Подробное решение Страница 71-79стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009
1. Какие события в жизни В. А. Жуковского были судьбоносными для самого автора и русской литературы в целом?
Многие события в жизни В.А. Жуковского можно считать судьбоносными. Он незаконный сын помещика и пленной турчанки. Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту избежать участи незаконнорожденного. Его жизнь в чужой семье сформировали меланхоличный и мечтательный характер поэта, стоявшего у истоков русского романтизма, живущего в мире фантазий, вымысла, таинственных душевных переживаний. Пережив тяжелую личную драму несчастливой любви к своей племяннице Маше Протасовой, он создаст поэтическую философию о двух мирах — печальном «здесь», где любящие друг друга не могут быть счастливы, и прекрасном «там», где они всегда будут вместе, После ранней смерти своей Музы в творчестве поэта навсегда поселятся грусть и печаль. Удачным стал дебют Жуковского в поэзии: его перевод элегии Т. Грея «Сельское кладбище» началом «истинно человеческой поэзии в России» и даже «родиной русской поэзии».
Во время Отечественной войны 1812 года В. Жуковский записался в народное ополчение. Опыт участия в боевых действиях нашел отражение в героико-патриотическом стихотворении «Певец во стане русских воинов», которое принесло поэту настоящую славу, выдержало за два года три издания и было положено на музыку.
С 1815 начинается двадцатипятилетний период его придворной службы, сначала в должности чтеца при императрице, вдове Павла I, а с 1825 — воспитателя наследника, будущего Александра II. Это стало одним из важнейших событий в жизни поэта. Влияние Жуковского на своего царственного воспитанника очевидно: он «привил» царю просветительские идеи свободы и уважения к человеческой личности. Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина, выкупа из крепостной неволи Шевченко, освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов. Кроме этого, Александр II отменил унизительное для страны крепостное право. Жуковский создал известный гимн русского государства «Боже, Царя храни».
2. Какие романтические мотивы и образы использует Жуковский в элегиях «Вечер» и «Море»?
В. Жуковский своё видение жизни нередко передавал через особые образы-символы: символ свободы — море или ветер; символ идеального мира — звезда; символ счастья — солнце, луч зари; символ нравственного пробуждения — утро, весна; символ любви — огонь, розы; символ ухода, увядания — вечер и т.д. В своих известных элегиях «Вечер» и «Море» поэт рисует образы-символы, чтобы передать состояние души. Картины природы, этот своеобразный «пейзаж души», в элегии «Вечер» — это не только время суток, когда угасает день и приближается ночь; это и состояние человеческой души, когда ощущается одиночество, таинственность, это и вечер человеческой жизни, предчувствие ее заката. В этом свете символично и название элегии, в которой поэт размышляет о быстротечности жизни, ее мимолетности на фоне вечности. Своими чувствами поэт расшевеливает читателя, укрепляет его представления о жизни, утончает его философские воззрения.
Элегия «Море» передает образ-символ бушующего моря — воплощая изменчивость человеческой жизни. В произведении судьба человека представляется кораблем, который вынужден подчиняться ветру и воле волн «жизненного моря» — этой изменчивой стихии, наполненной удивительными тайнами и редко находящейся в состоянии покоя. Но буря, смятение — естественная среда существования романтического героя: в использовании символов моря, бури, неба элегия Жуковского перекликается с Лермонтовким «Парусом». В стихотворении «Море» выражена суть романтического периода Жуковского и его романтической философии.
3. Чем привлекателен жанр баллады для романтиков?
Представители романтизма любили использовать в своем творчестве балладу. Это жанр лиро-эпического стихотворного произведения с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Привлекателен он был тем, что этот жанр восходит к фольклору, который всегда был интересен представителям романтизма и часто использовался ими в собственном творчестве. Так же баллада обязательно включала в себя нечто таинственное, странное, необъяснимое, что также привлекало романтиков.
4. В чем различие трех переводов баллады «Ленора», сделанных Жуковским? Почему именно Светлана оказывается спасена? Почему финал баллады «Светлана» неординарен для поэзии романтизма?
«Ленора» — знаменитая баллада немецкого поэта Готфрида Бюргера. Жуковский переводил ее трижды, раз за разом возвращаясь к ее сюжету. Первый перевод немецкой легенды он сделал в 1808 году, назвав эту балладу «Людмила». Второй перевод «Леноры» — баллада «Светлана» — сделан в 1812 году. Текст мало связан с оригиналом в первую очередь своим настроением. Третий, наиболее близкий к оригиналу, перевод появился в 1831 г. На этот раз Жуковский сохранил авторское название — «Ленора».
Поэт понял самую главную суть такого произведения - смирение и бунт против небес и судьбы должен был выбрать герой, и в зависимости от выбора своего он получал награду и наказание. Только Жуковский с его стремлением к гармоничному человеку мог понять, насколько актуально это для русского человека.
В этих переводах героиней является девушка — Ленора, Людмила, Светлана. Однако если судьба первых двух одинакова, то жизнь и образ Светланы совершенно другой. Развязка «Леноры» и «Людмилы» трагична: баллада заканчивается гибелью героини. Девушка жестоко осуждена, потому что предалась страсти, желанию быть во что бы то ни стало с женихом, любимым, даже и мертвым. Поэт стремится доказать, как неразумен и опасен для человека ропот против Бога, против его воли. «Гроб, откройся; полно жить: Дважды сердцу не любить!» — восклицает обезумевшая от горя Людмила и гибнет, проделав (во сне ли, наяву ли?) путь на кладбище, где упокоился ее погибший возлюбленный. И вот уже «каменеет, меркнут очи, кровь хладеет, пала мертвая на прах»: так неразумно, по мнению автора, героиня распоряжается своей жизнью. Завершает балладу «Людмила» поэт поучительным выводом о необходимости быть покорным Творцу:
Смертных ропот безрассуден;
Царь Всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец.
Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле»: действие в ней тоже перенесено в Россию, используются исторические реалии, детали повседневного русского быта. Но между этими произведениями глубокие отличия. Здесь все начинается по-иному. Другим стало и взаимодействие с силами тьмы - девушки гадают, заглядывая за грани бытия, и тоже должны быть наказаны за такое любопытство. И зеркало, и свеча, готовы их переправить из одного измерения в другое, а когда человек снимает крест, то перед духами ада он оказывается особенно неуязвим:
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчание
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сияние.
Но страх у героини смешан с любопытством. Поэт знает, что не стоит пытать судьбу, она этого не любит и обязательно отомстит любопытным. И они уносятся в метель, рядом вьется черный ворон, все здесь говорит об ином мире. В избушке она видит гроб, но после молитвы пробуждается. И мы понимаем, что все кошмары ей только снились. Она пытается понять, что может значить этот сон, но у нее остается время для того, чтобы все исправить. Судьба благосклонна к тому, кто на нее не ропщет, - уверяет нас поэт. Злые чары разрушены, все дурное и страшное оборачивается только сном, а добро и вера побеждают. Ночь превращается в день, тревожное ожидание — в радость, страшный сон — в счастливую встречу с женихом. Душа Светланы чиста, а поэтому победа на злой судьбой становится победой любви над смертью. Необычный финал для романтической баллады, который обычно заканчивается печально.
5. Опираясь на творчество Жуковского, составьте характеристику романтического героя.
В творчестве романтиков всегда ясно выступает личность автора, его переживания, эмоции, настроения. Герои произведений духовно родственны поэту по своему характеру, отношению к жизни, событиям, людям. Романтики создают героев, наделяя их качествами идеального или необычного человека, показывая читателям его внутренний мир, эмоции, творческую фантазию. Романтические герои — это отшельники, странники, одинокие борцы с несправедливостью. Проявить себя в обычной жизни романтический герой не может, поэтому автор помещает его в необычную обстановку, в далекое прошлое, среди дикой природы, живущей жизнью, созвучной его мечтам, поэтому в романтических произведениях появляются образы моря, бури, волн, грозы, тучи и других стихийных сил.
Принося себя в жертву ради людей, он в то же время презирает их за слабость и приземленность и поэтому обречен на одиночество, непонимание в любви и дружбе. Он часто — эгоист, приносящий людям страдание. Идеалы его недостижимы, мир, с которым он боролся, остается несовершенным, и это нередко приводит героя к трагическому финалу.
В творчестве Жуковского созданные образы таких героев отразили его мировосприятие, духовный мир, переживания и чувства. Они не бунтари, они всегда и во всем покорны провидению и воле Творца. Его герой — юный поэт-мечтатель или грустный певец со свирелью в руках («Певец», «Путешественник»), разочаровавшийся в жизни влюбленный, который лишился своей возлюбленной (« Цветок », « Тоска по милом», «Желание»). В более позднем творчестве — это умудренный жизнью старец, простой и добрый наставник, лирическое «я» зрелого Жуковского. Иногда — это путешественник, странник, пытающийся противостоять стихии, но спасенный лишь по воле провидения («Пловец», «К Филалету», «Путешественник»). Он пытался терпеливо и упорно говорить о том, как важно смирение человека перед судьбой и роком.