§ 20. Революция и культура

Подробное решение раздел § 20 по истории для учащихся 9 класса, авторов О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.П. Ненароков, А.Т. Степанищев 2013



стр. 114 Вопросы на полях

Какое влияние оказала революция на культуру России?

Революции в России наложили огромный отпечаток на культуру страны. Культурные преобразования касались широких масс населения, особенно ярко это отразилось на судьбах интеллигенции и духовенства. В 1917 году в стране изменились политическая система, общечеловеческие ценности, которые отразились на положении интеллигенции, вынужденной эмигрировать в другие страны, испытывавшие в зарубежье ностальгию по своей стране. Художественная культура рубежа веков — важная страница в культурном наследии России. В ней отразилась социальная и идейная острота эпохи, возросший интерес к личности, ее духовному миру, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.

стр. 116. Вопросы и задания

1. Как деятели культуры восприняли Октябрьскую революцию? Какую гражданскую позицию заняли поэты Владимир Маяковский и Александр Блок, писатели Максим Горький и В. Г. Короленко, художник Юрий Анненков?

Многие из деятелей культуры верили, что присутствуют при рождении нового мира. Владимир Маяковский писал в апреле 1917 г.:

Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова.

«Преображение» мира стало, по словам известного русского художника Ю. П. Анненкова, превращаться в организованное и декретированное «разрушение».

Отношение самого Блока к революции изменилось. Если первое время ему слышалась в ней музыка (вспомните поэму «Двенадцать»), то к середине 1918 г. она для него кончилась.

2. Почему В. И. Ленин настойчиво добивался высылки за границу многих известных представителей отечественной культуры?

Понимая, что правящая партия не способна противопоставить что-либо серьезное работам инакомыслящих, Ленин поставил вопрос о высылке (депортации) из страны всех, кто позволил себе самостоятельные оценки происходящего, далекие от официальных. В принудительном порядке высылали и интеллигентов, которых Ленин считал «лакеями капитала». В письме к М. Горькому в сентябре 1919 г. он утверждал, что даже «лучший из «околокадетских» интеллигентов, «почти меньшевик» В. Г. Короленко – «жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками!». За границу были отправлены философы и экономисты, религиозные мыслители и социологи, литераторы и художники, бывшие гордостью русской культуры.

3. Наряду с насильственно высланными из страны в изгнании оказались еще около 2 млн российских граждан. Кто они были? Почему покинули Родину?

История русской эмиграции как массового явления началась еще с 1920 г., когда в результате революции и гражданской войны около 2 млн. человек оказались выброшенными за пределы родины. Судьба разбросала русских беженцев по всему миру. Сейчас нет точных данных, сколько представителей интеллигенции покинуло Отечество за период гражданской войны, но потеря была весьма ощутимой. В одном только Париже Общество русских инженеров насчитывало около 3 тыс. членов, Общество химиков - более 200 человек.

4. Какой вклад внесла российская эмиграция в развитие мировой культуры?

В 1922 г. было отправлено за границу около 200 писателей, ученых, философов, придерживающихся собственных взглядов на происходящее внутри страны (Л. Карсавин, И. Ильин, П. Сорокин, И. Лапшин и др.). Всего за границей оказалось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (С.Н. Виноградский, В.К. Агафонов, К.Н. Давыдов, П.А. Сорокин и др.). Российская эмиграция XX в. дала удивительно много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы и явили миру великие примеры народного национального гения.

Вклад мыслителей русского зарубежья в мировой философский процесс, переводы и издания их трудов на основных языках мира значительно содействовали признанию русской философии как полнокровной и самобытной. Национально-своеобразные ценности и идеи русской философской мысли заняли достойное место в западном сознании. Они имеют приоритет и в постановке целого ряда проблем культурологии, истории философии, философии истории. К их числу относятся осмысление роли православия в развитии русского народа, анализ национальной специфики культуры России, постановка вопросов об основных чертах русской нации в XX в., о "русской идее".

За пределами России оказались известные писатели, ученые, артисты, художники, музыканты, имена которых по праву стали достоянием мировой культуры. По разным причинам и в разное время родину покинули А. Аверченко, К. Бальмонт, И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Куприн, Игорь Северянин, Саша Черный, М. Цветаева, А. Толстой, П. Милюков, П. Струве, Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Сорокин, А. Бенуа, К. Коровин, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин и многие другие выдающиеся деятели русской культуры. В эмиграции работали ученые с мировым именем - микробиолог Н.И. Андрусов, почвовед В.К. Агафонов, химики В.Н. Ипатьев, А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И. Сикорский, один из создателей телевидения В.К. Зворыкин.

5. Насколько действия большевистских лидеров соответствовали представлениям о демократии?

Действия большевистских лидеров мало совпадали с представлениями о демократии, так как противоречили ей.