Подробное решение Страница 43-51стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009
1. Какие черты определяют личность Г. Р. Державина?
Личность Г.Р. Державина определяли такие качества, как правдолюбие, осознание своего человеческого достоинства и чести, прямота, неумение подстраиваться под начальство, потворствовать его прихотям, слабостям и капризам. Его принципиальный и вспыльчивый характер часто приводил к потере должности, к громким скандалам с чиновниками. А во время подавления Пугачевского восстания главнокомандующий грозил казнить Державина вместе с Пугачевым. Обличительный характер часто носили и стихи поэта, в которых выражалась его гражданская позиция, убежденность в ответственности любой власти перед людьми и Богом. Поэт судил любого человека с позиций высокой нравственности и гражданственности, грозил «сильным мира сего» Божьим судом, если они не будут соответствовать требованиям человечности и порядочности. «Ум и сердце человечье были гением моим», — подчеркнул он в стихотворении «Признание». Поэт никогда не искал почестей и наград, больше всего ценил свободу, о чем не раз говорил в своих произведениях:
Блажен, кто менее зависит от людей,
Свободен от долгов и от хлопот приказных,
Не ищет при дворе ни злата, ни честей,
И чужд сует разнообразных!
(«Евгению, Жизнь Званская»)
Обыл прежде всего гражданским поэтом, страстно и смело откликавшимся на все значительные события русской жизни своего времени. Но Державин не стал и во главе позднего классицизма, что легко могло бы случиться, если бы автор од-сатир не сохранил своих общественных идеалов, резко отделявших его от реакционного течения литературы, несмотря на традиционный консерватизм его политических представлений. Державин как поэт в той или иной мере сближался с русским просветительством XVIII в., которое создало реально-сатирическую литературу, подготовлявшую почву для реализма XIX в.
2. Подберите цитаты из стихотворений Державина, которые дают представление о темах его творчества.
1) Образ просвещенного и мудрого правителя:
Им и время не владеет.
Ниже злато, ни сребро;
Он порядку дел радеет,
Любит общее добро;
Убегая пышных вздоров
И блестящих мелочей,
Он во сане прокуроров,
Всех вельмож, судей, царей
Чтит лишь только человека
И желает сам им быть...
(«Время»)
2) Философская тема: назначение человека, смысл его существования:
А я перед тобой — ничто.
Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт,
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод...
Частица целой я вселенной...
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб, я червь — я бог!
(Ода «Бог»)
3) Сатирическая тема:
а) обличение неправедных властителей:
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
(«Властителям и судиям»)
б) обличение человеческих пороков:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
(«Вельможа»)
4) Тема назначения поэта и поэзии:
...Поэзия не сумасбродство,
Но вышний дар богов, — тогда
Сей дар богов лишь к чести
И к поученью их путей
Быть должен обращен, не к лести
И тленной похвале людей...
(«Видение Мурзы»)
...Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.
(«Памятник»)
3. В чем творчество Державина соответствует, а в чем отходит от канонов классицизма?
Державин выступил в литературе на закате классицизма, но не мог остаться правоверным «классиком». Показательно, что он высмеял в эпиграмме одну из поздних эпических поэм - «Сувороиду» И. Завалишина Сам он о А. В. Суворове писал совершенно иначе, стремясь запечатлеть реальный облик великого полководца. Однако связи с ломоносовским классицизмом у Державина были еще очень велики. Это выражалось и в характере большей части стихов Державина, и, что еще важнее, в свойственной его творчеству идеализации воспеваемых героев (Фелица - Екатерина II). Но вместе с тем в оды Державина проникают элементы реальной действительности, герои их приобретают черты живых людей, одическое «пение» перебивается сатирическим смехом.
Формально Державин неукоснительно следует системе классицистических жанров, он раздвигает ее рамки, показывая иные возможности поэтического мышления. В оде «Фелица», посвященной Екатерине II, классицизм проявляется в создании образа царицы, наделенной всякими добродетелями, в стройности построения. Однако Державин сумел совместить торжественный стиль оды, сказочную основу и бытовые подробности повседневной жизни. Был создан не только отвлеченный образ просвещенной императрицы, но и индивидуальный человеческий характер. Нарушал строгие правила классицизма и язык, которым написана эта ода. У Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят простые («дурачества сквозь пальцы видишь...») и даже встречаются строки «низкого» стиля («И сажей не марают рож»). В этой оде легкий и звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая отличается от торжественно-величавой речи од Ломоносова.
Это же сочетание, казалось бы, несовместимого: жизненных реалий (кляча, сухари, солома) и слов высокого стиля (рать, пылая, бдеть) — отражено в стихотворении «Снигирь», написанному на смерть великого полководца А. Суворова, и многим другим произведениям. Нарушая классицистические каноны, Державин создает «живой» поэтический образ, тот «забавный русский слог», который позволил подлинно лирическому «языку сердца» заменить строгие правила и нормы. В поэзии Державина представала живая, конкретная человеческая личность с ее разнообразными переживаниями, с ее субъективным отношением к людям и явлениям. Приближение поэзии к интересам человеческой личности проявилось и в том, что рядом с героическими событиями в творчестве Державина заняли место факты повседневной, будничной жизни.
Державин как поэт в той или иной мере сближался с русским просветительством XVIII в., которое создало реально-сатирическую литературу, подготовлявшую почву для реализма XIX в.