Подробное решение параграф 39 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. Базовый уровень 2018
Стр.175
Почему древнейшие нормы касались взаимоотношений не только между людьми, но и людей с животными, силами природы, мифологическими существами?
Истоки зарождения права необходимо искать в очень отдалённом прошлом. С древности деятельность людей и их отношения регулируются множеством существующих в обществе правил. Особые нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, существовали задолго до того, как были написаны первые законы. Эти правила поведения называют социальными нормами. В дальнейшем в связи с развитием хозяйственной деятельности человека происходит ослабление его зависимости от природы, а также усложняются взаимоотношения людей между собой. В новых условиях для их регулирования и упорядочивания примитивного запрета оказывается явно недостаточно.
В то же время отказ от системы табу не означал, что старые запреты исчезли. Большинство табуированных действий по сей день находятся под запретом. К ним, например, относится одно из древнейших табу – запрет на брак между близкими родственниками.
Приведите примеры того, каким образом условия жизни древнейших людей могли влиять на складывание обычаев и традиций. Например, какие обычаи и традиции могли сложиться у жителей гор, а какие – у жителей степей.
Очень большое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность, обычаи и традиции человека оказывает рельеф земной поверхности того места, где он живёт. Народы разных районов создают свою культуру, не похожую на культуру соседей, и это тесно связано с особенностями природы определённого края, У жителей степей преобладал кочевой образ жизни, они занимались скотоводством. У них в избытке было молоко мясо сыр, которые они продавали. Сейчас на этих территориях хорошо развито земледелие, У поморов, которые заселяли побережье Белого моря, в избытке была рыба, и поэтому они занимались рыболовством, строили крепкие лодки. Если люди поселились на равнинах, где недостаточно было воды, то строились малые незначительные поселение, а строительство велось вдоль крупных рек, так как именно река и служило источником водоснабжения. Люди всегда стремились занять равнинные территории, так как там проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги. В Западной Сибири, где преобладают лесоболотный рельеф, города и деревни выстраиваются на склонах речных долин. Реки для жителей этих мест были единственным транспортным путем. Также здесь преобладал кочевой образ жизни. Оленеводы Севера и скотоводы пустынь постоянно перегоняли свой скот на новые пастбища. В горных районах из — за высоких хребтов население вселилась в узких межгорных долинах. Общение с соседями было затруднено из — за горных хребтов, и поэтому горы отличаются большим этническим разнообразием. Каждый народ развивал свою специфическую культуру, имел свои особенности в быту и хозяйстве. Сегодня от рельефа местности зависят особенности прокладки дорог и строительства различных инженерных сооружений, добыча полезных ископаемых.
Как вы думаете, почему в большинстве народных сказок в роли судьи чаще всего выступают старики?
Приведите примеры обычаев и традиций разных стран, которые не утратили своей актуальности в современном обществе.
Старики выступали судьями, т.к многие считали что они мудры, и они могут судить со стороны своего жизненного опыта.
В Турции мужчина не может иметь вторую жену, пока не подарит своей избраннице золотых украшений на сумму не менее 10 000 долларов. Таким образом он подтверждает свою финансовую состоятельность и способность прокормить двух жен.
В Кении молодой муж после свадьбы должен один месяц носить женскую одежду и выполнять женские обязанности. Тогда он на всю жизнь запомнит, что быть женщиной не так — то просто!
Стр.176
В наше время выражение «моральное осуждение» подразумевает лишь своеобразную нравственную санкцию по отношению к человеку, группе лиц, государству. Не будучи подкреплённой экономическими, силовыми или какими — либо другими мерами воздействия, она редко достигает цели. Свидетельствует ли это о том, что в современном мире мораль больше не является важным жизненным ориентиром?
Сильным фактором влияния на трансформацию моральных принципов является и изменение мировоззрения, которое может происходить как под влиянием личных переживаний, так и событий национального или мирового уровня. Ведь во время Великой Отечественной войны такие понятия как убийство и воровство имели совершенно другое восприятие с точки зрения морали, если речь шла о самозащите и необходимости хоть как — то прокормиться. Другой пример – это хаос 90 — х годов прошлого века, когда в стране процветал бандитизм, основанный на потере идеологии и боязни неизвестности.
Изменение моральных принципов с течением времени является фактическим атрибутом нашей современности. Но при этом наше общество не обречено на деморализацию, несмотря на сильное влияние западной идеологии, общество по — прежнему сохраняет свой моральный облик. Непосредственным залогом сохранения морали в современном обществе является совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Почему в единую группу «социальные нормы» объединены и правила поведения, соблюдение которых контролирует государство, и правила поведения, соблюдение которых контролирует общество?
С появлением государств неписаные социальные нормы стали утрачивать своё значение главного регулятора взаимоотношений в обществе. На смену им пришло право.
Нормы права занимают особое место в ряду социальных норм. В отличие от других они создаются, отменяются, изменяются или дополняются исключительно государством. Оно же контролирует их соблюдение. В современном мире именно правовые нормы регламентируют большинство сфер деятельности человека.
Вспомните известные вам законы древности. Каким образом они фиксировались?
Мир узнал о кодексе Юстиниана, наверное, самом популярном своде законов. Здесь речь идет уже не о кровной мести, а о социальных отношениях в торговле, регулировались гражданские отношения между сословиями и межличностные – в семье.
Правда является первым сводом законов на территории Руси, принятая Ярославом Мудрым. Большая часть этого нормативно — правового акта напоминала уголовный кодекс, так как регулировала систему наказаний за кражу, порчу чужого имущества, обман, оскорбление и убийство.
Стр.178
Проанализируйте признаки права и сделайте вывод, какие из них присущи другим социально — регулятивным категориям (обычаям, традициям, религиозным и моральным нормам), а какие – исключительно праву.
Признаки права – это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
Из ряда других социальных норм право выделяется следующими признаками:
• социальность, т. е. право действует в человеческом обществе и регулирует общественные отношения;
• системность и упорядоченность, т. е. право объективно существует в системе, не зависящей ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью и взаимодействием составляющих её элементов;
• нормативность, т. е. право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений;
• властный характер, т. е. право – это проявление воли государства, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели;
• общеобязательность и общедоступность, т. е. нормы права адресованы неопределённо большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими;
• формальная определённость, т. е. право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т. д.);
• обеспеченность и гарантированность, т. е. нормы права издаются государством, которое и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения.
Почему для стабильного развития государства и общества право должно выполнять все вышеперечисленные функции?
Предписания права являются обязательными. Они не могут быть не исполнены по чьему — либо желанию. Даже единичное нарушение права порождает конфликт нарушителя с государством, и никакие ссылки на случайность, особые обстоятельства, пример других лиц, совершивших аналогичные действия, не могут служить оправданием. Таким образом, с помощью права государство устанавливает единый стандарт поведения, тем самым регулируя сферы наиболее важных общественных отношений.
Стр.179
Делает ли право всех людей равными?
Да. У каждого человека есть перечень прав, которые он обязан соблюдать. Права не у всех одинаковые, но направленны на то, что бы люди были равны.
Если в случае революции или иных социальных потрясений к власти пришли иные группы населения, изменит ли это полностью существующее право? Почему?
С помощью права государство гораздо успешнее, нежели общество, смогло решать и проблему урегулирования конфликта интересов. Особенно ярко это проявлялось, когда благосостояние и экономическое могущество одной социальной группы было основано на ущемлении прав другой. В этой ситуации учесть интересы всех и обеспечить защиту прав каждого оказывается просто невозможно. Между тем сохранение подобного положения вещей грозит серьёзными социальными потрясениями, способными расколоть общество и привести его в состояние гражданской конфронтации.
В то же время государство редко является «изобретателем» норм права. Как правило, для этого используются уже существующие нормы. Право вбирает в себя наиболее типичные, чаще других повторяющиеся социальные процессы, причинно — следственные связи, образцы поведения.
Стр.180
Почему совокупность всех моральных и религиозных норм, обычаев и традиций не может заменить право?
Право, как и мораль, – это своеобразный результат общественного развития, поэтому по своим ценностным ориентирам они близки друг другу. Так, зафиксированные в праве понятия о законности и незаконности действий не могут серьёзно отличаться от бытующих в обществе моральных представлений о дозволенном и недозволенном. Более того, право и мораль поддерживают друг друга в упорядочивании общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания. Не случайно, применяя право на практике, надо помнить, что существует не только буква, но и дух закона, что основная задача права – это защита такой моральной категории, как справедливость.
Вопросы и задания
1.Чем объясняется, что социальные нормы остаются неизменными на протяжении долгого времени? Что приводит к изменению социальных норм?
Порядок препятствует модернизации норм. К изменению приводит прогресс, изменение интересов и мировоззрения общества.
2.Существуют ли социальные нормы, единые для всех людей Земли?
Социальные нормы – это всеобщие постоянно действующие предписания, регламентирующие человеческое поведение, которые прямо или косвенно ориентируют индивидов на распространенные в данном обществе ценностные представления и предполагают их практическую реализацию. Нормы призваны регулировать поведение людей в различных ситуациях. Самая главная норма равная для всех это закон.
3.Чем социальные нормы отличаются друг от друга?
Характером, степенью контролирования. Нормы бывают моральные, этические, правовые, политические, и др.
4.Ограничивает ли право свободу человека?
Думаю, что правовые нормы, конституционное закрепление прав и свобод человека ограничивает права и свободу человека.
Почему? Потому что Конституция имеет четкий перечень прав и свобод, ни больше, ни меньше. Число прав и свобод ограничено, все классические права есть в Конституциях и основных законах разных стран. А подобное закрепление необходимо, потому что, это, в первую очередь, гарантия того, что права действительно существуют, а кроме того, это гарантирует права всем.
5.В чём ценность права для отдельной личности и общества?
Социальная ценность права для общества заключается в урегулировании спорных и конфликтных вопросов. Без четко поставленного и конкретного права не может существовать правовое государство как таковое. Право может не только регулировать правоотношения, но и предупреждать их возникновение в спорных ситуациях (например, в возникшем споре гражданин указывает другому на его неправоту и тот не обращается в суд, а решает вопрос мирно).
Сам индивид может пользоваться правом для предотвращения спорных вопросах и для доказательства своей правоты в таковых. Зная о правонарушениях, гражданин с меньшей вероятностью совершит преступление и постарается предотвратить совершение преступлений другими гражданами. В случае, если другие граждане действуют против закона в отношении себя, индивид сможет "поставить их на место", в том числе воспользовавшись законом.
6.Какова взаимосвязь права и экономического развития общества?
Взаимосвязь крайне тесна. Право, к сожалению, постоянно отстает от экономических новшеств. Простым языком: право и экономика в целом – взаимозависимы.
7.Какие древнейшие социальные нормы составляют основу современных правовых требований?
Социальные нормы, правила общежития существовали задолго до превращения их в нормы права, но нормами права они становятся лишь тогда, когда возникло государство, которое обеспечивает их исполнение государственным принуждением. Однородность социальных норм первобытного общества. В догосударственный период, в котором не было государства и права, а люди жили общинами, поведение людей регулировали такие социальные нормы как табу, мораль, обряды, миф, обычай. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества носили однородный, недифференцированный характер.
8.Прочитайте высказывание и подумайте, почему нормы морали не могут быть применимы во всех жизненных случаях и не могут заменить собой право. Свой ответ обоснуйте.
Потому что нормы морали субъективны, и для каждого случая, эпохи и места свои нормы морали.