Подробное решение Страница 79-83стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009
1. Сформулируйте основные черты реализма как литературного направления. В чем заключается принципиальное отличие реализма от классицизма и романтизма?
В 1830-х годах произошел переход к новому направлению в искусстве — реализму, появление которого было подготовлено всеми существовавшими ранее направлениями. А уже к началу 1840-х годов реализм в искусстве стал преобладающим направлением. Ключом к человеку у древнерусской литературы была вера, у классицизма — разум, у романтизма — чувство.
В реализме универсальным ключом является правдивое воспроизведение жизни во всей совокупности ее проявлений. Исходя из этого, важнейшей особенностью реалистического искусства становится верность действительности, стремление к точной достоверности изображения. Каждый человек несет в себе систему нравственных и культурных ценностей своей эпохи. До возникновения реализма подход к изображению человека в литературе был несколько односторонним. В классицизме человек изображался со стороны его обязанностей перед государством и очень мало интересовались его бытом, семейной, частной жизнью. Сентименталисты отражали личную жизнь, чувства и переживания. Романтики так же заглядывали в мир чувств и страстей человека, наделяя их исключительной силой, помещая героя в нестандартные условия.
Реалисты в своих произведениях отображали стороны действительности объективно, но вместе с тем делали это с свойственной только им высотой и истинностью личности автора. Реалисты воспроизводили типичные характеры и конфликты. Ситуации также были обычными, несмотря на их художественную индивидуализацию. Под последним подразумевается конкретизация каких-либо уникальных национальных, социальных или исторических явлений, а также физических и интеллектуальных черт героев. Авторы реалистических произведений отдавали предпочтение способам изображения форм бытия, однако это сопровождалось использованием условностей (образы-символы, мифы, гротеск). Интересовались писатели-реалисты проблемой взаимоотношений личности и общества. Реализм в литературе отличается противостоянию социума и нравственности, человека и массы, общественного сознания и сознания отдельного индивида. Часто в произведениях наблюдаются внутренние конфликты личности.
Реалистическому произведению присущ психологизм — изображение типичного характера во всех сложных и противоречивых особенностях человеческой натуры, во взаимосвязи с окружающей его средой, природой и людьми.
2. Творчество каких литераторов подготовило возникновение реализма в России?
У истоков реализма стоит И. Крылов, который начал использовать в своих баснях разговорную речь, вводил в них детали народного быта, создавал узнаваемые жизненные образы, а главное — широко использовал народную мудрость в качестве моральной основы своих басен.
Приметы реализма присутствуют также в творческом наследии писателей-просветителей. В комедии «Недоросль» Д. Фонвизин ярко, убедительно раскрыл картину нравов провинциальных помещиков и их слуг, раскрывая индивидуальность своих персонажей через речь, которая колоритно отражает передающую их характеры.
Ёмкий вклад в развитие реализма внес А. Грибоедов («Горе от ума»). Переход к реализму совершается и в творчестве А. Пушкина («Борис Годунов») «Евгений Онегин» по мнению ученых стал первым реалистическим романом). Реализм обосновывается в произведениях М. Лермонтова («Герой нашего времени») и Н. Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»).
3. Какую роль в развитии русской культуры сыграл Белинский?
Вместе с развитием реализма в России появляется профессиональная критика, у истоков которой стоит великий В.Г. Белинский (1811-1848). Роль Белинского в развитии литературной критики очень велика. Его вклад в совершенствование русской мысли огромен: он выработал новые методы и приемы, проанализировал огромное количество произведений, обновил критические жанры. Белинский обладал гениальным эстетическим чутьем, чутко улавливал в авторах произведений зерна таланта. Именно он открыл миру и читателю читателям М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского. Вершиной литературной критической деятельности Белинского являются статьи о гениях русской литературы —Пушкине и Лермонтове.
4. Каковы темы и сюжеты картин художников-реалистов?
В начале XIX века реализм так же затрагивает и живопись С начала века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов (1780-1847), чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма («На пашне. Весна», «На жатве. Лето»).
Одним из ярчайших представителей бытового жанра в живописи был П.А.Федотов (1815-1852). Он стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. В серии карикатур, акварельных батальных сцен, карандашных зарисовок, портретов П.А.Федотов к середине 1840-х гг. формулирует программу критического реализма, призванного, прибегая к сатире, обличать нравы и сочувствовать обездоленным: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!».
Большое значение в развитии русской живописи сыграло творчество А. А. Иванова (1806-1858). Художник, проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль искусства, возможность с его помощью преобразить человечество, пытался осмыслить в своем творчестве основные вопросы бытия человека, выдвинуть наиболее значимые философские и нравственные проблемы. («Явление Христа народу»). Евангельский сюжет трактовался А. А. Ивановым как реальное историческое событие, в основе которого - духовный переворот в жизни угнетенного человечества. Над этим гигантским полотном художник работал более 20 лет.
Художник В. Тропинин — известный мастер портрета. Его картины «Портрет сына», «Портрет А.С. Пушкина», «Автопортрет» поражают не столько портретным сходством с оригиналом, сколько необыкновенно тонким проникновением во внутренний мир человека.
Знаменитый художник-реалист И. Е. Репин (1844-1930) с начала 1870-х гг. выступает как художник-демократ, борющийся против неотражающего жизнь академического искусства. И. Е. Репин обличал эксплуатацию народа, одновременно показывая зреющий в нем протест и скрытую силу («Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди»).