ЗИМНЕЕ УТРО 170-173стр.

Подробное решение Страница 170-173стр. по литературе для учащихся 6 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014



1. Какие картины возникали перед вами, когда вы слушали это стихотворение? Какая из них особенно ярко запечатлелась в вашем представлении?

Когда читаешь стихотворение перед глазами возникают картины белоснежного зимнего утра, солнце серебрит снег, он искрится и переливается разными цветами. Голубе небеса, деревья снегу – сказочная картина.

2. Чем вы объясните стремительное движение мыслей, чувств, состояний, переданное в стихотворении?

Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения, написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1. Медленно прочитайте первую строфу. В чём особенности её начала? Подумайте о роли соединительного союза и в сочетании мороз и солнце.

Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Союз и в стихотворении создает контраст и антитезу — «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн¬це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини — это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд¬но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро¬тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

2. Прочитайте вторую и третью строфы. Какой художественный приём здесь используется? Покажите его роль в развитии мысли, чувства поэта. Какие детали создают картину погожего утра? Как подчёркнуто многоцветие зимнего наряда природы?

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со¬здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, —

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен¬ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека. В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про¬зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

Картину погожего утра и многоцветия создают эпитеты : великолепными коврами, прозрачный лес. Такие строфы, как «ель сквозь иней зеленеет» создают яркую картину зимней солнечной погоды и мороза.

3. Куда возвращает читателя поэт в четвёртой строфе и почему? Прочитайте её вполголоса, прислушиваясь к повторяющимся звукам:

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Какой звуковой образ у вас возникает?

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено¬симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на¬встречу будущему — новому прекрасному дню. Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко¬ем, неподвижностью. При прочтении строк возникает образ огня, трещат дровишки, уют и тепло от янтарного блеска.

4. Прочитайте последнюю строфу и подумайте над эпитетами нетерпеливый, милый для меня. Какие мысли, картины они рождают? Поэкспериментируйте: замените слово навестим словом посетим. Как изменится в связи с этим смысл строфы?

Нетерпеливый конь — резвый, быстрый, горячий молодой.

Брег, милый для мня — любимый, дорогой сердцу.

Перед глазами встает картина красивой лошадки, которой не терпится побежать по дороге, неповторимые зимние пейзажи, белый лес, снежные поля, скованная льдом речка.

Если заменить слово навести словом посетим, то меняется весь образ, смысл и звучание строфы.

5. Одинаковы ли по настроению начало и конец стихотворения?

Думаем, что начало и конец стихотворения очень созвучны. Чувствуется бодрое настроение, наслаждение зимними пейзажами и природой.