властвовать над другими.
В сознании многих ребят эти мотивы переплетаются и нередко перерастают в непобедимое стадное чувство: юноши не могут ни дня, ни часа пробыть вне своей компании, они стремятся быть «как все» (свои) в манере одеваться, во вкусах, в стиле поведения.
В подобных молодёжных группах существуют свои межличностные отношения, они формируют у подростков умение взаимодействовать с другими людьми, хранить тайну, подчиняться коллективной дисциплине, а также отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В этом возрасте на первый план выходит понятие дружбы: молодой человек готов прийти на помощь другу из «своей компании» во что бы то ни стало. Тогда как интересы учёбы и семьи уходят на второй план.
Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны. Так Р. Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом “шок-протесте”.
По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.
У М.Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.
Опасность кроется в том, что руководимые правилами «своей компании» молодые люди могут противопоставить себя всему обществу - и взрослым, и детям, и своим сверстникам. Так молодёжная группа превращается в антисоциальную группировку, и её действия создают угрозу обществу.
Нередко в подобных случаях молодые люди вступают в конфликт с законом и, неожиданно для себя, оказываются вынуждены отвечать за свои поступки. Совершенно незаметно случайная выпивка приводит к пьянству (осуждаемый обществом моральный проступок), весёлое озорство - к хулиганству с битьём стёкол и оскорблением прохожих (административное правонарушение), страсть к приключениям - к угону чужого автомобиля и аварии с человеческими жертвами (уголовное преступление). К сожалению, пока подобная беда не случится с конкретным молодым человеком, он склонен думать, что «это может произойти с кем угодно, но только не со мной».
3. С чем, по-твоему, связано увеличение количества социальных ролей в подростковом возрасте. Почему общество настоятельно требует от молодого человека именно в этот период сделать профессиональный выбор? Оправдано ли это на твой взгляд?
В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание. Однако, вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, часто ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении. Как ни парадоксально, но минуты одиночества обычно проходят в размышлениях об обществе, а именно, осознания своего места в нем, своих социальных позиций и своей ниши (как настоящей, так и будущей) в социально-ролевой общественной структуре.
Другая важная особенность подростково-юношеского возраста - высокая восприимчивость к образцам социального поведения, - распространяется не только, и, часто, даже не столько, на положительные нормы, но и на негативные тенденции. Когда же в обществе нет четко устоявшихся норм, традиций, ценностей, то «вакуум» в образцах подросткового социально-ролевого поведения заполняется тем негативом, который неизбежно имеет место в таких обществах. Актуальными представляются в данном ключе взгляды знаменитого социолога П.А. Сорокина, который, размышляя о роли молодого человека в современном мире, П.А. Сорокин писал: Размышляя о положении «Если индивид не обладает твердыми убеждениями по поводу того что правильно, а что нет,... не питает уважения к своим обязанностям... Что может удержать его от нарушения прав... других людей?.. В обществе, состоящих из таких индивидов, неизбежным следствием будет умножение конфликтов, жестокая борьба...».
Справедливо отмечается, что в переходные периоды общества, когда «рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла», конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым.
Господствующий тип культуры формирует «тип сознания людей, которые родились и живут в рамках этой культуры». Из этого сознания складывается совокупность ожиданий (представление о социальных ролях) конкретного поведения в соответствии с занимаемым социальным положением человека в данном обществе. П.А. Сорокин утверждает, что «социальное положение индивида (а в значительной мере и его поведение) определяется указанием тех систем взаимодействия, членом коих он является, и той роли, которую он играет в каждой из этих систем». Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения. Перефразируя старую поговорку, П. А. Сорокин говорит: «Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, и я скажу, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане».
Система социальных ролей молодежи, по Т. Парсонсу, характеризуется такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств, или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).
Процесс формирования социальных ролей, осуществляющийся в ходе социализации личности, включает в себя, с точки зрения Т. Парсонса, три основных компонента. Первый из них заключается в интернализации (т.е. в глубоком внутреннем усвоении, индивидом мотиваций, конкретизируемых в виде приемлемых для данного общества и данной совокупности ролей в этом обществе ориентиров поведения. Вторым компонентом этого процесса является предоставление обществом индивиду благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему (и избираемыми им самим) ролями. Наконец, поскольку индивид взаимодействует с другими людьми в системе коллективов, основным условием их солидарности является соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.
Подростково-юношеский период являются самыми сложными и важными в процессе формирования социальных ролей. Родители обычно пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым можно считать своего ребенка, и они бесконечно находят «камни преткновения» со своими детьми относительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег, женитьбы или замужества. Молодые люди и сами часто пребывают в состоянии неопределенности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пути достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей и т.д. Поэтому, неудивительно, что многие предпочитают оставаться зависимым от родителей или других родственников.
Процесс формирования социальных ролей старшеклассников является сложным, многогранным явлением, на которое оказывают влияние факторы, детерминированные вне-учебными (интер - и интрасоциальными) условиями, спецификой содержания обучения и специфическими особенностями возраста старшеклассников (ощущение возможности самостоятельного выбора; внутренний самоконтроль, стремление к самостоятельности и независимости; разрушение или смена авторитетов как предпосылка собственного морального и интеллектуального поиска; формирование жизненных планов, основ профессионального самоопределения; стремление осознать свое место и социальную значимость в будущей жизни).
Страх опоздать с выбором профессии характерен не столько для самих будущих выпускников, сколько для их родителей. Если ваш ребенок учится в 10-11-м классе и до сих пор не может определиться с будущей сферой деятельности, вы можете помочь ему в этом. Подсказывайте, обсуждайте, анализируйте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.
Присмотритесь
Первый этап — наблюдение. Присмотритесь к своему ребенку, оцените его желания и возможности. В подростковом возрасте начинает ощущаться разница поколений. Необходимо проанализировать и понять поведение ребенка. К примеру, ваш сын круглосуточно сидит перед компьютером, но это не означает, что ему прямая дорога в программисты. Может он просто ведет переписку или играет в игры.
Не давите
Обсудите с ребенком его интересы: что ему нравится, что привлекает. Подумайте, в какой профессии могут быть применимы его способности, черты характера. Важно не навязывать свой выбор. Можно заставить согласиться на безынтересную профессию, но через силу принятое решение обязательно аукнется в будущем. Разочарованность в работе может привести к психологическим проблемам и даже болезням. Как правило, родители реализуют свои идеи в той области, где не преуспели сами. Попытка навязать свои упущенные интересы детям, зачастую не приводит ни к какому результату.
Раскройте глаза
Основное препятствие в выборе подходящей специальности — это розовые очки, сквозь которые молодым людям свойственно смотреть на будущую профессию. Психологи советуют подростку заранее и как можно ближе познакомиться с профессией, к которой он склоняется. Неплохо, если ребенок лично пообщается с представителями желаемой профессии. Подумайте, есть ли среди ваших друзей и знакомых такие люди. Приведите примеры из жизни: кто, как, почему работает на том или ином месте. Разберите профессию со всеми ее плюсами и минусами. Говорите с ребенком на равных, уважайте его точку зрения, избегайте манипуляции. Ваша задача — помочь ему принять верное решение.
Решаем жизненные задачи.
Телефонный разговор
Ситуация. Родители очень недовольны тем, как долго ты общаешься с друзьями по телефону. «Опять впустую треплешься! Вам и сказать-то друг другу нечего! Сорок минут болтовни - и ни одной стоящей мысли, ни одной законченной фразы, одни междометия!»
Роль. Ты - внимательный, любящий и заботливый сын (дочь). Результат. Постарайся объяснить родителям, что эти «пустые разговоры» тебе важнее любой светской беседы.
Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, расширение его круга, а также углубление и индивидуализация общения. Дружеские отношения более избирательные, тесные и глубокие. Однако свойственные возрасту, требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, эгоцентричность, порождают трудности и напряженность во взаимоотношениях.
Подводя итоги обсуждению влияния общения со сверстниками на развитие личности подростка, можно обозначить следующие основные направления позитивного воздействия:
Первое — это содействие формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь на самого себя через предоставление опыта реальной жизни.
Второе — это содействие формированию эго-идентичности через предоставление подростку возможности выбора образцов для идентификации, с одной стороны, и усиление «Я» на основе самоутверждения в подростковой среде, с другой.
Третье — расширение самосознания, развитие способности к внутреннему диалогу через самораскрытие в общении с партнером того же пола.
Эссе.
Познакомься с отрывком из письма девятиклассника. Определи проблему, которую он описывает, сформулируй тезисы (то, что требуется доказать), аргументы (факты, доводы, суждения) и сделай вывод.
«Жизнь устроена так плохо, что из миллионов людей на Земле тебе должны встретиться обязательно только одна любимая женщина и только один настоящий друг. Почему? Почему? Это вы, взрослые, так устроили! Я хочу, чтобы много людей вокруг меня были настоящими, близкими и любимыми, чтобы мы не боялись друг друга. А были открытыми настежь. Но нет, даже мои ровесники жмутся, тупо повторяя: “Чужая жизнь, не лезь, не трогай...”»
Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но происходит она обязательно.
Потребность в общении со сверстниками которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. «Все детство и юность я страстно и безнадежно мечтал о своей комнате, где жил бы один, о четырех стенах, в которых я почувствовал бы себя личностью, обрел бы самого себя»,- вспоминает Франсуа Мориак. «Как только у меня появилась своя комната, у меня появилась и внутренняя жизнь,- пишет Анатоль Франс.- Я получил возможность думать, размышлять... Она была для меня единственной, несравнимой. Она отделяла меня от вселенной, и в ней я обретал вселенную».
В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.
Однако кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Об этом противоречивом чувстве пишет 16-летняя Ира Гаврилова: Одиночество губит, одиночество лечит, Одиночество давит на хрупкие плечи, Заставляет задуматься честно и прямо И себе самому отвечать без обмана.
Как показывают данные зарубежных массовых опросов и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Массу писем на эту тему получают и наши молодежные газеты: «У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...»
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.
Напряженная потребность в общении и аффилиации даже считает общение ведущей деятельностью юношеского возраста) превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.
Типичная черта подростковых и юношеских групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо.
Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие - когда индивидуальность утверждается через единообразие - может тревожить юношей. «Я часто думаю, чем же мы «свои», что у нас общего? Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, то есть не похожи на «других». Но при этом как две капли воды похожи друг на друга. Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг или неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам...»
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и характера аффилиации.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает прежде всего интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты другие другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки - к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.
Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны, отражают, а с другой стороны - создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.
Стиль мышления тесно связан с особенностями воспитания. Девочек раньше и последовательнее приучают заботиться о других, в частности о младших детях. Это делает их более эмоционально отзывчивыми и вместе с тем - коммуникативно ранимыми. Люди, нуждающиеся в эмоциональной поддержке, значительно чаще ищут ее у женщин, нежели у мужчин, и женщины более чутко реагируют на подобные обращения. На несчастье, постигшее самых близких - супругов и детей, мужчины и женщины реагируют одинаково остро, зато неприятности окружающих людей женщины замечают чаще и переживают сильнее, чем мужчины. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что женщины чаще испытывают психологические расстройства. Обычно это объясняли повышенной эмоциональностью женщин и их неумением преодолевать стрессовые ситуации, но известно, что во многих подобных ситуациях они оказываются гораздо сильнее мужчин. Как бы то ни было, женщины значительно чаще мужчин жалуются на одиночество и непонятость, вдвое чаще переживают состояние депрессии. Причем мужчины в состоянии депрессии обычно жалуются на дефицит самораскрытия или предметные трудности - неспособность плакать, утрату интереса к людям, чувство социальной неудачи и болезненные соматические переживания, тогда как в женских описаниях депрессии превалирует мотив неудовлетворенности собой, нерешительности, отсутствия поддержки и т.д.
Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или фемининности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержание статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Такая нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят фемининными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия.
Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов.
Во-первых, будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки и юноши обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (одно из следствий этого - застенчивость). Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
Это проявляется даже в житейских ситуациях. Например, телефонный разговор для старшеклассника - не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения; поэтому очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит и т.п. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как «срезать», «отбрить» собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питают никакого зла и которые ничем не провоцируют подобное поведение. Весьма сложны и многоплановы юношеские ритуалы ухаживаний и т.п.
Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию.
Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток нередко сам запутывается. Однажды в Артеке я видел девятиклассника, который рассказывал товарищам о своих заслугах перед пионерской организацией, заграничных командировках и т.п. Ребята вскоре раскусили вранье, но, к счастью, отнеслись к нему снисходительно. Немотивированная ложь, как и немотивированная жестокость, непонятна только пока мы оперируем непосредственными, явными мотивами, не выходящими за пределы данной единичной ситуации. В более широком личностном контексте, если подумать, для какой воображаемой аудитории разыгрывалась данная сцена и с каким воображаемым прошлым соотносится данный поступок, они вполне объяснимы.