§ 9. Культура Серебряного века

Подробное решение параграф § 9 по истории для учащихся 9 класса, авторов Данилов А.А. 2014

Стр.28

Почему первую половину 19 века называют золотым веком русской культуры?

19 век называют «Золотым веком» потому, что в этот период в России происходило культурное и духовное развитие, особенное развитие получила литература.

В этот период появляется русская философия, а русская литература становится уникальной, самобытной, имеет свой несравнимый образ. В это время появляется Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Лермонтов, Баратынский, Тютчев и все те русские поэты, которых мы считаем классиками.

Стр.30

Почему начало ХХ века называют Серебряным веком?

Серебряный век “русской поэзии — это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX — начала XX века. Оно дано было по аналогии с золотым веком — так называли начало XIX века, пушкинское время.

Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России.

Это была эпоха пограничная, переходная, кризисная: развитие капитализма, прокатившиеся по стране революции, участие России в первой мировой войне…

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально — политической, но и духовной, жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н. А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

Какие художественные стили были представлены в русской литературе Серебряного века?

Литература характеризовалась существованием одновременно нескольких стилей. Содержание произведений далеко не всех этих стилей было обусловлено жизнью общества, многие стремились к искусству ради искусства. Произведения других творцов наоборот были остро социальными. Основными стилями в то время были следующие:

1) реализм;

2) символизм;

3) акмеизм;

4) футуризм.

Каковы были достижения в области архитектуры, скульптуры, русского балета и театрального искусства?

Главным достижением архитектуры того периода была выработка канонов новых видов зданий (вокзалов, ресторанов, магазинов, рынков, банков), а также нового облика значительно выросшего города в целом вместе со всей инфраструктурой. (ИР 9 § 8. Духовная жизнь Серебряного века).

Скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно — образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – “взрыхленность”, бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.

По — своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве скульптора Н. А. Андреева, тонко передающий трагедию великого писателя, “усталость сердца”, столь созвучную эпохе.

Архитектура. В творчестве Ф. О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально — романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.