Подробное решение параграф § 22–23 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011
Вопросы и задания:
1. Как вы думаете, от чего зависела последовательность освобождения стран Азии и Африки? Почему в числе первых освободились народы Юго-Восточной и Южной Азии?
Последовательность освобождения стран зависела от степени приближенности к метрополии. Чем дальше находилась страна, тем меньший над ней был контроль. Поэтому первыми получили независимость страны Юго-Восточной и Южной Азии, в вот страны Юго-западной Азии и Африки государства-метрополии долго не хотели «отпускать».
2. Объясните, чем определялся выбор социально-экономической ориентации в освободившихся странах.
Выбор социально-экономической ориентации в освободившихся странах определялся тем, что мир был в те годы расколот на западный и восточный (капиталистический и социалистический) блоки. Освободившимся странам предлагались соответственно два пути – капиталистический или социалистический.
Выбор освободившихся стран часто являлся прежде всего политической ориентацией на ту или иную группу государств. Политика в таких случаях «шла впереди» экономики.
В странах Юго-Восточной Азии, освобождение которых происходило в конце Второй мировой войны и сразу после её завершения, размежевание течений и группировок внутри освободительного движения, их сотрудничество с разными внешними силами привели к расколу одних стран (Вьетнам, Корея), нарушению территориальной целостности других (отторжение Тайваня от Китая).
В конце 1950-х – 1970-е годы большая часть молодых государств сохранила «капиталистическую ориентацию», унаследованную от бывших метрополий. Это были в первую очередь страны, где индустриальный уклад оказался относительно продвинутым. В то же время в их развитии проявились новые черты – создание значительного государственного сектора, государственное регулирование экономики, введение долгосрочного планирования, государственных экономических и социальных программ.
«Некапиталистическая», социалистическая ориентация принималась меньшим числом освободившихся стран. В 1960-е годы о таком выборе заявили около 30 государств, к концу 1980-х годов их насчитывалось около десяти. Часто это были страны с преобладанием доиндустриальных, порой общинных отношений. Переход от общинной собственности к обобществлённой представлялся для них наиболее быстрым и безболезненным способом решения своих экономических и социальных проблем.
В странах, вступивших на этот путь в 1960-е годы (Алжир, Сирия и др.), был принят курс на постепенные преобразования общедемократического характера. Пришедшие к власти силы чаще всего стояли на революционно-демократических позициях и не разделяли марксистских идей. Государства, избравшие «некапиталистическую» ориентацию в 1970-е годы (Ангола, Афганистан, Эфиопия), возглавлялись политиками, которые заявляли, что «руководствуются идеями научного социализма». Соответственно и ставившиеся ими задачи носили более радикальный характер. В реальности эти страны столкнулись с множеством проблем. Они были слаборазвитыми, здесь практически отсутствовал рабочий класс, который согласно идеологическим концепциям должен был бы стать опорой нового строя, не сформировалось и крестьянство в его современном понимании, значительную роль играли общинно-племенные отношения, не были преодолены этнические, племенные, религиозные противоречия. Всё это создавало разрыв между выдвигавшимися лозунгами и действительностью.
Среди стран Азии и Африки были и те, что выбирали не один из двух предложенных европейским миром, а собственный («третий», «четвёртый») путь развития.
3. Что такое исламское государство? Назовите известные вам государства этого типа.
Исламское государство – это государство, в основу законодательства, внутренней жизни страны положены установления священной книги мусульман – Корана и свода бытовых норм – шариата. Примером исламского государства является Иран. В 1979 в Иране была принята новая конституции, согласно которой руководящая роль в обществе принадлежит мусульманскому духовенству, законодательная власть стала принадлежать меджлису (парламенту), а исполнительная – президенту и совету министров, которым контролировался высшим духовным и политическим авторитетом — велает-и-факихом (им был вплоть до своей смерти один из руководителей иранской революции аятолла Р. Хомейни).
Также примером является Саудовская Аравия, где шариат остается единственной правовой системой.
4. Выскажите своё суждение о том, почему одни из развивающихся стран избрали эволюционный тип развития, а другие – «скачок». Приведите примеры.
Выбор пути развития зависел от исторического опыта государства. Те страны, которые видели необходимость в сохранении своих традиций, выбирали путь гармоничного сосуществания достижений Запада с собственной культурой и традициями – эволюционный путь развития. Так, Дж. Неру отмечал, что история Индии «представляет собой процесс непрерывного приспособления старых идей к меняющемуся окружению, старых форм к новым. Ввиду этого в индийской истории не наблюдается перерывов в развитии культуры и, несмотря на неоднократные перемены, существует непрерывность начиная с давних времён Мохенджо-Даро и кончая нашим веком». Данная страна выбрала путь постепенного реформирования жизни общества с сохранением национального колорита.
Ряд других государств хотели получить результаты более быстрым способом, поэтому они просто перенимали модели реформирования более развитых стран, что приводило к разрыву с прежним исторически опытом. В Китае это проявился в «большом скачке» конца 1950-х годов, в других азиатских странах в так называемом «прыжке тигров» - «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии в 1970 – 1980-е годы, экономическом подъёме в эти же годы в ряде нефтедобывающих арабских государств. Источники «скачка» в отдельных странах были различными – капиталовложения извне, прибыли от эксплуатации природных богатств, дешёвой рабочей силы и др. Различались и его методы (использование передовых технологий, организация производства, трудовая политика и т. д.).
Вопросы и задания:
1. Объясните, что лежало в основе «японского чуда» второй половины XX в.
В основе «японского чуда» второй половины ХХ в. лежало несколько факторов:
1. Способность Японии к модернизации, при этом быстрое, динамичное развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений.
2. Широкое применение новейших технологий, расширение внешнеэкономических связей.
3. Традиционная культура труда японцев, воспитанных в течение столетий трудолюбия, дисциплинированности, стремления к общему успеху. На средних и мелких предприятиях в Японии отношения работников строятся как в большой семье — с подчинением младших старшим, заботой старших о младших.
4. последовательная политика поддержки среднего и высшего образования.
2. От чего зависело изменение социально-экономической политики в Китае во второй половине XX в.? *Какую роль при этом играли объективные и субъективные факторы?
Социально-экономической политики в Китае во второй половине XX в. зависело от того, кто находился во главе страны. После того как 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика был принят курс на построение социализма по советскому образцу. При этом учитывалось своеобразие Китая, предусматривалось сохранение мелкой частной собственности на средства производства, допускались элементы смешанной экономики и др. Но поднять огромную страну из разрухи и бедности было непросто. И тут сыграли историческую роль субъективные черты характера китайского лидера Мао Цзэдуна не хватало. Уже в 1955 г. началось «подхлёстывание» темпов коллективизации и индустриализации. После XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, Мао Цзэдун, стремясь сохранить свою власть в партии, свернул контакты с советским партийным и государственным руководством.
В мае 1958 г. был провозглашён курс «трёх красных знамён», включавший «новую генеральную линию», «большой скачок» и «народные коммуны». Лозунгом нового курса стало изречение: «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья!»
Следующая революционная кампания охватила политико-идеологическую сферу. В 1966 г. была провозглашена «великая пролетарская культурная революция». Во исполнение этой задачи проводились чистки руководящих партийных и государственных органов, изгонялись преподаватели из высших учебных заведений, представители интеллигенции направлялись «на перевоспитание» в деревню. Главной движущей силой «культурной революции» стала студенческая и рабочая молодёжь – оснащённые цитатниками Мао Цзэдуна хунвэйбины («красные охранники») и цзаофани («бунтари»). «Великий кормчий», как называли Мао Цзэдуна, говорил: «Нам нужны решительные люди, молодые, без особого образования, имеющие твёрдые позиции и политический опыт, чтобы взять дело в свои руки».
После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) власть перешла к его вдове и нескольким соратникам – так называемой «группе четырёх». Не желая что-либо менять в стране, они попытались сделать ставку на концепцию «бедного социализма», но вскоре были свергнуты. Перед новыми руководителями встал вопрос о том, каким курсом идти дальше.
С 1977 года во главе страны стал Дэн Сяопин, который использовал переворот для того, чтобы совершить поворот в развитии страны. Вместе с тем он сохранил убеждение, что экономическое развитие будет успешным, если его направляет сильная партия. Далее в основу социально-экономического развития КНР легли его взгляды.
С 1979 г. под лозунгом «социалистической модернизации» в Китае началось проведение экономических и социальных реформ. На селе «дворовый подряд» (крестьяне могли брать землю в аренду на 15 лет), разрешалось закупать технику, использовать наёмную рабочую силу. В промышленности расширялась самостоятельность предприятий в планировании, организации производства и сбыте продукции. Осуществлялся переход к многоукладной экономике. Наряду с государственной узаконивалась акционерная и частная собственность. Провозглашалась политика открытых дверей во внешнеэкономических связях: были разрешены иностранные капиталовложения в китайскую экономику, создавались свободные экономические зоны.
3. *Как вы оцените значение реформ конца 1970 – 1980-х годов в Китае? Какими критериями вы руководствуетесь в своей оценке?
Реформы конца 1970 – 1980-х годов принесли и явно положительные результаты, и некоторые проблемы. Критериями для оценки является реальная результативность и влияние на дальнейшее развитие Китая.
В первой половине 1980-х годов отмечен значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2%). Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.
Политико-идеологические основы общества в ходе реформ почти не подверглись изменениям. КПК следовала учению марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзэдуна (правда, в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности). В 1987 г. партийный съезд поставил задачу движения «по пути социализма с китайской спецификой».
Таким образом реформы 1970 – 1980-ых годов в КНР имели двоякий результат: с одной стороны были решены ряд экономических вопросов, с другой стороны выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников, кроме того никаких изменений не происходило в политической среде, где сохранялась монопартийность и засилие КПК.
4. В чём заключалось сходство, а в чём различие исторических судеб народов Вьетнама и Кореи во второй половине XX в.?
Схожесть исторических судеб Вьетнама и Кореи в том, что обе страны стали жертвами биполярного мира и были разделены на два враждующих лагеря с различной идеологией. В 1953 году в Северной Корее был утвержден социалистический строй, а в Южной Корее - капиталистический. Также в 1954 году был разделен и Вьетнам по 17 параллели – на социалистический Запад и капиталистический Юг.
Но различия между этими двумя странами есть – Вьетнам в результате Вьетнамской войны 1964 – 1973 года был объединен и провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам.
Корея же так и не смогла объединиться вплоть до настоящего времени. В Северной Корее утвердилась огосударствленная централизованная экономика. В Южной Корее развивается рыночное хозяйство на основе частной собственности на средства производства.
5. Дайте характеристику «новых индустриальных стран». Каковы были источники их экономического «скачка»?
«Новые индустриальные страны» - азиатские государства, которые активно начали развиваться в 1970-ые годы и буквально ворвались на мировые рынки с широким ассортиментом своей продукции – от компьютеров и морских судов до одежды и обуви. Это Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. Западная пресса окрестила их «молодыми тиграми» или «драконами».
Их путь во многом напоминал то, что было сделано ранее в Японии. В основу экономической политики названных государств легли следующие источники: использование государственного регулирования экономики; поощрение внутреннего накопления капитала; внедрение новейших технологий путём изучения мировых новинок, приобретения лицензий, совершенствования организации производства; поэтапная индустриализация; всемерное стимулирование экспорта продукции.
В 1980-е годы подобным путём пошли ещё несколько государств этого региона – Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд.
6. Назовите основные преобразования, проведённые в Индии за годы независимости.
Основными мероприятиями правительства Дж.Неру были: реорганизация штатов страны по национально-этническому признаку; аграрная реформа, в результате которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, часть земли передавалась малоземельным крестьянам создание государственного сектора в промышленности и введение планирования в экономике; начало индустриализации. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма. Выражением внешнеполитического курса независимой Индии стало её участие в организации Движения неприсоединения. И. Ганди, продолжая курс отца, стремилась усилить экономические позиции государства, в 1969 г. была проведена национализация крупных банков. Р. Ганди основными задачами своей политики считал обеспечение национального единства и территориальной целостности страны, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоев населения, модернизацию производства.
7. Благодаря чему сложилась политическая династия Неру – Ганди? Что было общим для входивших в неё деятелей?
Благодаря правильно выбранному курсу, который пользовался популярностью и поддержкой у населения. Общим у обоих лидеров было желание обеспечить национальное единство и территориальную целостность Индии, повысить жизненный уровень наименее обеспеченных слоев населения, модернизировать производство.
8. *Выскажите ваше суждение о том, в чём заключаются уроки афганских событий конца 1970-х – начала 1990-х годов.
Уроки афганских событий конца 1970-х – начала 1990-х годов говорят о том, что ни одно государство не должно вмешиваться в дела другого. То, что СССР поддержал курс руководителей Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти после Апрельского восстания 1978 г., на «установления диктатуры пролетариата» и (в после¬дующие пять лет) «перехода к социализму», было большой ошибкой.
Государство Афганистан не было готово к таким преобразованиям и построению социализм, а попытка насильственно удержать НДПА у власти с помощью ввода войск, обернулась трагедией для жителей СССР.
Реформами социалистического правительства было недовольно большинство населения страны, как и нахождением чужой армии на своей территории.
Оппозиционные силы начали открытую борьбу против власти. Стали создаваться вооружённые отряды моджахедов (борцов за веру). На территории Пакистана и Ирана было организовано более 100 лагерей и учебных центров, где с помощью западных инструкторов велась подготовка военных формирований. Начавшаяся гражданская война, в которой на стороне правительства приняли участие советские войска, привела к гибели сотен тысяч людей, разрушению городов и деревень. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для примирения. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключён ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане с участием Пакистана, СССР и США. В соответствии с ними все советские войска к 15 февраля 1989 г. были выведены из Афганистана (в том же году Верховный Совет СССР осудил принятое в 1979 г. решение о вводе войск в Афганистан).
Но гражданское противостояние в Афганистане продолжается по настоящее время, несмотря на многочисленные примирения. Усугубляется борьба внутри страны постоянным вмешательством войск других государств. Но война за влияние на правительство Афганистана продолжается по настоящее время.
Мне кажется, что опыт войн в Афганистане говорит о том, что нужно оставить данную страну в покое и перестать вмешиваться в ее дела, так как победить пока там никто не смог.
9. Какие социальные и политические силы решали судьбы народов Азии во второй половине XX в.? Покажите на примерах. *Чем вы объясните то обстоятельство, что смена лидера в странах Востока часто ведёт к полному изменению государственной политики?
В разных странах Азии события вершили различные политические силы. В одних странах, значительную роль играли патриотически настроенные армейские офицеры (например, в Египте в 1952 г., Ираке в 1958 г.). В других странах, революции вершились силами всего народа. Так случилось в Алжире, где борьба за независимость с 1954 г. переросла в народное восстание, охватила все слои населения, а организующей силой стал Фронт национального освобождения. Провозглашение в 1962 г. Алжирской Народной Демократической Республики означало победу революции.
Тот факт, что смена лидера в странах Востока часто вела к полному изменению государственной политики объясняется, как внутренними, так и внешними причинами. Внутри стран Востока многообразие интересов отдельных социальных групп - предпринимателей и интеллигенции, исламского духовенства, ремесленников и торговцев, рабочих и крестьян – делало политическое развитие этих стран очень противоречивым и переменчивым. С другой стороны на курс лидеров оказывали влияние внешние силы и стремление ведущих мировых держав укрепить свои позиции в этом стратегически важном регионе.
Так было в Египте, где пребывание у власти трёх лидеров – Г. А. Насера (1954—1970), А. Садата (1970 – 1981) и М. X. Мубарака (с 1981 г.) – сопровождалось значительными изменениями во внутренней и внешней политике. Другой пример переменчивости политического развития даёт послевоенная история Ирака.
10. Объясните, почему возник и почему так долго длится ближневосточный кризис?
Ближневосточный кризис возник после того, как 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины, освобождающейся от английского управления, и образовании на её территории двух независимых государств – еврейского и арабского. 14 мая 1948 г. было провозглашено еврейское государство Израиль. Арабы Палестины при поддержке ряда арабских стран тут же объявили войну новому государству. Арабо-израильская война 1948 – 1949 гг. закончилась поражением арабских сил. В дальнейшем столкновения между Палестиной и Израилем продолжались, а окончательно вопрос не решен и по сей день, несмотря на многочисленные договоренности. Переговорный процесс постоянно подвергается угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия переговорам со стороны части израильского общества.
11. *Как вы думаете, почему в политической истории многих стран Азии и Африки во второй половине XX в. значительную роль играют военные? Чьи интересы они представляют?
Потому что большая часть населения стран Азии и Африки была неграмотным или малограмотным. Военные начальники же имели образованием, часто проходили подготовку либо в США, либо в СССР. Кроме того у военных было вооружение, которое они могли использовать для достижения своих целей. В борьбе за власть в странах Азии и Африки побеждали те, на чьей стороне стояла армия. Сами военные утверждали, что представляют интересы своего народа, но фактически их поддерживали западные страны и США либо СССР. Ярким примером вышеназванного являются перевороты в Египте и Ливии.
12. Объясните, что такое «исламский фундаментализм». К чему стремятся и какими методами действуют его приверженцы?
Исламские фундаменталисты – сторонники возвращения к «исконным нормам ислама», их идеология в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада, Исламские фундаменталисты выступают за строгое следование Корану и исламским законам (шариату). Их методы достижения цели радикальны, часто используются террористические методы (теракты и др.).
13. В чём вы видите значение событий, происшедших в конце 1980-х – 1990-е годы в ЮАР? Какие трудности предстоит преодолеть народам этой страны на избранном пути?
До 1961 г. это ЮАР являлась британским доминионом и называлось Южно-Африканский Союз, это было многорасовое государство. ЮАР, обладающая богатейшими природными ресурсами – месторождениями золота, алмазов, каменного угля и редких металлов, - в послевоенный период стала индустриально развитым государством. Но политика апартеида, нещадного угнетения и эксплуатации чёрного и цветного населения вызывала осуждение со стороны международного сообщества и введение экономических санкций против ЮАР. В самой стране возникло мощное освободительное движение чернокожего населения, в котором выделились несколько организаций. Наиболее влиятельными из них являлись Африканский национальный конгресс (основан в начале XX в.) и организация Инката (в неё входили представители народности зулусов). В 1983 г. был создан Объединённый демократический фронт всех сил, выступавших против режима апартеида.
Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида, демократизации политической жизни сыграл Ф. де Клерк, возглавивший в 1989 г. Националистическую партию и. ставший президентом страны. По его инициативе были сняты расовые ограничения, начаты переговоры с лидерами движения чёрного населения. Достижение договорённостей было непростой задачей не только из-за разногласий между правительством и АНК, но и из-за столкновений между сторонниками АНК и Инката. Речь шла о преодолении как расовой, так и межплеменной розни. В 1994 г. в ЮАР состоялись первые в её истории свободные президентские выборы. На них победил лидер АНК Н. Мандела.
Таким образом, события, происшедшие в конце 1980-х – 1990-е годы в ЮАР свидетельствуют об утверждении в данной стране общечеловеческих ценностей и о постепенном решении проблемы расовой дискриминации. Но признать права меньшинств на законодательном уровне – это еще не полное решение вопроса, идея о равенстве всех народов и признание равенства прав всех племен должна закрепится в головах граждан ЮАР.
14.*Можете ли вы назвать определяющие черты лидеров стран Азии и Африки в XX в.? Видите ли вы в них отличия от европейских лидеров?
Определяющей чертой лидеров Азии и Африки, во-первых, можно назвать стремление к авторитарному стилю правления и единоличной власти, во-вторых, чрезмерную жестокость. На пути к достижению своей цели они жестоко убивали соперников, а также мирное население, подавляли любую оппозицию. Ярким примером может быть Китай, когда Мао Цзэдун в процессе построения социализма и «культурно революции» уничтожил десятки тысяч китайцев. Или в рамках реализации Исламской революции в Иране также было уничтожено большое количество критиков и несогласных.
Таким образом, в отличие от Европы людей в Африке и Азии не жалели и умирало их слишком много. Европа была белее гуманна по отношению к населению.