§ 22. Человек в социальной среде

Подробное решение параграф § 22 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Стр.117

Работаем с понятиями

1. Чем отличается трактовка понятия «индивид» в психологии и социологии? Объясните, чем вызвано такое различие. (Вспомните, как различаются психология и социология по объекту изучения.)

Человек — понятие широкое, это любой представитель разумного вида. Индивид — это человек, взятый как статистическая единица, без учета каких — либо его личных особенностей. Рассматривая людей как индивидов, предполагают, что индивиды есть одинаковые единицы, различающиеся только своим положением в обществе. Ну, а личность — это человек социализированный и обладающий определенными особенностями, заложенными в него социализацией, как то: чертами характера, взглядами, убеждениями. Личность формируется по мере взросления человека, общения его с другими людьми, восприятия им культуры, созданной людьми до него.

2. Могут ли понятия «социальная группа» и «социальная общность», «социальная группа» и «социальный институт» совпадать? Свой ответ поясните. (Если совпадают, приведите соответствующие примеры. Объясните сначала примеры, а затем сформулируйте общее объяснение.)

Социальная общность — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Под социальной группой понимается совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Понятие «социальная группа» является общесоциологическим обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого целого на отдельные структурные составляющие. Понятие социальная группа является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей,так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и др.

3. Относятся ли расы к этническим общностям? (Вспомните определения этнической общности. Подходит ли раса под это определение?)

Антропосфера мозаична, и правильнее называть ее "этносферой". Антропосфера делится на сообщества, которые мы называем попросту народами, либо нациями, либо этносами, "Народ" — термин неудобный, он слишком полисемантичен. Термин "нация" принято применять только к условиям капиталистической и социалистической формаций, а до этого считается, что наций не было. Не будем спорить о термине. Но термин "этнос" очень пригоден для того, чтобы им обозначать сообщества, на которые распадается все человечество.

Как известно, человек — животное общественное. Никто этого оспаривать не собирается. Но верно ли все отношения людей между собой определять только как общественные, социальные? Раз люди делятся на этносы, рассуждают этнографы, то и это тоже явление социальное. Этнос у человека — это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных. Это форма существования вида Homo sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы.

4. Как соотносятся между собой понятия «социальный статус», «социальная роль» и «ролевое поведение»? Сколько социальных ролей соответствует одному социальному статусу? (Приведите примеры особенностей ролевого поведения разных представителей одного социального статуса, исполняющих одну социальную роль.)

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус — это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств.

Социальные статусы подразделяют также на предписанный, то есть полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, то есть приобретенный собственными усилиями индивида. Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах: когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой; когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, можно описать с помощью пяти основных характеристик: уровнем эмоциональности — одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованы; способом получения — предписанные или достигнутые; масштабом проявления — строго ограниченные или размытые; степенью формализации — строго установленные или произвольные; мотивацией — на общую прибыль или на личное благо. Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся: «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения; — предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей; «регулирование ролей» — представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Размышляем над социальными феноменами

1.Теория систем выделяет механические (например, автомобиль) и органические (например, кролик) системы. К какому типу систем относится общество? (Что есть в обществе от органической, а что от механической системы? Каков будет ответ на вопрос с учётом «эффекта Маугли»?)

Общество — это структурная единица жизни человека. Определение общества может быть дано как в широком смысле, так и в узком. Но от этого оно не теряет своей основной функции: здесь человек живет и развивается, совершенствует свои знания и знакомится с новыми людьми. Одним словом, именно в этой ячейке жизни происходит социализация человека. Несмотря на недостатки органической теории, внушающей неправильное представление об обществе, заслуги ее перед наукой не подлежат сомнению. Сточки зрения исторического момента органическое представление находит свое оправдание в противопоставлении механическому, с чем была связана идея искусственности общественной организации, пренебрежение к внутренним силам общества, способным оказывать противодействие произвольным экспериментам. Органическое направление иногда понимается в смысле утверждения внутреннего саморазвития и, соответственно тому, отказа от личного воздействия на строение и жизнь общества. Но такой вывод не связан непременно с органическим представлением, хотя он и делался видными его сторонниками.

2. Социологическая теория ролей отмечает, что в современном мире каждый человек играет огромное количество различных социальных ролей, одна роль сменяет другую, а иногда даже противоречит ей, и возникает ролевой конфликт. В чём же тогда состоит свобода современного человека? Ответьте на этот вопрос, используя метод наблюдения.

Изучение личности требует выявления многообразных социальных связей личности с обществом, его элементами (социальными группами, институтами, организациями, ценностями). Прежде всего, необходимо выяснить место, положение личности в системе социальных общностей. Социальный статус — это место индивида в социальной системе. Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Если первые определяются обстоятельствами, местом рождения, например, статус горожанина; происхождением, статус дворянина; то вторые — усилиями самого человека (например, статус специалиста, статус чемпиона мира по плавании). Социальные статусы могут быть формализованными (например, директор предприятия) и неформализованными (лидер коллектива, группы). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

3. Кастовое общество социологами считается самым закрытым, однако абсолютно закрытые общества не могут долго существовать. Почему же индийская цивилизация является одной из самых устойчивых? (Пользуясь знаниями из курсов истории, географии, а также примерами из современной общественной жизни, укажите способы изменения касты.)

Кастовая система— это социальная стратификация, основанная на предписании социального положения, то есть на происхождении. Как таковая эта система закрытая, поскольку лишь происхождение определяет судьбу человека, вероятность социальной мобильности, основанной на индивидуальных достижениях, незначительна или вообще отсутствует. Кастовые системы жестко распределяют людей по категориям, в рамках которых они остаются всю свою жизнь. Многие аграрные общества — образцы кастовой системы. Одним из примеров является Индия. В традиционных индийских деревнях проживает большая часть населения этой страны. В Индии система каст состоит из четырех категорий: это брахман, кшатрий, вайшья и шудра. Однако на местном уровне каждая складывается из сотен субкастовых групп.

4. Если у папы венгра и мамы польки в Канаде родился сын, который живёт во Франции и говорит дома на английском языке, то кто он по национальности? (Вспомните, как определяется национальность человека в современном обществе.)

В последнее время в связи с возросшим количеством интернациональных, а так же межрасовых союзов ответ на вопрос национальности вряд ли может быть однозначным. Долгое время бытовало мнение, что у большинства народов национальность ребенка определяется национальностью отца и только евреи в этом отношении, как всегда оригинальны — у них по маме — бабушке. Опять же — само понятие национальность — можно ли сегодня вообще говорить о "чистых" кровях? Знаете ли вы достоверно свое генеалогическое дерево/родословную, чтоб с уверенностью говорить, хотя бы о том, к примеру, что вы точно славянин (еврей, цыган). Сейчас очень много споров о том, что такое национальность — крове принадлежность или самоощущение, религиозные предпочтения...Так что формально — по папе

Проводим самоисследование

1.Важнейшей функцией семьи является воспитательная. Одним из главных проявлений конфликта поколений является несогласие молодых людей с подходами родителей к их воспитанию. Составьте рекомендации для своих родителей по вашему воспитанию. (Перечислите в любом порядке основные формы социального контроля за вашим поведением. Проранжируйте их в порядке уменьшения значимости для вас. Проанализируйте, какое место в полученном рейтинге занимают внутренние, а какое — внешние механизмы контроля. Обобщите результаты всех членов группы. Чем рекомендации для родителей членов группы будут похожи, а чем отличаться?)

Стиль общения и лидерства в детско — родительских отношениях включает систему понятий (подчинение, власть, ответственность, директивность, авторитетность). В детско — родительских отношениях в семье выделяют несколько видов социальной власти:

— власть вознаграждения, основанная на контроле поведения ребенка и использовании системы наказаний и поощрений;

— власть принуждения, где жесткий и тотальный контроль со стороны родителя фокусируется лишь на нежелательном запрещенном поведении, которое строго наказывается, успехи, достижения, социально — одобряемое поведение ребенка остаются без внимания;

— власть эксперта, базирующаяся на признании ребенком большей компетентности родителя и готовности к подчинению более сведущему и умелому партнеру;

— власть авторитета, основанная на уважении ребенка к родителю как представителю общества, образцу поведения и деятельности личности;

— власть закона, олицетворяемая для ребенка в родителе как носителе социальных правил и норм поведения, исполнителе их и судье.

Стиль общения и взаимодействия родителей с детьми может быть автократическим, авторитарным, демократическим, эгалитарным, разрешающим, попустительским, игнорирующим. Критерием выделения перечисленных стилей является способ принятия решений.

2. Известно, что процесс социализации проходит всю жизнь. В этом процессе человек может выступать как объектом, так и субъектом (агентом) социализации. Исследуйте, когда и как вы становитесь агентом социализации. (Перечислите, кто для вас сейчас является агентом социализации, для кого вы являетесь агентом социализации. Как соотносятся эти роли? Когда и для кого вы впервые стали агентом социализации? Могут ли люди быть агентами социализации друг для друга?)

Агенты социализации — это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.

3. На основе исследования личного опыта подтвердите или опровергните выводы учёных о кризисе института семьи в современном обществе. Объясните причины возможных расхождений. (Проведите в своей группе маленькое анкетирование. В составлении вопросов анкеты вам помогут следующие результаты социологических исследований в стране: «Количество детей в российских семьях сокращается. Большинство современных семей имеют по одному ребёнку, россияне сами себя не воспроизводят. Треть семей являются неполными, количество разводов превышает количество браков. Продолжает сохраняться жилищная проблема. Около половины молодых семей не имеют отдельного жилья и живут совместно с родителями. Основное время и силы взрослые тратят на зарабатывание средств к существованию. Абсолютное большинство женщин работает. Профессиональные интересы конкурируют с семейными, сокращается время на воспитание детей. Средний старшеклассник общается с родителями 15–30 минут в день. В общественном мнении семья теряет статус ценности, поэтому многие люди не вступают в брак и не заводят детей по принципиальным соображениям. В связи с ухудшением экологической ситуации многие не могут иметь детей по состоянию здоровья».)

Из всех малых групп, в которых в течение жизни участвует человек, семьям — та группа, в которой все начинается, так как все в жизни начинается с детства. Отношения в семье, состояние каждого человека в ней, семейные роли, взаимная забота или равнодушие влияют не только на родственные связи, но и на стиль поведения, характер, наклонности человека, растущего в семье. Общественный долг человека прежде всего проявляется по отношению к тем членам общества, с которыми он встречается раньше всего, — родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.

В современных семьях чаще всего, к сожалению, присутствует жестокость по отношению к детям (получил двойку — вот тебе пожалуйста унижения или критика (чаще критика) от родной матери, которая не заметила рядом стоящую пятерку) и тяжелые психологические стрессы (какому ребенку понравятся постоянные ссоры родителей, чаще всего приводящих к их разводу?). Поэтому, да, от части ученые пишут правду.

4. Можно ли представителей вашей группы отнести к современной молодёжи? Дайте развёрнутую аргументацию ответа. (Проведите в своей группе небольшое исследование соотношения черт современной молодёжи и характеристики членов группы.)

Анализируем высказывания

1.«Нации — это богатство человечества, это обобщённые личности его: самая малая из них несёт особые краски» (А. Солженицын).

Наша страна уникальна из — за проживания такого количества наций. это как полотно разными цветами. общение с представителями других наций расширяет наш кругозор, мы узнаем много интересного из их культуры!..я, например, живу в городе на юге страны, где только по официальным данным проживает около 100 национальностей

2. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).

Неравенство — это изначально заложенный природой объективный параметр существования мира. Его целостность определяется именно неравенством, так как благодаря нему все компоненты природы, выполняя определенные функции, органично дополняют друг друга

3. «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н. Гоголь).

Во всяком случае вы правильно заметили, что молодость лучшая часть жизни и в течении жизни так и приходится вспоминать ностальгически вспоминать именно прекрасные молодые годы своей жизни.

4. «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (Блау).

Иначе говоря, уважаемый автор утверждает, что успехи человека в профессиональной деятельности не определяются напрямую положением в обществе его родителей. И я согласен (согласна) с данным высказыванием.