Подробное решение Страница / Часть 2 279-281стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010
1.С какими новыми жанрами устной народной поэзии вы познакомились в этом году? Какая связь существует между фольклором и письменной литературой?
Познакомились с народными песнями, балладой, поэмой.
Фольклор сохраняет и передает из поколения в поколение наиболее ценный опыт народа. Лучшие писатели приобщились к этому опыту. В произведениях устного народного творчества их всегда привлекала нравственная позиция героев, их понимание добра и зла, стремление к правде и справедливости, глубокие патриотические чувства. Литература возникла, опираясь на фольклор, используя и совершенствуя созданные ими образы, краски, приемы повествования.( Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича….»)
2.Что такое художественная литература и в чём её основная особенность?
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия) , с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
3.Что такое художественный образ?
Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.
Примеры: Горький «Песня о Соколе», Твардовский «Василий Теркин».
4.В чём отличие художественной литературы от других видов искусства (живописи, музыки, театра и др.)?
В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.) , обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны) , Литература создаёт свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах) , действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Литература включает в себя предметно-чувственную сторону — определённые комплексы звуков, ритм стиха и прозы.
ПРИМЕРЫ: Лермонтов «Бородино», «Мцыри», Горький «Песня о Соколе».
5.Как вы объясните, что такое художественная целостность литературного произведения?
Художественная целостность произведения — это гармоничная взаимосвязь всех элементов произведения: художественного образа, темы, идеи, художественного конфликта, сюжета и его компонентов, композиции произведения, литературных героев, образов, а так же слов, интонации, речевой манере писателя.
6.С какими новыми жанрами литературных произведений вы познакомились?
Комедия (Гоголь «Ревизор»), Трагедия (Шекспир «Ромео и Джульетта»), Драма(«Снегурочка»Островский).
9.Какими средствами писатель создаёт литературный характер?
Литературный характер — изображение в художественном произведении человека с присущим только ему душевно-нравственными качествами и неповторимо- индивидуальным отношением к миру.
Автор рисует своего героя при помощи его внутренней речи, поступков, действиях, отношениях с другими персонажами, окружающую обстановку, детали, а так же при помощи художественно-выразительных средств – эпитетами, метафорами, гиперболами, сравнениями, аллегориями, антитезой.
Созданию характера в литературном произведении служат и авторские оценки, которые чаще всего выражаются в скрытой форме, но при внимательном чтении их присутствие обнаруживается и в описании портрета, и в изображении поступков, и в раскрытии внутреннего состояния героя.
Характер литературного героя в художественном произведении раскрывается посредством изображения внешних и внутренних его качеств (портрета, поступков, мыслей и переживаний), а также его речи и авторской оценки.
Хлестаков (Гоголь «Ревизор»), Настя (Паустовский «Телеграмма», Гринев , Пугачев , Маша (Пушкин «Капитанская Дочка»).
10.Что такое романтика? Кто такой романтический герой? Какой романтический герой вам наиболее понравился? Почему?
Романтика — понятие, употребляемое в разных смыслах: как мечтательно-возвышенное умонастроение, как характеристика ярких сторон жизни и, соответственно, как черта литературного произведения, отражающего возвышенные или героические грани жизни.(Горький «Песня о Соколе», Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Романтический герой — это личность, действующая не в привычных жизненных ситуациях, в исключительных обстоятельствах, характерен для романтических произведений.
Наиболее понравился Маленький Принц, его поиски дружбы. Считаю, что рассказ о нем очень актуален в наше время и поучителен.
11.В чём отличие композиции художественного произведения от сюжета?
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere - составлять, соединять) - построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее целостную картину жизни и способствующее выражению идейного содержания. В композиции различают внешние элементы - деление на части, главы, и внутренние -группировка и расстановка образов. Создавая произведение, писатель тщательно продумывает композицию, место и взаимосвязь образов и других элементов, стремясь придать материалу наибольшую идейно-художественную выразительность. Сюжет(от фр. sujet - предмет) - система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Сюжет состоит из ряда элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога.
12.С какой целью писатели создают сатирические произведения? Какие из них вам запомнились? Какие средства автор использует для создания комического?
«Отрицание смехом, осмеяние — один из самых древних способов выражения неприятия действительности: её тёмных, уродливых, страшных сторон. В древности родилась и литературная форма такого осмеяния, получившая уже тогда наименование сатира.
Объект сатиры — порок и уродство, подлежащие отрицанию, ниспровержению, “бичеванию»… Запомнились Салтыков-Щедрин «Повесть», Чехов «Хамелеон».
Автор использует иронию (спокойная насмешка, осмеяние)- Салтыков щедрин в описании генералов и мужика, аллегория(иносказание)- Крылов и его басни, гротеск (карикатурное преувеличение) – Салтыков-Щедрин в изображении генералов, собиравшихся съесть друг друга.
13.Часто ли в прочитанных произведениях вы встречались с таким художественным приёмом, как символ? Что это такое?
Образы символы часто встречаются в произведениях. Например Горький «Песня о Соколе», Лермонтов «Мцыри», Экзюпери «Маленький Принц», Твардовский «Теркин». Образ-символ — несет огромное обобщение философского характера, своеобразную программу жизнестроения. (Образы-символы Сокола, Ужа, Маленького Принца, Лиса, Розы, Змея.)
14.Какие мудрые мысли вы почерпнули из книг русских и зарубежных писателей?
Песня о Соколе:
«Рожденный ползать – летать не может»
«Безумству храбрых поем мы песню»
Маленький принц
Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь.. .
Есть такое твердое правило… Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.
С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
Среди людей тоже одиноко.
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Там хорошо, где нас нет.