§ 46. Общественная жизнь в середине 1960-х - середине 1980-х гг.

Подробное решение параграф § 46 по истории для учащихся 9 класса, авторов Данилов А.А. 2014

Стр.162

Вспомните

О развитии духовной жизни советского общества в середине 1950 — начале 1960 — х годов

С приходом к власти Л.И. Брежнева началась реанимация сталинизма. Однако возникло сопротивление этим тенденциям Однако в дальнейшем затихла критика культа личности Сталина, стало возвеличиваться его имя. Сталин стал появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца. Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной. Началась эпоха неосталинизма.

Духовная жизнь в 1970 — е годы была сложной и противоречивой. Со стороны КПСС был идеологический диктат. Ужесточился контроль за всеми областями культуры и общественными науками и особенно за исторической наукой. Специальные комиссии давали разрешение на выпуск театральных спектаклей, введена система государственных заказов в кинематографе. Литература, кинематограф, театр, как бы стремясь уйти от казенно — догматической проблематики, в 70 — е годы стали все больше обращаться к вопросам личной жизни людей, их быта, повседневности. Для выражения актуальных проблем использовалась классические произведения. В конце 60–первой половине 70 — х гг. безусловным лидером на экране и сцене стал А.П. Чехов, пьесы и новеллы которого наиболее соответствовали поискам духовной опоры в период духовного безвременья. Во второй половине 70–начале 80 — х гг. все чаще ставились и экранизировались пьесы А.Н. Островского. Его персонажи – карьеристы, хапуги, взяточники, бюрократы прошлого века – получали второе рождение, ибо слишком многое, описанное драматургом более ста лет назад, не исчезло, а, наоборот, приобрело новые формы.

Стр.163

Какими примерами можно доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 1960 — х — начале 1980 — х гг.?

Примеры.

1) Резкой критике подверглась повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В 1971 — 1972 годах все её издания, включая журнальное, негласно изымались из публичных библиотек и уничтожались. Из журнала страницы с текстом рассказа просто вырывали, фамилию автора и название рассказа в оглавлении – замазывали. 14 февраля 1974 года, после изгнания писателя из СССР, вышел специально посвящённый Солженицыну приказ Главлита № 10, где были перечислены подлежащие изъятию из библиотек общественного пользования номера журнала «Новый мир» с произведениями писателя.

2) В 70 — х — начале 80 — х годов на чужбине оказались писатели В. Аксёнов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссёр А. Тарковский, театральный режиссёр Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.

3) В 1965 году за публикацию своих произведений за границей были приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль.

4) В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург.

Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы?

Теперь деятелей культуры не отправляли в лагеря, появились новые формы воздействия на них:

1) запрет на профессию (людей вынуждали работать на заводах, в котельных, но переставать творить);

2) помещение в психиатрическую лечебницу (была подведена «научная» база под утверждение, что недовольство советским строем – одна из форм шизофрении, однако её лечение больше было похоже на пытки).

Расскажите о диссидентском движении. В чем вы видите его значение?

Диссидентское движение (слово "диссидент" можно перевести как "несогласный", "инакомыслящий") в Советском Союзе начиналось с немногочисленных подпольных кружков, обычно молодёжных. Они стали зарождаться сразу после Великой Отечественной войны, в 40 — е гг. Новый толчок движению придали XX съезд КПСС и осуждение на нём "культа личности Сталина".

Из общей массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом мышления, но и типом социального поведения. Побудительным мотивом участия в диссидентском движении было стремление к:

— гражданскому и нравственному сопротивлению;

— оказанию помощи людям, подвергшимся репрессиям;

— формированию и сохранению определенных общественных идеалов.

— открытию новых культурных идеалов.

Расскажите о самых популярных деятелях тех лет.

Особо стоит выделить кинематографическую школу этих лет (А. А. Тарковский, А. Д. Герман, Т. Абуладзе, С. Н. Параджанов, К. Муратова, Н. С. Михалков, А. С. Кончаловский и др.). Неотъемлемой чертой культуры и общественной жизни СССР становится диссидентское движение, возглавляемое ведущими представителями советской интеллигенции.

В 1960 — 1970 — е гг. в СССР появилось литературное течение, условно названное деревенской прозой. Его представляли писатели В.П. Астафьев, В.И. Белов,Ф.А. Абрамов, С.П. Залыгин, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин, В.А. Солоухин, В.М. Шукшин и др. Они обращались к проблемам сельского быта, к характерам сельских жителей, усматривая в них те здоровые начала, которые отражают истинную душу народа, сохранившуюся несмотря на бесчеловечные эксперименты советской власти над крестьянством.

Широкое признание завоевали писатели — фантасты братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие.

1970 — 1980 — е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства. Именно тогда появились многие советские киношедевры, занявшие достойное место не только в истории отечественного, но и мирового кино. Событием культурной жизни страны стала экранизация романа Л.Н. Толстого «Война и мир» режиссёром С.Ф. Бондарчуком. Экранизации русской и зарубежной классики осуществили И.А. Пырьев («Братья Карамазовы»), А.Г. Зархи («Анна Каренина»), Л.А. Кулиджанов(«Преступление и наказание»), Г.М. Козинцев («Гамлет», «Король Лир»). Появились замечательные фильмы, посвящённые подвигу народа в годы Великой Отечественной войны: «А зори здесь тихие...» (реж. С.И. Ростоцкий), «Восхождение» (реж. Л.Е. Шепитько), «Двадцать дней без войны» (реж. А.Г. Герман). Всенародное признание получили фильмы о советских разведчиках «Мёртвый сезон» (реж. С.Я. Кулиш), «Щит и меч» (реж. В.П. Басов) и «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова).

Особой любовью зрителей пользовались комедии. Они выдвинули плеяду выдающихся актёров и очень ёмко передали атмосферу времени, в котором жили герои. Замечательные фильмы режиссёра Л.И. Гайдая («Операция “Ы”», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука») и в наши дни пользуются у зрителя неизменным успехом. Режиссёры Г.Н. Данелия («Мимино») и Э.А. Рязанов («Гараж») использовали в своих кинолентах богатую палитру комедийных средств — от тонкого, лирического юмора до открытого сарказма.