Подробное решение параграф § 21 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018
Стр.116
Вопросы и задания
1.На основе первого раздела параграфа нарисуйте схему развития этнических общностей.
2.Используя учебники истории и интернет — ресурсы, приведите примеры этнической интеграции и дифференциации в прошлом и настоящем.
СССР в прошлом и Скандинавские страны в настоящем — это соц. интеграция, когда нет большой разницы в доходах и уровне жизни разных слоёв населения.
Социальная дифференциация — это пример современной России, а также большинства развивающихся стран и стран "третьего мира", когда разность между богатыми и бедными огромная и постоянно увеличивается со временем.
Ещё одним примером соц. интеграции можно назвать развитые страны Запада, но самым ярким примером является Скандинавия.
3. С ликвидацией советской системы на территорию России стали активно перемещаться жители бывших республик Советского Союза. О каких этнических процессах можно говорить в данном случае?
6,5 миллиона эмигрировали. Из них 6 миллионов ─ в Россию. Более 2,5 миллиона человек, которые в переписи 1989 года были записаны русскими, в последующих переписях называли себя другими национальностями, то есть ассимилировались. И почти на 2 миллиона русских в ближнем зарубежье стало меньше за счёт естественной убыли. У русских смертность была выше, чем в России, а рождаемость ниже. Моральная депрессия сдерживала создание семей, не говоря о прямом уничтожении русских в горячих точках. За пределами России больше всего убивали русских в Таджикистане, а если говорить о национальных окраинах РФ, то самые массовые убийства русских совершались в Чечне в период дудаевской Ичкерии. Там с 1991 по 2001 год погибло до 30 тысяч русских. Причём большая часть до начала боевых действий. Главным мотивом убийства был отъём квартир. Но на центральных телеканалах страны эта тема жёстко табуировалась. Остаётся гадать, какие в этом были мотивы. Видимо, власти не хотели омрачать в глазах населения "демократические реформы". И так было много социальных возмущений, не хотели добавлять ещё и национальные. Русский вопрос в 90 — е годы рассматривался как опасный, который может привести к национальной диктатуре. Опасались того, что, отреагировав на национальные унижения, русские начнут мстить.
4.В чём состоит проблема определения национальности человека в современном обществе? Надо ли определять национальность?
Национальность в первую очередь определяется по крови. В России принято определять национальность ребенка по национальности отца, у евреев — по матери. Что бы сейчас ни говорили и не придумывали по поводу национальности (дошло до того, что человек может сам выбрать себе национальность:)), о своих корнях забывать нельзя. Иначе получится, что человек без роду, без племени. Так называемый Фома, родства не помнящий...
В России большинство людей от смешанных браков, причем, это даже не полукровки, а 8 — ми, 16 — ти и так далее... Многие говорят и думают на русском языке, многие в силу сложившейся "традиции" или других обстоятельств называют себя русскими. И многие даже понятия не имеют, кто был у них в роду. Даже о прадедах не знают. А это неправильно. Повальное "обрусение" ведет к забвению других народов, особенно малочисленных. В связи с "обрусением" у нас просто искусственно исчезают народы. Пусть человек родился в России, пусть у него родной язык — русский (потому что на нем говорят в обществе), пусть у него русский менталитет (потому что он живет в этом обществе), но о корнях и о предках забывать не надо.
5. Есть ли у вас знакомые иностранцы? Расскажите о том, что больше всего вызывает удивление у вас в общении с ними, а что больше всего поражает их. Можно ли определить, кто более прав в этих оценках?
Поражают круглосуточные магазины и бары, видео регистраторы у каждого, большие расстояния, личное пространство, очень много пьют чай, много киосков, суеверия, приветливость и чувство юмора.
6. Вспомните, что такое экстремизм. Почему любой экстремизм недопустим? На основе теории конфликтов докажите, что экстремизм не может привести к разрешению существующих противоречий.
Экстремизм — приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним, радикальным взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.
Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм).
Политическая практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремистской деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм.