§ 16. Национальная и конфессиональная политика

Подробное решение Параграф § 16 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Вишневский М.И. 2010



1. Охарактеризуйте конфессиональный состав населения Беларуси. Какие конфессии являются наиболее распространёнными в нашей стране?

По данным социологических исследований, верующие составляют примерно половину взрослого населения страны. Наиболее распространенными конфессиями являются православие, католицизм.

К православной церкви относят себя около 80% верующего населения нашей страны. На начало 2009 года Белорусская православная церковь объединяла почти 1500 православных приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 31 монастырь, около 1300 православных храмов.

Католики составляют около 14% от общего количества верующих. На сегодняшний день четыре епархии Римско-католической церкви объединяют примерно 470 общин. В Беларуси действуют 8 монастырей Римскокатолической церкви, более 450 костелов. К началу 2009 г. в Беларуси функционировали около 1000 протестантских религиозных общин и 5 духовных учебных заведений. Наиболее многочисленными являются христиане веры евангельской (около 500 общин).

В Беларуси существуют также иудейские, мусульманские и другие религиозные объединения. В целом в республике зарегистрированы организации, принадлежащие к 25 конфессиям. В нашей стране сложились давние традиции сосуществования и взаимодействия различных религий.

2. Вспомните из курса истории, каковы истоки полиэтничного и поликонфессионального состава населения Беларуси. Используя дополнительную литературу, приведите примеры, демонстрирующие вклад представителей различных национальностей в социальное и духовное развитие нашей страны.

Истоками полиэтничного и поликонфессионального состава населения Беларуси является сложное формирование территории страны. Беларусь долгое время не была самостоятельным государством, а входила в состав других (ВКЛ, Речь Посполитая, Российская империя, СССР. Территория постоянно отходила другим странам (Западная Беларусь - Польше, восточные уезды - России). Только в 1964 году были последние изменения территории. Отсюда и существование многих этносов, и многих религий.

Наиболее яркие представители других национальностей - Адам Мицкевич, Тадеуш Костюшко, Элиза Ожешко.

3. Назовите факторы, которые, по вашему мнению, обеспечивают межнациональное и межконфессиональное согласие в Республике Беларусь?

Для современного белорусского общества характерны веротерпимость, открытость к диалогу, отсутствие конфликтов и острых противоречий на религиозной и национальной основе. Беларусь является территорией межнационального и межконфессионального мира и согласия. Важную роль в их обеспечении играют как менталитет белорусов, так и политика государства в области межнациональных и в межконфессиональных отношений, направленная на мирное сосуществование религиозных и этнических общностей в интересах устойчивого развития страны.

4. Охарактеризуйте принципы и основные направления национальной и конфессиональной политики белорусского государства (Используйте материал 10 из раздела «Документы и материалы», с. 184 – 187.). Какова роль аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей в реализации государственной политики в этноконфессиональной сфере?

Формирование суверенного белорусского государства было связано с возрождением культуры и национальной жизни белорусского этноса. В начале 90-ых гг. ХХ века стали активно создаваться общественные организации, объединявшие людей, которые проявляли интерес к белорусскому языку, белорусской культуре и истории. Поощрялось преподавание учебных дисциплин на белорусском языке.

26 января 1990 г. году был принят Закон о языках, который определял статус белорусского языка как государственного. При этом закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнационального общения и нацеливал на создание условий для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси. В мае 1995 года на республиканском референдуме 83% граждан, участвовавших в голосовании, высказались за придание русскому языку равного статуса с белорусским. Весной 1998 года были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь», которые закрепили весьма демократичный механизм осуществления двуязычия в нашей стране.

Белорусская нация формировалась в условиях постоянного взаимодействия с другими нациями. Это обусловило преобладающую этническую толерантность белорусов. Около 2/3 белорусов имеют родственников других национальностей. По результатам социологических опросов, вопрос о национальной принадлежности не является для большинства белорусов определяющим в повседневном общении. В Беларуси нет причин для возникновения конфликтов на этнической, расовой, языковой почве.

Важным фактором, обеспечивающим мирное сосуществование и гармоничное развитие различных национальных общностей, является национальная политика белорусского государства.

Конституцией нашей страны устанавливается, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения прав и интересов их представителей. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Национальная принадлежность гражданина Республики Беларусь не фиксируется в документах и не должна приниматься во внимание при рассмотрении деловых качеств соискателей любой должности в органах государственной власти Республики Беларусь. Оскорбление национального достоинства преследуется по закону. Каждому гражданину закон предоставляет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания и обучения.

Законы Республики Беларусь «Об образовании» и «О культуре» предоставляют национальным общностям право на изучение родного языка в специальных классах, группах, школах, а также на возрождение национальной культуры и традиций. В государственных учебных и воспитательных учреждениях в соответствии с пожеланиями представителей национальных общностей организовано изучение ряда национальных языков, может осуществляться обучение и воспитание на этих языках. В Беларуси функционируют более 120 общественных организаций, представляющих 24 национальные общности. Эти организации реализуют культурно-просветительные, информационные, благотворительные и образовательные программы. Они действуют при поддержке республиканских, областных, районных и городских властей. Выпускаются газеты на украинском, польском, литовском языках. Общественными национальными объединениями создаются культурно-просветительные центры, коллективы самодеятельного народного творчества. Из местных бюджетов финансируется развитие самодеятельного искусства, оказывается поддержка деятельности созданных национальными общественными объединениями учреждений культуры. В республике проводятся Всебелорусские фестивали национальных культур. Главная идея фестивалей – показ самобытности народов, населяющих Беларусь.

Свобода совести и вероисповедания в Республике Беларусь. В Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», принятом в 2002 году, закреплены права на свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом независимо от отношения к религии, равенство религий перед законом. В законе говорится о признании «определяющей роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической Церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама». Эти религии официально признаются традиционными вероисповеданиями белорусов.

Закон не допускает какого-либо принуждения при определении гражданином своего отношения к религии; к признанию, либо отказу от признания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, к обучению религии.

Свобода совести – составная часть права каждого человека на свободный мировоззренческий выбор, определение отношения к религии. Она включает право иметь, менять, распространять как религиозные, так и нерелигиозные убеждения, исключает какие-либо преимущества или ограничения в пользовании гражданскими правами в зависимости от этого отношения.

Вместе с тем в Конституции Республики Беларусь говорится: «Запрещается деятельность религиозных организаций и их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности».

Государство признает значимость религии как института, выполняющего важные социальные функции, связанные с формирование духовных, культурных традиций, и не исключает возможностей сотрудничества с религиозными организациями в интересах общественного развития.

В 2003 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Советом Министров Республики Беларусь и Белорусской православной церковью, в рамках которого были разработаны некоторые совместные программы. Они касаются воспитания и образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, охраны окружающей среды. Проводятся встречи Главы государства с руководством как Православной, так и Римско-католической церкви. Религиозные организации освобождаются от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость. Вместе с тем государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Действующий в нашей стране аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей играет важную роль в разработке и реализации государственной политики в этноконфессиональной сфере. В его полномочия входит изучение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций, а также государства и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам. Аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей осуществляет контроль за исполнением законодательства религиозными организациями, а также обеспечивает возможности для деятельности религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам.

При Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет, в который входят представители различных религиозных организаций. В числе задач совета – содействие сохранению и укреплению межконфессионального мира и согласия в Республики Беларусь, поддержание традиций веротерпимости и толерантности, диалога между представителями различных конфессий.

5. Подготовьте сообщение об:

а) основных направлениях взаимодействия белорусского государства с религиозными организациями;

Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы, религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Заметное возрастание числа новых религиозных организаций, главным образом, связано с реальным соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий, а также с возможностью верующих граждан открыто, никого не боясь, легализовать свои религиозные убеждения. Но говорить о значительном увеличении религиозности населения оснований нет.

Тот факт, что в нашей стране (по данным белорусских социологов) около половины жителей считают себя верующими, казалось бы, свидетельствует об очень высоком уровне религиозности. Однако, как показывают ответы респондентов на другие вопросы, в мировоззрении жителей Республики Беларусь религия по-прежнему не является общезначимой ценностью. Всплеск внимания и интереса к религии в пореформенной Беларуси был до известной степени обусловлен существовавшим прежде негласным запретом на все, что связано с религиозной жизнью. Можно, видимо, говорить и о своего рода ―моде на религию‖ в условиях разрушения прежней системы ценностей. Заметим, что сегодня дать точные оценки числа приверженцев конкретной религии невозможно. Однако, учитывая особенности религиозных доктрин, специфику деятельности религиозных объединений разных номинаций в современной Беларуси, а также основываясь на результатах исследований в области религиозной деятельности, можно с большой степенью вероятности предположить, что приведенные данные эквивалентны числу последователей той или иной религии. Закономерность процессов, определяющих состояние религиозности в обществе, еще только предстоит выявить. Пока же ясно одно — человек имеет право на свободный выбор вероисповедания, системы убеждений. И общество не вправе вмешиваться в духовный мир личности. Ограничение вмешательства общества заканчивается тогда, когда личность, сообразуясь с собственными религиозными убеждениями, начинает вести антиобщественную деятельность. Прогноз возможного развития религиозности в современном обществе таков, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться — число верующих будет составлять около 50%. О правомерности такого прогноза свидетельствует опыт многих стран, который показывает, что приобщение людей к любому мировоззрению — процесс сложный и искусственно его осуществить нельзя. Это подтверждает и процесс христианизации Руси, когда освоение христианства растянулось с Х по ХVI в. Вместе с тем массированное воздействие атеизма на все слои общества в течение 70 лет не привело к ликвидации религии. Вопросы личной веры или неверия будут решаться спокойно, взвешенно, естественным путем. Люди будут уделять внимание подлинной духовности, а не сводить свой религиозный интерес исключительно к внешним формам (ношение крестиков, посещение богослужений и т.д.). Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Здесь прослеживается переплетение религиозных и национальных моментов, выливающееся в отдельных случаях в антиобщественные проявления. Отсюда нагнетание требований клерикализации общественной, культурной жизни, воспитания, быта, втягивание верующих в межконфессиональные распри. Религиозная идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений. В результате их действия часто находили отражение в нормотворческих замыслах и проектах. Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансовополитическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями. В целом в области межрелигиозных отношений в Республике Беларусь имеет место действие двух процессов, противоположным образом влияющих на развитие религиозной терпимости. Укреплению демократических представлений о свободе совести противостоит антидемократическая и изоляционистская (в рамках ―своей‖ религии) тенденция. А ряд так называемых новых религиозных движений, преимущественно тоталитарной направленности, воспользовавшись либерализацией религиозной жизни белорусов, объективно содействует развитию нетерпимости в обществе. Трудно в настоящее время говорить о последствиях деятельности в Беларуси этих религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этноконфессиональный баланс. Для последних лет характерен, в первую очередь, бурный рост количества религиозных организаций, но в то же время и серьезные изменения в их организационной структуре, а также определенные новые тенденции в распределении сфер влияния между конфессиями. Популярность и степень воздействия на сознание и поведение людей зависят от экономической мощи религиозной организации и от авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями. Борьба всех религиозных организаций за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, то есть уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое — организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе - традиционные религии объединенно выступают против повышения влияния - новых религий.

б) национальном составе населения региона (области, района, города) и развитии культур национальных общностей, проживающих в нём.

Формирование суверенного белорусского государства было связано с возрождением культуры и национальной жизни белорусского этноса. В начале 90-ых гг. ХХ века стали активно создаваться общественные организации, объединявшие людей, которые проявляли интерес к белорусскому языку, белорусской культуре и истории. Поощрялось преподавание учебных дисциплин на белорусском языке.

26 января 1990 г. году был принят Закон о языках, который определял статус белорусского языка как государственного. При этом закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнационального общения и нацеливал на создание условий для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси. В мае 1995 года на республиканском референдуме 83% граждан, участвовавших в голосовании, высказались за придание русскому языку равного статуса с белорусским. Весной 1998 года были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь», которые закрепили весьма демократичный механизм осуществления двуязычия в нашей стране.

Белорусская нация формировалась в условиях постоянного взаимодействия с другими нациями. Это обусловило преобладающую этническую толерантность белорусов. Около 2/3 белорусов имеют родственников других национальностей. По результатам социологических опросов, вопрос о национальной принадлежности не является для большинства белорусов определяющим в повседневном общении. В Беларуси нет причин для возникновения конфликтов на этнической, расовой, языковой почве.

Важным фактором, обеспечивающим мирное сосуществование и гармоничное развитие различных национальных общностей, является национальная политика белорусского государства.

Конституцией нашей страны устанавливается, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения прав и интересов их представителей. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Национальная принадлежность гражданина Республики Беларусь не фиксируется в документах и не должна приниматься во внимание при рассмотрении деловых качеств соискателей любой должности в органах государственной власти Республики Беларусь. Оскорбление национального достоинства преследуется по закону. Каждому гражданину закон предоставляет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания и обучения.

Законы Республики Беларусь «Об образовании» и «О культуре» предоставляют национальным общностям право на изучение родного языка в специальных классах, группах, школах, а также на возрождение национальной культуры и традиций. В государственных учебных и воспитательных учреждениях в соответствии с пожеланиями представителей национальных общностей организовано изучение ряда национальных языков, может осуществляться обучение и воспитание на этих языках.

В Беларуси функционируют более 120 общественных организаций, представляющих 24 национальные общности. Эти организации реализуют культурно-просветительные, информационные, благотворительные и образовательные программы. Они действуют при поддержке республиканских, областных, районных и городских властей. Выпускаются газеты на украинском, польском, литовском языках. Общественными национальными объединениями создаются культурно-просветительные центры, коллективы самодеятельного народного творчества. Из местных бюджетов финансируется развитие самодеятельного искусства, оказывается поддержка деятельности созданных национальными общественными объединениями учреждений культуры. В республике проводятся Всебелорусские фестивали национальных культур. Главная идея фестивалей – показ самобытности народов, населяющих Беларусь.