§ 23–24. Условия работы демократии

Подробное решение параграф § 23–24 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 8 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева 2015



Постановка проблемы урока

В чём, на твой взгляд, ребята противоречат друг другу?

Противоречие: демократии нет вообще и она есть, но чатично. А для того, чтобы существовала настоящая демократия, необходимо создать определенные условия.

Какой вопрос возникает из этого противоречия? Обсуди разные идеи с друзьями, сформулируй свой вариант, а потом сравни его с авторским (с. 226).

При каких ус ловиях в обществе возможна настоящая демократия?

Повторение необходимых знаний

Начерти схему логических связей понятий: политическая система, государство (форма – политический режим), общество, демократия, власть. (Словарь)

Политическая система – вся политическая жизнь общества, осуществление в нём политической власти в результате взаимодействия государства и общественных организаций (в том числе партий, средств массовой информации, массовых движений и т.п.) на основе принятой политической культуры (правил взаимоотношений органов власти и граждан).

Государство – организация управления обществом, обладающая следующими признаками:

– территория (границы государства);

– суверенитет над данной территорией (полное право осуществлять власть и управление независимо от воли других государств и организаций);

– аппарат управления, т.е. профессиональные правители-чиновники, отделённые от общества и занимающиеся организацией власти;

– издание законов и других правовых норм, регулирующих отношения в обществе и определяющих порядок в нём;

– службы защиты законного порядка (например, стража, полиция, милиция);

– армия (вооружённые силы) для защиты границ, независимости и интересов государства;

– сбор налогов с населения для содержания армии, полиции, чиновников и выполнения других государственных задач, необходимых данному обществу (например, выпуск денег или выплата пособий неимущим).

Политический режим – характеристика государства по методам и способам, которыми пользуется государственная власть для поддержания порядка, отношение власти к правам и свободам граждан. Выделяют демократический политический режим, соблюдающий права и свободы, и недемократические (авторитаризм, тоталитаризм).

Форма правления – характеристика государства по тому, что считается источником власти, как образуются высшие органы власти: по наследству (монархия) или путём выборов (республика).

Общество – люди, объединённые совместной жизнью (интересами) и деятельностью по принятым правилам (мораль, законы).

Демократия (от древнегреч. «на род» и «власть») – политический режим государства, основанный на защите прав и свобод граждан; при демократии все основные вопросы управления решаются большинством голосов граждан, при этом каждый имеет право свободно высказываться, оспаривать решения, но после их принятия меньшинство должно подчиниться большинству. Условия существования демократии:

– проведение референдумов по наиболее важным вопросам государственной жизни (прямая демократия);

– состязательные регулярные выборы различных органов власти (представительная демократия);

– реальное разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами; активное и сознательное участие граждан в политической жизни: в реализации своих прав на избрание органов власти, свободы слова, собраний, на создание политических партий; критичное отношение граждан к обещаниям и действиям политических лидеров;

– подчинение меньшинства граждан решениям большинства, но при сохранении за меньшинством права бороться за изменение решения в рамках законной политической оппозиции;

– существование независимых от государства средств массовой информации.

Власть – влияние одних людей на других, позволяющее одним командовать, а другим подчиняться для обеспечения порядка в какой-то совместной

Что, с твоей точки зрения, лежит в основе принципов правового государства? (§ 19)

Соблюдение прав человека, верховенство закона, разделение властей, правовая культура.

Приведи исторические примеры демократии и гражданского общества в разных странах в XIX – начале XX в. (Уч-ки «Всеобщая история», «История Рос сии», 8-й кл.)

Зачатки гражданского общества в России начали складываться во второй половине ХIХ столетия, в результате реформ Александра II (отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная, административная и другие реформы).

Судебная реформа 1864 г. провозгласила такие принципы как равенство всех перед законом, разделение судебной и административной властей, несменяемость судей, независимость адвокатуры, гласность и состязательность процесса, создание суда присяжных. Были введены новые либеральные судебные уставы. После реформ 60-х гг. XIX века активизировался процесс становления среднего класса – социальной базы гражданского общества. Однако все это можно рассматривать только как первые шаги на пути к гражданскому обществу. После убийства царя-реформатора Александра II новый император Александр III обнародовал манифест “О незыблемости самодержавия” (1881 г.). Началась эпоха реакции, резкого торможения процессов либерализации в общественной системе.

Следующий период в развитии институтов гражданского общества приходится на 1900-1914 гг. В эти годы складывается многопартийная система в стране, при которой политические партии являлись субъектами гражданского общества, так как существовали независимо от государственной власти и стремились к реализации своих политических целей. Первая русская революция 1905 г. заставила царизм пойти на серьезные изменения в государственном строе страны. Благодаря деятельности четырех Государственных Дум (1906-1917 гг.), выборных законодательных учреждений и многопартийности, Россия приобрела свой первый опыт парламентаризма.

Еще в эпоху буржуазных революций в основных странах Запада были провозглашены и законодательно закреплены в качестве неотчуждаемых прав человека неприкосновенность личности, жилища, собственности, право на свободное выражение мыслей и мнений. В большинстве действовавших к концу XIX в. конституций признавалась терпимость государства к различным религиозным конфессиям и право граждан исповедовать без какой-либо дискриминации любую религию. При отправлении правосудия повсеместно в Европе и в США утвердились такие важные гарантии прав личности, как презумпция невиновности и право подсудимого на защиту.

Пойдя достаточно далеко в обеспечении прав личности, государство действовало в соответствии с потребностями общества, где господствовала свободная конкуренция и питаемый ею дух индивидуализма. Значительно медленнее и с большими трудностями укоренялось признание со стороны государства законности тех или иных коллективных интересов и прав защищающих их ассоциаций.

Вспомни, как в повес ти Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» ребята формулировали критерии справедливого государства. (Уч-к «Литера тура», 5-й кл.)

Строгим очертаниям швамбранского материка мог бы позавидовать любой орнамент. На западе - горы, город и море. На востоке - горы, город и море. Налево залив, направо - залив. Эта симметрия осуществляла ту высокую справедливость, на которой зиждилось Швамбранское государство и которая лежала в основе нашей игры. В отличие от книг, где добро торжествовало, а зло попиралось лишь в последних главах, в Швамбрании герои были вознаграждены, а негодяи уничтожены с самого начала. Швамбрания была страной сладчайшего благополучия и пышного совершенства. Ее география знала лишь плавные линии. Симметрия - это равновесие линий, линейная справедливость. Швамбрания была страной высокой справедливости. Все блага, даже географические, были распределены симметрично. Налево - залив, направо - залив. На западе Драндзонск, на востоке - Аргонск. У тебя - рубль, у меня - целковый. Справедливость.

Решение проблемы

1. Какие граждане создают гражданское общество?

Прочитай текст и сделай вывод по проблеме, о которой спорили Саша и Ваня в начале параграфа.

Обычные люди могут повлиять на власть в государстве путем формирования активной гражданской позиции и развития в себе политической культуры.

Определи условия, при которых возможна настоящая демократия.

1. Гражданское общество.

2. активная градланская позиция – создание и участие в действии политических партий, профсоюзов и других общественных объединений.

3. политическая культура - правила и традиции, определяющие взаимоотношения органов власти и народа:

- каждый член гражданского общества вправе вли ть на действия власти, а не молчаливо подчиняться любым её решениям;

– находящиеся у власти люди – не полубоги, а обычные граждане, нанятые народом для управления в интересах самих граждан;

– возможно законное ненасильственное отстранение от власти людей, не выражающих интересов большин ства граждан.

2. Как отличить демократическое государство?

Прочитай разговор Саши и Вани и сделай вывод по проблеме, о которой они спорили в начале параграфа.

Демократия существует там, где нет ее противоположности (диктатцры, авторитаризма, деспотизма, самодержавия). При демократическом режиме соблюдаются все права и свободы человека, в том числе на участие в управлении своим государством.

Сформулируй условия, при которых возможна настоящая демократия (народовластие).

1. Разделение властей.

2. система выборов и голосования.

3. выборы дложны быть – всеобщими, равными, свободными, состязательными, тайными, прозрачными.

4. сменяемость власти.

5. право быть в оппозиции.

6. независимые СМИ.

Из чего складывается правовое государство?

Верховеноство закона, разделение властей, соблюдение прав человека, политическая культуры.

Из чего состоит гражданское общество?

Независимые объединения: политические, экономические, культурные, общественные; активная гражданская позиция; культура участия а не подданства.

Какие правила необходимо соблюдать для существования демократии в обществе?

• Разделение властей.

• система выборов и голосования.

• выборы дложны быть – всеобщими, равными, свободными, состязательными, тайными, прозрачными.

• сменяемость власти.

• право быть в оппозиции.

• независимые СМИ.

Применение знаний

Выполняем учебные задания.

1. Из истории России и других стран (XIX в.) приведи примеры, когда принципы демократии реализовывались, и примеры, когда они нарушались.

Нарушались: принципы выборов, сменяемость власти, право быть в оппозиции.

2. Какие политические режимы (демократические или недемократические) характеризуют следующие цитаты? Аргументируй своё мнение.

А) «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где ещё меньшие, народ их презирает» (китайский мудрец VI–V вв. до н.э. Лао-цзы). Демократические и недемократичкеские режимы.

Б) «У подданных деспота нет родины. Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством» (французский писатель XVII в. Ж. Лабрюйер). Недемократиеский режим. Власть находится в руках деспота.

В) «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (французский философ конца XVII–XVIII вв. Ш.-Л. Монтескьё). Демократический. Право быть в оппозиции.

Г) «Власть одного нередко следствие глупости многих» (немецкий учёный и публицист XX в. В. Швебель). Недемократический. Несменяемость власти.

Решаем жизненные задачи.

Защита прав потребителя

Ситуация. Покупатель приобрёл в магазине товар. Придя домой, он обнаружил в нём дефект и решил вернуть покупку в магазин. Но там с ним не захотели даже разговаривать.

Роль. Ты – покупатель.

Результат. Необходимо защитить свои права потребителя.

Подать иск против магазина.

Осуществляем проекты.

1. Проект-мероприятие. Проведи законный «протестный митинг»: выбери некое правило, традицию, существующую в твоей школе, которая не устраивает тебя, является, на твой взгляд, устаревшей. Получи от школьных властей разрешение на проведение митинга (например, на школьном дворе). Организуй своих сторонников и проведи митинг с выступлениями, разъясняющими ваше отношение к сложившейся традиции и предложения к администрации школы по её отмене.

2. Информационный проект. Подготовь эссе на одну из тем:

а) «Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх» (французский писатель и философ Ш.-Л. Монтескьё, XVII–XVIII вв.).

У каждого правителя есть свои способы управления государство. Все средства деспот направит на укрепления аппарата принуждения – армию и органы правопорядка. Держа людей в страхе, у него не будет необходимости улучшать жизнь в стране, заботиться о своих гражданах.

В добродетели деспотичное правительство не нуждается, а честь для него опасна.

б) «При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется» (древнегреческий философ Аристотель, IV в. до н.э.)

При разных политических режимах у человека разное положение в государстве. При диктатуре думают за человека, при демократии человек может думать сам. А иногда и думать не получается – страх берет верх.

Иногда обстоятельства вынуждают человека подстраиваться под них ради сохранения свой жизни.