ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ. ГОЛУБОЕ И ЗЕЛЕНОЕ 358-386стр.

Подробное решение Страница 358-386стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Какое впечатление произвёл на вас рассказ Ю. П. Казакова «Голубое и зелёное»? Что вам понравилось в нём? Какие чувства и мысли возникли во время чтения и после него? Что взволновало или тронуло? Может, возмутило?

Рассказ понравился, это о первой любви, о первом поцелуе, очень романтично. Понравилась история, очень реалистично рассказано с позиции чувств Алеши. Взволновали чувства героев, зарождение их любви, отношений, поэтическое отношение Алеши к Лиле. Немного возмутило поведение Лили, которая поступила не совсем хорошо – бросила Лешу даже не сказав ему об этом, просто поставила перед фактом.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Попытаемся охватить рассказ одним взглядом. Это история отношений двоих — история несчастливой любви. Почему так случилось? Кто в этом виноват? Есть ли тут вообще чья-либо вина? Этот ли вопрос занимает писателя? На чём сосредоточено внимание автора? Каков замысел рассказа?

Лиля разлюбила Алешу по многим причинам, в том числе, встретив другого человека. Здесь нет виновных, ведь сердцу не прикажешь. Это понимает и сам герой. И этот вопрос мало занимает писателя, больше он сосредоточен на изображении и глубине психологиче¬ского анализа состояния главного героя. Благодаря этому обы¬денный сюжет становится уникальным и неповторимым, как бесценна и неповторима в жизни каждого человека первая любовь.

2.От чьего имени ведётся повествование? Какие особенности рассказа с этим связаны? Не кажется ли вам, что первые главки похожи на дневниковые записи или на рассказ взрослого чело¬века о своей первой любви? Каким настроением они пронизаны?

Казаков говорил, что писал его “от имени того арбатского мальчика”, каким он сам был в те годы. Повествование идет от лица десятиклассника Алеши. Он создает подробнейшую фиксацию буквально каждого миллиметра сближения с Лилией: “Первый раз я иду в кино с девушкой”; “Мы идём примерно в метре друг от друга”; “Её рука иногда касается моей. Это совсем незаметные прикосновения, но я их чувствую”. От первого Лилиного обращения на “ты” “мне очень хочется сесть или прислониться к чему-нибудь – так вдруг ослабли мои ноги”. Первый поцелуй – “и весь мир начинает бесшумно кружиться”…

В них раскрываются эмоции мальчика по отношению к Лилии – смущение, стыд, нерешительность, переживание, боязнь, желание видеть девушку, скрытое восхищение ею.

3.Перечитаем первые 3—4 абзаца. Прислушаемся к их звучанию. Они имеют свой ритм, мелодию. А по содержанию? Это впечат¬ления от знакомства, от новой, незнакомой роли. Отсюда обост-рённое восприятие окружающего — в цвете, в звуковом сопро-вождении. Алёша как бы по-новому видит, слышит, чувствует привычное. Он «весь во власти необыкновенного ритма и сереб¬ряного звука трубы».

Ю.П. Казакова относят к направлению, обозначенному в литературе как «лирическая проза». Фрагменты его произве¬дений можно воспринимать как стихотворения в прозе. Слова текут словно музыка, в которой есть свой ритм, свое созвучие, Алеша видит мир и Лилю почти как художник, недаром он сравнивает ее с картиной Серова.

4.Перечитаем первую, вторую, третью главки. Как раскрывается в них внутренний мир рассказчика, его поэтичность, чистота, высо¬кая духовность? Как он воспринимает природу? Как он переживает разлуку?

Проводя время на Севере, Алеша, как неутомимый странник проводит время на охоте в лесу. Он любовался природой, наслаждался ночными кострами, он восхищался природой, закатами и восходами, он мог бесконечно смотреть на озеро.

Мальчик часто думал о Лиле, вспоминал ее, представлял, как рассказывает о своих походах, об охоте. Именно после поездки на север, после месяца разлуки, вернувшись в город, Алеша с робкой радостью осознал: "Как хорошо, что в этом огромном городе у меня есть любимая". А прогулка под дождем еще больше укрепила его в этой мысли.

5.Почему с грустной ноты начинается пятая главка? Почему хочет¬ся отыскать «минуту, когда пришла к тебе любовь»? Не потому ли, что она уходит? Каковы причины охлаждения Лили? Что испытывает чуткий и внимательный Алёша? Как автор передаёт его состояние?

Проходит время, и силы, сближающие героев, вдруг начи¬нают постепенно ослабевать. На смену им приходят ссоры и разногласия. «Я чувствую, как уходит она от меня с каждым разом все дальше, все дальше», — понимает герой. Он тонко чувствует их отдаление и понимает, что это безвозвратно: «Ты даже можешь стать героем, гением, человеком, которым будет гордится страна, но единственного взгляда ты никогда не получишь. Как больно! Как тяжело жить!» А вскоре Алексей встречает девушку с другим. Потеряв ее, он теряет и интерес к жизни. «Да, я забыл о ней. Вернее старался не думать о ней…» А через год герой получает письмо от Лили, которая вышла замуж и уезжает на Север. Прощаясь с другом юности, она одновременно прощается и с Москвой, и с детст¬вом. Лиля уезжает, но продолжает сниться Алексею.

6.Как оценить поступки Лили, когда она на свидание с Алёшей при¬ходит с парнем, а потом, уезжая, приглашает его, Алёшу, на вокзал?

Видимо, она хочет указать ему на то, что так и не увидели в нем ее блестящие глаза. Не случайно Алексей так и не добился поездки в экспедицию, не стал певцом, а красивый парень, за которого вышла замуж Лиля, везет ее на Север, где героям, несомненно, придется столкнуться с трудностями и решать важные проблемы, самостоятельно строить новую жизнь. Очевидно, Лиля не хочет ограничиваться бесплодными мечтами. Она стремится быть на переднем крае событий героической эпохи трудовых свершений.

С Алексеем же ей явно не хватало романтики, которой жила ее утонченная натура. Не случайно она вскользь упоминает при прощании о том, что герой никогда не дарил ей цветов. И Алексей понимает этот упрек шире, отвечая, что ничего не смог ей подарить.

7.Какие чувства испытывает Алёша, глядя на парня Лили во время их встречи? В главке пятой мы читаем: «Она ускользнула, ушла, она где-то у себя... а тебе нет туда доступа... Какое же отчаяние, злоба, сожаление и горе охватывают тебя! Ты опустошён, обма¬нут, уничтожен, несчастен!» Есть ли следы этих чувств и мыслей у Алёши во время встреч на улице Горького и на вокзале? Почему? Какие психологические детали изображают его душев¬ное состояние? Каков ход мыслей и чувств героя?

Мальчик чувствует боль и отчаяние: «и вдруг острая боль ударяет меня в сердце», «он держит ее под руку, тогда как я только на второй месяц осмелился взять ее под руку.», «одинокому невыносимо на праздничной улице»….

Провожая Лилию на вокзале следы этих чувств и эмоций видны, но не так явно. Парень все еще сильно влюблен, ведь как он не старался, только образ Лили стоял у него перед глазами целый год.

Психологические детали:

«Я закуриваю, засовываю руки в карманы и с потоком провожающих иду к выходу на площадь. Я сжимаю папиросу в зубах и смотрю на серебристые фонарные столбы. Они очень блестят от солнца, даже глазам больно. И я опускаю глаза. Теперь можно признаться: весь год во мне все-таки жила надежда. Теперь все кончено. Ну что ж, я рад за нее, честное слово, рад! Только почему-то очень болит сердце.»

«Плохо только, что я не могу плакать. Последний раз я плакал в пятнадцать лет. Теперь мне двадцатый. И сердце стоит в горле и поднимается все выше — скоро его можно будет жевать, а я не могу плакать.»

«Что-то сделалось с моим лицом: я замечаю, что многие пристально на меня смотрят. Дома я некоторое время думаю о Лиле. Потом я снова начинаю рассматривать узоры на обоях. Если заглядеться на них, можно увидеть много любопытного. Можно увидеть джунгли и слонов с задранными хоботами. Или фигуры странных людей в беретах и плащах. Или лица своих знакомых. Только Лилиного лица нет на обоях…»

8.Обратили ли вы внимание на то, что шестая и седьмая главки начинаются в одной тональности и даже сходными оборотами? И в той, и в другой главках общий мотив можно свести к фразе: «Прошёл год. И я почти забыл о Лиле». Концовки обеих — по-следний абзац в шестой и три последних в седьмой — о Лиле, о любви. Что по тональности этих глав и их содержанию можно сказать об Алёше как личности, о глубине его чувств?

Алеша не может забыть Лилю. Ему больно и тяжело, он пытается заменить это чувство старательным отношением к учебе, походами в бассейн. Он глубоко лиричная, чувствительная личность, в тоже время, возможно он плохо проявлял эти чувства, мало говорил о них Лиле, ведь в начале встреч видно, что Алеша человек робкий, застенчивый, нерешительный. А девушкам в основном нравятся напористые, смелые, решительные парни.

Алеша глубоко и тяжело переживает разрыв:

«Ничто не вечно в этом мире, даже горе. А жизнь не останавливается. Нет, никогда не останавливается жизнь, властно входит в твою душу, и все твои печали развеиваются, как дым, маленькие человеческие печали, совсем маленькие по сравнению с жизнью. Так прекрасно устроен мир»

«Но иногда мне снится Лиля. Она приходит ко мне во сне, и я вновь слышу ее голос, ее нежный смех, трогаю ее руки, говорю с ней — о чем, я не помню… Я просыпаюсь утром, еду в институт на лекции, дежурю в профкоме или выступаю на комсомольском собрании. Но мне почему-то тяжело в этот день и хочется побыть одному, посидеть где-нибудь с закрытыми глазами. Ах, господи, как я не хочу снов».

9.Какую роль играет в рассказе четвёртая главка? Что нового мы узнаем о героях? Как её содержание уточняет ваши представ¬ления о Лиле и Алёше, передавая как бы новый этап в развитии их отношений?

Эта главка играет одну из ключевых ролей. Здесь Алеша описывает свои ощущения после первого поцелуя с Лилей. И здесь девушка проявляет себя более смелой в отношениях. Она просит Алешу поцеловать его. А это уже огромный шаг в отношениях, по крайней мере для школьников советской эпохи.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Какова, на ваш взгляд, главная проблема этого рассказа?

Первая любвь, незабываемая и навсегда утраченная, о том, как, страдая, растет и мужает душа. События, не имеющие отношения к чувству героя, намечены слегка, как бы пунктиром; подробно и детально описано лишь то, что останется в памяти навсегда: первая встреча с Лилей, прогулка по ночной Москве, поездка за город, последняя встреча на вокзале. “Голубое и зеленое” - точный психологический портрет ранней юности. Угадано даже то, что повествование ведется в настоящем времени: у юности еще нет осознания прошлого как ценности.

2.Какую роль в охлаждении Лили сыграло то, что Алёша называет «разницей в характерах» («Ей не нравятся мои взгляды, она сме¬ётся над моими мечтами, смеётся жестоко, и мы несколько раз ссоримся»)?

Когда один человек охлаждается в чувствах к другому, всегда ищется причина. Ведь до этого у них было много общего. В любом случае, Лиле перестал нравится Алеша, а значит и его мечты теперь не очень ее интересуют, она двигается вперед, жаждет большего.

3.Почему автор сосредоточил своё внимание на переживаниях Алёши, а чувства и настроения Лили не раскрывает так деталь¬но, и они видны лишь в её поступках? Как писатель оценивает юную героиню?

По отношению к героине рассказа Ю.П. Казаков использует прием развернутого портрета. Он вновь и вновь возвращается к описанию ее облика и дополняет его новыми художественными деталями: блестящие глаза, в которых отражаются огни города, жесткие волосы, густые брови. Важно, что портрет героини дается опять-таки на фоне городского пейзажа: в блестящих глазах героини отражается свет окон родного города. Этот город и становится связующей нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми. Герои приходят в кино. И автор вновь обращается к портрету Лили. При этом упоминаются новые детали, но неизменно подчеркивается главная — блестящие глаза — символ нового взгляда на мир, на мир, освобожденный от войн и репрессий: «Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими».

После возвращения мальчика с Севера Лиля предлагает Алексею погулять, но тот замечает, что одет по-походному, в лыжный костюм. «При чем здесь костюм?» — спрашивает его Лиля. Героине не важно, как выглядит ее спутник, во что он одет. Она сердится лишь на то, что он ей не писал.

Для героя рассказа важна иная черта облика девушки — жесткие волосы. Он воспринимает их как символ жестокости характера, в то время как у него самого волосы мягкие и в душе царят мягкотелость и нерешительность.

4.Любовь счастливая, взаимная, несчастливая, безответная... Что каждому из героев нужно для счастья? Что дала каждому из них школа чувств, которую они прошли?

Думаем, любовь дала каждому из них ощущение счастья, которое останется в них на долгие годы лучшими воспоминаниями.

5.Каковы представления автора о гармоничной личности, полно¬ценной человеческой судьбе?

Думаем, автор видит это в разделенных чувствах, счастье, истинной любви, самопознания, любви к природе и к жизни.

6.В чём вы увидели мастерство писателя в этом произведении?

Автор мастерски раскрыл глубину психологии главного героя, его мысли и переживания. Все это сплетается в канву великолепной лирической прозы, которую можно читать как стихи.