Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) 51-57стр.

Подробное решение Страница 51-57стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009



1. С кем из людей, облеченных властью, Д. И. Фонвизина сводила судьба? Как это отразилось на его творчестве и жизни в целом?

Русский драматург Д.И. Фонвизин в своем творчестве и жизни испытывал влияние известных людей того времени, среди них: М.В. Ломоносов, директор театров Иван Елагин, глава русской дипломатии Н.И. Панин, князь Г. Потемкин и такая известная личность, как императрица Екатерина ІІ. Символичной можно считать встречу Ломоносова и Фонвизина — двух «звезд» русского классицизма Именно Ломоносов вдохновил будущего драматурга на служение театру, в который он влюбился, увидев его в первый раз. «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно», — скажет он позднее. Окончив университет, Д.И. Фонвизин становится переводчиком в иностранной коллегии, а с 1763 г. его переводят на службу к статскому советнику дворцовой канцелярии И.П. Елагину. К слову, этому назначению способствовало занятие литературой: его перевод вольтеровской трагедии не остался незамеченным. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Его сильную тягу и любовь к театру поддержал директор театров Иван Елагин, увидевший в Фонвизине талант яркого драматурга.

Встреча Фонвизина с императрицей Екатериной ІІ, которой он читал свою первую комедию «Бригадир», прославила молодого автора, потому что пьесу императрица похвалила, хотя сатирический талант автора вызвал у нее опасение. Одним из преданных ценителей таланта Фонвизина стал граф Никита Иванович Панин, один из виднейших государственных деятелей своего времени, с которым драматург будет дружить почти 15 лет. Он станет при дворе «человеком Панина», будет его личным секретарем и другом. Однако императрица не любила Панина, человека образованного, всегда имевшего свое мнение, ее неприязнь распространялась и на Фонвизина, мешая его продвижению по службе. Фонвизину пришлось уйти в отставку из-за того, что граф Панин попал в опалу. На основании его идей Фонвизиным было написано «Рассуждение о непременных государственных законах» (1782-1783). Эта работа предназначалась для графского воспитанника, которому в будущем предстояло стать императором Павлом, и считается одним из лучших сочинений национальной публицистики.

После смерти своего друга спрячет его архив, а позже напишет о нем в повести « Каллисфен », рассказав о том, что может сделать честный человек, находясь у власти. Дружба с Паниным во многом сформирует Фонвизина — писателя, общественного деятеля, обличителя нравственных пороков своего времени. По своим убеждениям Фонвизин примыкал к просветительскому движению, поэтому дворянское злонравие было ведущей темой его драматургии. Фонвизину удалось создать яркую и удивительно верную картину моральной деградации дворянства конца XVIII века и резко осудить правление Екатерины П. Роль писателя как драматурга и автора сатирических очерков огромна.

2. Каким образом характерное для эпохи Просвещения утверждение «Писатель — это государственный человек в своем творчестве» реализует Фонвизин?

Утверждение «Писатель — это государственный человек в своем творчестве» Д.И. Фонвизина реализует ярко и талантливо. Обретя славу хорошего переводчика, он занимался переводами не только литературных текстов, но и философских сочинений, политических и нравственных трактатов и выступлений, среди авторов которых были Цицерон, Вольтер и другие философы. Благодаря этому, Фонвизин впитывает в себя многое из философского наследия: его интересуют проблемы общественного устройства, нравственного порядка в государстве, где бы человек мог проявить свои способности и занять достойное место в обществе, невзирая на титулы и звания. Все эти идеи становятся его убеждениями и находят отражение в творчестве. Замеченное в светском обществе, найденное у философов, впитанное в общении с известными людьми своего времени сформирует у молодого писателя его гражданскую позицию: «Человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руке быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества». В своих лучших произведениях Фонвизин выступает как талантливый публицист, он ярко обличает и высмеивает в сатирической форме пороки своей эпохи. Без этого его комедии не были бы такими злободневными и актуальные, даже для нашего времени, не зря они не сходят с подмостков театров.

3. Почему первые зрители комедии «Недоросль» столь высоко оценили данное произведение?

В комедии «Недоросль» наиболее ярко отразились взгляды и идеи писателя. Комедия имела исключительный успех у публики. Драматургу удалось обрисовать все существенные стороны быта и нравов феодально-крепостнического общества второй половины XVIII века. Он создал выразительные портреты представителей крепостников, противопоставив их, с одной стороны, прогрессивному дворянству, а с другой - представителям народа. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Театр был переполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общества, обратившей особое внимание на политическое содержание комедии. Стародум — это воплощение нравственных истин, высшей справедливости и господства закона для каждого гражданина страны. В речах Стародума зрители услышали высказывания, которые отразили взгляды наиболее передовых и просвещенных людей того времени. Бытовая сторона жизни, существование Простаковых и Скотининых было подвергнуто обличению именно с точки зрения этих передовых людей. В историю литературы комедия вошла именно этими образами, обличающими человеческие пороки.

Кроме этого, отличительными особенностями комедии "Недоросль" являются актуальность темы, обличение крепостничества. Реалистичность созданной картины быта и нравов изображенной эпохи и живой разговорный язык. По остроте сатирического обучения крепостнического строя эта комедия по праву считается более выдающимся драматургическим произведением русской литературы второй половины XVIII века.

4. С какой целью автор проводит четкую градацию персонажей в комедии? Какова роль резонёра в произведении?

В комедии Фонвизин педантично следовал правилу драматического триединства. Его герои соответствуют литературным типам классицизма: они четко делятся на положительных и отрицательных. Первые должны формировать у зрителя представленные о том, каким должен быть человек, и выступать в пьесе как живое воплощение добродетелей. Отрицательные герои — это воплощение человеческих пороков современного Фонвизину общества. Образ Стародума — выразитель идей автора, герой, которого в комедии классицизма называют резонером.