Подробное решение Страница / Часть 2 258-278стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010
ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ
1.О чём вы задумались, прочитав рассказ? Какие сцены вас особенно взволновали?
После прочтения рассказа задумываешься о том, внимательно ли мы относимся к своим родителям, понимаем ли мы до конца, что это единственные люди, которые беззаветно нас любят.
Особенно взволновали сцены написания письма дочери от Екатерины Петровны, а так же поступок молодой учительницы.
2.О чём этот рассказ?
В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.
3.Почему описание последних дней Катерины Петровны дано на фоне ненастной поздней осени? Какое настроение вызывает пейзажная зарисовка в начале рассказа? Как писатель передаёт это настроение?
Обратили ли вы внимание на «маленький подсолнечник у забора»? Как связан этот образ с состоянием Катерины Петровны? Какие ещё образы-символы из мира природы помогают лучше ощутить и понять боль угасания жизни одинокого человека?
Он создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты. Описывается октябрьское ненастье. Грусть льётся с самого начала произведения: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». На фоне серого, чёрного окружения природы маленький подсолнечник одинок, как и Катерина Петровна. Он доцветает, как и Катерина Петровна доживает свой век
Далее рассказывается о Катерине Петровне. Автору симпатична эта одинокая старушка. Её одиночество скрашивают девочка Манюшка, помогающая по дому, и сторож Тихон. Она живёт прошлым.
Кажется, в доме время застыло на месте. Он даже чем-то напоминает заброшенный музей. Это подчёркивают такие детали, как пыльный «Вестник Европы», пожелтевшая посуда, картины на стенах, застоявшийся запах нетопленых печей. Катерина Петровна дарила Манюшке сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу – вещи, которые сегодня не найдут применения. Всё, что у неё осталось от жизни, - это дочь Настя. Каждый день старушка думает о Насте, ждёт её появления и плачет. Она сидит так тихо, «что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».
Тяжесть одиночества автор подчёркивает, одушевляя неживой предмет: «Керосиновый ночник был…, казалось, единственным живым существом в покинутом доме». Писатель вводит описание осеннего рассвета, который по традиции символизирует возрождение. Но здесь он значит совсем иное: «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые, осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья». Так постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается её осень. Ощущение одиночества и старости символически передаются и через образ клёна, который когда-то давно девушкой-хохотушкой посадила Катерина Петровна. Теперь он стоял «облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
4.Перечитайте ещё раз описание старого дома, сада, обратив внимание на все подробности (они у Паустовского «говорящие»).
Попробуйте с учётом этих деталей и других эпизодов составить рассказ о всей жизни Катерины Петровны и её одинокой старости.
Почему ей так одиноко в Заборье?
Обижалась ли Катерина Петровна на дочь за невнимание, отсутствие писем? В каких строках рассказа особенно пронзительно звучит трагедия одинокой старости? Прочитайте их.
Катерина Иванова, старая, одинокая женщина, живущая в деревне.
Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.
В городе живет ее дочь Настя, которая уже четыре года не приезжает к ней. Автор показывает образ женщины с глубоким состраданием: она на старости лет осталась «одна на белом свете». Катерина Петровна доживает «свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Дочь Настя живет в Ленинграде и работает секретарем в союзе художников. Она слишком занята и не может навещать старую мать. Обыденность поглотила ее и сделала зависимой от обстоятельств.
Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Катерина Петровна так и не увидела дочь и в последние дни жизни уже смирилась со своей судьбой, хотя все еще и жила своим прошлым: «Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, Катерина Петровна осторожно вздыхала, от огня комната делалась уютной, обжитой, какой она была давным-давно, еще при Насте».
Она не винит свою дочь в безразличии, а во многом понимает ее. Старушка знает, «что Насте теперь не до нее. У них у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Удивительно, насколько безгранично любящим и чутким может быть сердце матери. Она готова безропотно ждать, все время только мечтая о встрече. Она терпелива, изо дня в день думает о дочери и ждет ее. Такова Катерина Петровна.
Особенно пронзительно звучит трагедия одинокой старости в последнем письме матери к дочери, в которой она просит ее приехать.
5.Что вы узнаёте о Насте? Почему она так долго не навещает мать и не пишет ей? Можно ли назвать Настю жестокой? Зачем Паустовский подробно рассказывает нам о её ленинградской жизни, ведь можно было о «занятости» Насти сказать и несколькими словами? Как она помогает художнику Тимофееву не просто в устройстве выставки, а в возвращении веры в жизнь, людей? Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери?
Она живет в Ленинграде. Всё её время отнимает интересная работа в Союзе художников. Автор не говорит, есть ли у Насти семья: муж, дети. Можно сказать, что роднее матери у этой женщины никого нет. Автор дает ответ, почему Настя не едет к матери, редко вспоминает о ней, не пишет писем. Причиной этого являются «важные дела», занятость в Союзе художников.
«Дело», которым Настя занимается в то время, когда мать умирает в одиночестве, кажется нам действительно важным. Ее нельзя назвать жестокой. Она заботится о человеке: едет к скульптору Тимофееву помочь ему. Но эпизод с Тимофеевым неслучаен. Он показывает нам, как мелки проблемы скульптора по сравнению с тем, что переживает обделенная любовью и заботой Катерина Петровна. Смешно и невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «непонятно, как я еще не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары».
Затрачивая все свое время и силы на решение его незначительных проблем, Настя оставляет без внимания свою мать, которая нуждается в её помощи намного больше, нежели коллега Тимофеев.
Когда на творческом поприще Насте удалось достичь некоторых успехов и в её честь начали раздаваться аплодисменты, заботиться о маме было уже слишком поздно. Именно в это время, Настя получает телеграмму — оповещение о том, что ее мама умирает.
Только получив эту телеграмму, Настя начинает понимать, как дорога ей была мама. Но исправить свою ошибку было уже слишком поздно. Ей не только не удалось застать маму в живых, она даже опоздала на её похороны.
6.Оправдывает Настю Паустовский или осуждает? Как вы узнаёте о его отношении к Насте?
Как с помощью приёма контраста (антитезы) писатель помогает увидеть истинную доброту и человечность людей?
Автор прямо не осуждает Настю. Здесь снова на первый план выходят символы. Вот Настя смотрит на скульптуру Гоголя: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!». А вот и последняя «встреча» после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».
Наконец, в третьей части Настя жестоко наказана за невнимание к матери. Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает прощения за свою сухость.
"Нет оправдания душевной чёрствости", - утверждает Паустовский своим рассказом.
Контраст достигается посредством образа молоденькой учительницы.
Паустовский вводит образ молодой учительницы в рассказ "Телеграмма" чтобы показать, что людям нужна любовь и забота при жизни. Дочь Катерины была занята только собой, своими успехами, и о матери вспоминала очень редко. Высоко залетела, недосуг ей было.
Но Паустовский показыает, что не все такие, как дочь Катерины Настя. Учительница недавно приехала из областного города и никого еще в Заборье не знала. Она, хоть и чужая, способна к состраданию, у нее доброе сердце.
"Она увидела похороны и робко остановилась, испуганно посмотрела на маленькую старушку в гробу. На лицо старушки падали и не таяли колкие снежинки. Там, в областном городе, у учительницы осталась мать — вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая."
"Учительница подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую желтую руку". Сделала она это и в знак благодарности к своей маме, ко всем матерям.
7.Расскажите о дорогих для Паустовского, поистине щедрых сердцем людях — героях рассказа. Какова роль каждого из них в раскрытии основной мысли произведения? В каких эпизодах, на ваш взгляд, ярче всего раскрывается суть характеров Тихона, Манюшки, молоденькой учительницы?
Манюшка, дочь соседа, колхозного сапожника, — девчонка, прибегавшая каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.
Катерина Петровна дарила Манюшке за услуги сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу.
Манюшка шесть суток не отходила от Катерины Петровны. Ночью она, не раздеваясь, спала на продавленном диване. Иногда Манюшке казалось, что Катерина Петровна уже не дышит.
«— Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой… Сиди здесь, а я сбегаю в сельсовет, доложу» .
По-настоящему добрые люди -Манюшка, Тихон, молодая учительница, помнившая, наверное, о своей матери такой же маленькой и седой, как Катерина Петровна.
Это простые русские люди, которые может быть не умеют красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя. Именно таких людей любил Паустовский. Эти люди не растеряли ни чуткости, ни терпения, ни доброты.
8.Как показано позднее «прозрение» Насти в Ленинграде, её состояние в Заборье? Какую роль играют описания природы в этих сценах?
Какие чувства, мысли вызывают у вас эти эпизоды и поведение самой Насти?
"Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.
Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.
Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
«Ненаглядная моя, – вспомнила Настя недавнее письмо. – Ненаглядная! »
Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.
Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.»
«Поздно! Маму я уже не увижу» , – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама» .
Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.
«Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила» .
Настя вышла на Невский проспект, к городской станции железных дорог.
Она опоздала. Билетов уже не было.
,,В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище – земля на нем смерзлась комками – и холодную темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно. «В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.
Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести. "
Описания природы (смотри выделенное курсивом) подчеркивают душевное состояние Насти, ее горе и позднее горькое раскаяние.
Настя вызывает чувство жалости, но она наказана судьбой справедливо, родителей нужно ценить при жизни.
9.Как вы думаете, почему скорбная сцена похорон Катерины Петровны завершается картиной, которую видит потрясённая смертью одинокой женщины-матери молоденькая учительница: «За оградой, в лёгком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля»?
В чём, по-вашему, основная мысль рассказа?
Автор показывает, что эта земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты.
Основная мысль рассказа нельзя забывать своих близких, их нужно беречь, любить, ценить, заботится о них.
10.К. Г. Паустовский в книге «Золотая роза» (в главе «Заруб-ки на сердце») рассказал, как была создана эта новелла. Постарайтесь найти и прочитать этот отрывок, чтобы понять, в чём отличие художественного вымысла от жизненной правды и какими сокровенными мыслями хотел поделиться автор в своем рассказе.
В главе «Зарубки на сердце» автор делится мыслями о том, как он собирает материал для своих произведений. Вот что он отмечает: «Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого материала - живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.» Такая отметина осталась у автора при встрече с дочерью ранее известного гравера Пожастиной Екатериной, которая и стала прототипом рассказа «Телеграмма». Автор рассказывает реальную историю одинокой женщины, и она во многом перекликается с рассказом. Он сам стал свидетелем последних дней Екатерины Ивановны, так как снимал комнату в ее доме.
Автор хотел поделиться с читателями с историей, потрясшей его сердце и душу. «Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова.
Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, -люди, события, отдельные частности и подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу.
Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах…»
В рассказе автор пишет, что Екатерина Петровна не жаловалась, а в реальности автор рассказывает:
«Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.
Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.
- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!
Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!..»
Именно автор провидит ее в последний путь, всю убранную в белое платье.
По признанию автора, «Сплошь и рядом для небольшого рассказа нужно, как говорится на писательском языке, "поднять" большой материал, чтобы выбрать из него самое ценное.»