§ 10. Личные (гражданские) права российских граждан

Подробное решение параграф § 10 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов И.С. Хромова, О.Ю. Скворцова 2013-2015



1. Вам необходимо подготовить вопросы для беседы с юристом по теме «Личные права человека и их соблюдение в современном мире» (вопросов должно быть не менее десяти, они должны быть кратко сформулированы и охватывать содержание всей темы).

1.Какими личными правами обладает человек?

2.Куда может обратиться человек при нарушении его личных прав?

3.Для чего необходимы личные права человека?

4.Существуют ли надзорные органы, задачей которых является контроль за соблюдением личных прав человека?

5.Какую ответственность понесет человек за нарушение чужих личных прав?

6.С какого возраста человек может в полном объеме использовать свои личные права?

7.Кто может ограничить личные права человека?

8.В каком законе устанавливаются личные права человека?

9.Какие личные права необходимо знать человеку?

10.Как правильно применять свои личные права?

2. Учимся аргументировать. Смертная казнь как вид наказания известна давно. В современном мире государства отказываются от неё. В России с 1996 года смертная казнь как наказание за особо тяжкие преступления не применяется, хотя она и не исключена из уголовного закона. Вопрос о смертной казни всегда вызывал споры. Приведите аргументы «за» и «против» её применения и сделайте вывод.

Против: это не гуманно!

«Человеческая цивилизация на современном уровне ее развития призвана утвердить абсолютную священность человеческой жизни и принципиальную недопустимость смертной казни. Отказ от смертной казни — это проявление гуманизма». В общем виде: здесь постулируется, что гуманизм («абсолютная священность человеческой жизни») — это аксиома. Между тем еще надо доказать, что гуманизм полезен для человечества и т.д. Демагогия: попытка опереться на постулат, который сам нуждается в доказательстве.

Против: это не уменьшает количество преступлений!

«Применение смертной казни не влияет на количество преступлений, за которые она предусматривается. Ни одно серьезное криминологическое исследование не подтверждает, что смертная казнь (или введение более строгих наказаний) приводит к снижению преступности».

Для того, чтобы смертная казнь воздействовала на статистику преступлений, надо, чтобы она применялась куда шире — за более широкий состав преступлений, причем не как исключение, а как правило. Скажем, если ее назначать за третью совершенную кражу — то количество краж должно уменьшиться. Да и то будет некий период инерции мышления — пока осознание «за кражу можно и жизни лишиться» не станет привычным. В начале же будет «гражданин начальник, мамой клянусь, у самого в голове не укладывается, зачем я это сделал, по привычке, начальник!». Дополнительно: пусть не уменьшает; но и не увеличивает же, правильно? Следовательно, этот тезис не за/против, а просто нейтрален, и надо смотреть другие аргументы. Демагогия: попытка выдвинуть как тезис ложный аргумент; попытка свести комплексный вопрос к единственному фактору.

Против: возможны судебные ошибки!

«При применении смертной казни возможны судебные ошибки. В результате жизнь человека может оборваться вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой человеческой ошибки. Последствия казни невозможно исправить, в то время как судебные ошибки происходят постоянно».

Этот аргумент считается самым сильным «против». Ведь казнить невиновного — это нехорошо! Вы же с этим не будете спорить, правда?

Что интересно — практически никто не предлагает ввести ответственность за ошибочный приговор, а вот это как раз следовало бы ввести в УК. Лет по десять каждому, кто «ошибся» — судье, прокурору, следователям, если человека не успели казнить, и двадцать, если успели — нормально будет, я думаю. Почему-то считается, что судьи даже за такие ошибки не должны отвечать. Даже если это не ошибки, а целенаправленный подлог — вспомните то же дело Аракчеева.

Против: преступника этим не исправить!

«Смертная казнь — это не средство разрешения конфликта, возникшего в обществе. При этом не достигается цель наказания, исправления и нравственного воздействия на преступника».

Цель работы правоохранительных органов — это недопущение преступлений. Разными способами, и перевоспитание — лишь один из них (здесь я скорбно молчу о его эффективности).

Смертная же казнь — это именно высшая мера социальной защиты. Ее воспитательное действие тут вторично и действует на других преступников. Смертная казнь — это инструмент, средство для решения задач, стоящих перед государством в области внутренней политики. Образно говоря, это «социальная хирургия», удаление «раковой опухоли», которая пожирает здоровые клетки.

Против: это не возместит нанесенного вреда!

«Смертная казнь за уже совершенное преступление не может восстановить положения, существовавшего до его совершения, не возмещает причиненного им вреда, то есть не устраняет причин, породивших преступление».

Против: бог дал жизнь человеку и человеку эту жизнь отнимать!

Жизнь дает господь бог на время (ну как бы взаймы) — значит, жизни принадлежат богу. Поэтому общество не может распоряжаться по своему усмотрению жизнью отдельного человека. Нельзя же распоряжаться чужой собственностью, в данном случае собственностью бога. Это бог решает сам, когда того или иного человека лишить своего дара (фактически аренды). Бог дал — бог и взял обратно. С этой точки зрения самоубийства также не должно быть, т.к. в данном случае жизнью (чужой собственностью) пытается распорядиться один отдельно взятый человек.

Против: у исполнителей будут психотравмы!

Смертные казни — не такое уж частое явление, и вполне можно не держать специальную расстрельную команду, а назначать исполнителями офицеров спецназа и т.п. разово.

Опять же, с учетом состава преступлений — в большинстве случаев без проблем найдутся родственники или друзья, которые с удовольствием сделают это собственноручно. Вспомните Норд-Ост или Беслан — что, думаете, желающих не нашлось бы?

Против: это не устраняет первопричины!

«Казнь преступника порождает иллюзию того, что общество “очистилось” и что жизнь его членов стала более безопасной. Казнь не способствует борьбе с социальными причинами тягчайших преступлений».

Против: месть — это плохо!

«Приговор к смертной казни — это что-то типа вендетты, мести общества преступнику. Все осознают это именно как месть. Вендетта, как известно, приводит к бесконечной последовательности убийств с обеих сторон. А, главное вендетта, ведет к ужесточению нравов, ибо все участники вендетты свыкаются с убийствами и с тем, что убийства — это что-то обыденное, дело житейское. В результате люди легко идут на убийства, т.к. человеческая жизнь обесценивается. Примерно то же самое происходит в обществе, практикующем смертную казнь. Чтобы остановить вендетту, пока все члены враждующих кланов не перебили друг друга, необходимо, чтобы члены какого-то одного из кланов отказались в очередной раз мстить противникам за очередное убийство и смирились с тем, что это убийство останется не отмщенным».

Против: право на жизнь существует даже у убийц!

«Да, он убил другого человека, да, он лишил другого человека права на жизнь, но это не повод лишать права на жизнь самого преступника».

Все просто: если говорить исключительно о праве на жизнь, то вопрос сводится к уже разобранному аргументу «от гуманизма»; а если просто говорить о правах, то почему игнорируются права жертв и их близких? Почему из этих прав декларативно исключается право на месть (понятно, что не «в индивидуальном порядке», а совместно с государством)?

Если это так — а это так, если не приводить гуманизм как априорно верный аргумент — то, значит, отмена смертной казни сильно нарушает права жертвы преступления и ее родственников. Причем не просто так нарушает — а в угоду правам преступника.

Против: все равно нельзя соизмерить наказание!

«В случае особой жестокости преступника невозможна соразмерность вины и наказания, если только не казнить с особой жестокостью».

«Логика» тут приблизительно такая: пусть маньяк убил, а затем изнасиловал двадцать человек. Если требовать аналогичного возмездия, то его тоже надо убить изнасиловать двадцать раз — а, поскольку это невозможно, то просто разок его убить и ни разу не насиловать — слишком мало за содеянное. Из этого каким-то образом следует вывод, что и этот один раз убивать смысла нет.

Против: это слишком легко, лучше пожизненное!

«Смертная казнь — это слишком легкое наказание по сравнению с пожизненным заключением»; «Приговоренный к казни мучается небольшой срок, а пожизненно заключенный будет мучиться всю оставшуюся жизнь в камере-одиночке».

Так вот — не надо мерить людей по себе. Это интеллектуал взвоет через неделю, а чем человек примитивнее — тем меньше ему надо доступа к информации и проч. и тем спокойнее он относится к жизни строго по расписанию. Кров и пища есть — что еще надо? Тем более, что и книги разрешают, и переписку, и сидят в одиночках редко — обычно с соседом. Причем если сосед не понравится — то его поменяют.

Ну и не надо забывать, что побег, как ни маловероятен — все равно возможен. Как и требование выпустить подельника террористов — «иначе все взорвем» и т.д.

Против: смертники будут только рады!

«Для некоторых умереть за идею — билет в рай».

В основном это относится к шахидам и т.п., которые осознанно идут на смерть.

Против: можно будет «подводить» под казнь!

«Если будет смертная казнь, то под нее можно будет специально подвести неугодных режиму!»

Давайте теперь рассмотрим аргументы, с другой стороны. И помните, что исходить надо именно из концепции «высшая мера социальной защиты».

За: эффективность

Сторонники запрета смертной казни всегда предлагают, как альтернативу пожизненное заключение. Они утверждают, что это надежно изолирует преступника и не дает ему совершать новых преступлений не хуже смертной казни, поэтому общество будет чувствовать себя в безопасности.

Побег никогда нельзя исключать на 100% (включая варианты с подкупом охранников), также возможны амнистии, изменение законов… В случае террористов и т.п. вполне возможны требования освобождения с угрозами взрывов, убийства заложников и т.д.

За: исправления не происходит

Начальник психологической лаборатории колонии ИК-5 (остров Огненный) Анна Старикова считает, что казнь определенной категории осужденных — единственный способ защиты для общества.

Вместо смертной казни — пожизненное, а потом и на определенный срок амнистия может быть. А еще — сокращение этого строка-отсидки-вместо-казни за хорошее поведение, таки да.

За: искупление преступники понимают странно

Некоторые могут счесть, что продолжают преступления после отсидки маньяки, у которых психика такая своеобразная, просто потому, что они не могут этого не делать, они просто не осознают, что этого нельзя.

За: сдерживающий эффект

«Статистика свидетельствует, что значительное число особо тяжких преступлений совершается людьми сознательно, из-за того, что у них отсутствует страх справедливого возмездия за содеянное, — поясняет Владимир Колесников. — Преступник знает, что из десяти-пятнадцати лет, которые ему присудят за убийство, он отсидит примерно две трети срока, а то и вовсе половину. И выйдет на свободу. А вот если бы потенциальный убийца знал, что ему светит высшая мера… Не всякий пошел бы на преступление в таком случае».

Лишение свободы недостаточно для сдерживания абсолютного большинства убийц — это работает на сознательном уровне. Даже если во время порыва к убийству преступник будет знать о неминуемом лишении свободы, другие мотивы отодвинут на второй план это знание. Совсем другое дело — смертная казнь, это пробуждает присущий каждому инстинкт самосохранения. Инстинкт самосохранения срабатывает независимо от степени опьянения, умственного развития, формы протекания агрессии и прочих обстоятельств; его нельзя выключить даже гипнозом.

За: право на месть

Да, смертная казнь, совершаемая государством, некогда служила именно для того, чтобы не реализовывался механизм кровной мести и т.п. Но разве это отменяет желание мести у родственников и других близких жертв?

Обращая внимание во избежание кривотолков: речь идет не о «мести государства», а о праве на отмщение со стороны близких.

У преступников есть специфические права, не так ли? Тогда они должны быть и у пострадавшей стороны. А каким может быть специфическое право у жертвы или ее близких? Только месть. Все другое (права на честное правосудие и т.п.) не специфично, является общим правом каждого, в том числе и того же преступника.

За: справедливость

Смертная казнь вносит гармонию в известный принцип всего права в целом — принцип справедливости. Если вор должен сидеть в тюрьме, то убийца должен лежать в земле.

Логично, не так ли?

Справедливость, кстати говоря, должны быть выше закона. Конечно, корректнее писать законы «под справедливость», но иногда…

За: не надо тратить кучу денег

Во многих странах пожизненное заключение введено как высшая мера наказания и альтернатива смертной казни. Преступник содержится в тюрьме много лет на средства государства. Ирония заключается в том, что среди налогоплательщиков находятся родственники и друзья жертвы преступника. Таким образом, вместо законного возмездия, они вынуждены расплачиваться своими деньгами на содержание убийцы близкого им человека.

Это, конечно, не основной аргумент, но тем не менее — аргумент.

Вывод.

Смертная казнь как месть. Концепт гласит, что смертная казнь — это месть общества, государства, класса или социальной группы. Обычно такую позицию приписывают оппоненты — видимо, проецируя с себя. Думаю, что всем ясно, что современное государство не может быть орудием мести частного лица или самостоятельным «мстителем», являясь третьей стороной.

Смертная казнь как возмездие. В отличие от мести, субъектом возмездия является государство, которое актом смертной казни пытается участвовать в поддержании социальной справедливости. Возмездие всегда предполагает определенную соизмеримость с деянием преступника — и понятно, что особо опасные преступники должны быть ликвидированы.

Смертная казнь как социальная защита. С моей точки зрения — единственно верный подход. Мотивы мести и т.п. — личностные. «Имярек будет удовлетворен, если будет казнен убийца его родственника». Как-то странно воспринимать государство как человека (поэтому те, кто говорят о смертной казни как о мести, недостаточно развиты, чтобы воспринять концепцию государства, либо делают это специально). Государство не может идти «от эмоций» — у него нет психики. Государство — это механизм.

Логично, когда государство строится на принципах справедливости (хотя история не знает ни одной полностью удачной реализации такого государства с моей т.з.). Не менее логично обеспечение безопасности граждан.

Смертная казнь — разумеется, при адекватном расследовании дел — работает именно на обеспечение безопасности, и дополнительно справедлива по отношению к тем, кто приносит большой и однозначный вред обществу.

3. Решаем правовую ситуацию. Какое право человека было нарушено в каждой ситуации?

В газете появилась статья, в которой подробно описывались семейные проблемы известной певицы. Певица заявила, что она не давала разрешения на обнародование этих фактов. – Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Главный редактор газеты отказался публиковать материал журналиста, поскольку не был согласен с его точкой зрения, хотя все факты в ней были изложены правильно. – Право на свободу мысли и слова. Право на интеллектуальную собственность. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Психолог Алексей решил уехать на длительный срок в Испанию к своим родственникам. Однако ему не выдают заграничный паспорт без объяснения причин. – Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

4. В государстве Северная Корея одно время было запрещено вешать на окна шторы, потому что считалось, что гражданам нечего скрывать от других людей, жизнь всех должна быть на виду.

Сформулируйте не менее трёх причин необходимости соблюдения права на неприкосновенность частной жизни.

1. Защита чести и совести. - Для того, чтобы никого не унижали и все люди были равны между собой.

2. Право на защиту тайны переписки и общения. - Каждый человек должен иметь право сохранить в тайне то, с кем он общается.

3. Право на неприкосновенность жилища. - "Мой дом - моя крепость". Каждый человек имеет право на личное пространство, нарушать которое нельзя никому.

5. Выберите и подчеркните правильный ответ.

1. Естественным правом каждого человека является право на:

б) жизнь

2. К реализации личных прав человека относится:

а) выбор места учёбы

3. Свобода совести обеспечивает:

б) возможность высказывать любую точку зрения

4. К гражданским правам относится

б) право частной собственности