§ 11. Страны Азии в 1918 – 1939 годах

Подробное решение параграф § 11 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011



Вопросы и задания:

1. Каковы главные итоги кемалистской революции в Турции?

- установление режима президентской республики в соответствии с конституцией 1924 г., провозглашение основных демократических прав и свобод.

- утверждению светского характера государства и общества, ограничение или отмена религиозных норм, которые господствовали тогда во всех сферах жизни турок, упразднение исламские шариатских судов, судопроизводство перешло в ведение государства и др.

- усиление позиции государства в экономической сфере, ликвидация концессий, под контроль государства перешло строительство железных дорог, ряда крупных промышленных предприятий.

- ограничение деятельности оппозиции, многие политические партии, особенно коммунистическая, периодически подвергались запрету.

В целом же кемалисткая революция привела к модернизации страны, более динамичному её развитию.

2. Какие внутренние и внешние факторы повлияли на развёртывание и победу революции в Монголии?

На начало революции в Монголии оказало большое влияние революция в Китае 1912, в результате которой пала Цинская империя. Монголия оказалась фактически никому не подчиненной. В 1919 г. в страну вторглись и заняли её столицу Ургу (ныне Улан-Батор) китайские милитаристы. Затем здесь появились белогвардейские части Унгерна, вытесненные из России. Народ поднялся на борьбу против иностранного вторжения. Руководители освободительного движения был Сухэ-Батор. Он в 1920 г. побывали в России, где встречались с В. И. Лениным. Его советы они использовали для определения главных задач и тактики своего движения. Созданное на освобождённой территории Временное народное правительство обратилось за помощью к Советской России. Летом 1921 г. монгольские войска и части Красной Армии вступили в Ургу. Оформление нового государства завершилось в 1924 г., когда была провозглашена республика и принята конституция.

Таким образом, революция в Монголии победила благодаря военной и политической поддержке Советского союза.

3. Охарактеризуйте роль политических партий, лидеров и народных масс в китайской революции 1925 – 1927 гг.

Роль политических партий и их лидеров в китайской революции 1925-1927 гг. была огромной. Именно лидер партии Гоминьдана Чан Кайши организовал Северный поход, в результате которого под контролем Национального правительства оказались несколько провинций, крупные города Ухань, Шанхай, Нанкин. Присваивая себе лавры победителя, Чан Кайши открыто стремился к единоличной власти.

С другой стороны Чан Кайши противостояла другая политическая партия – коммунистов во главе с Мао Цзэдуном и левое крыло в Гоминьдане. Тогда с помощью преданных Чан Кайши отрядов он организовал преследование и массовые убийства коммунистов в Шанхае. В апреле 1927 г. Чан Кайши объявил о создании своего правительства, но оно вскоре распалось. После нескольких месяцев острой борьбы в Гоминьдане он возглавил новое Национальное правительство (1928), власть которого постепенно признали все политические силы, кроме коммунистов. Революция закончилась.

Но, несмотря на поражение и тяжёлые потери, коммунисты не отказались от дальнейшей борьбы. В 1927 г. были созданы первые части китайской Красной армии. Они базировались в ряде сельских районов Южного и Центрального Китая, где утвердилась народная власть в форме советов (эти районы называли советскими).

4. Составьте характеристики Чан Кайши и Мао Цзэдуна. Каковы особенности политической карьеры каждого из них? Было ли что-либо общее?

Чан Кайши (1887 – 1975) родился в семье торговца. В юности избрал военную карьеру. Учился в Японии, где вступил в организованное Сунь Ятсеном общество «Тунмэнхуэй». В годы революции 1911 – 1913 гг. вступил в Гоминьдан. По поручению Сунь Ятсена в 1923 г. направлен в Москву для изучения опыта политической работы РКП, но счёл этот опыт непригодным для Китая. Карьера в гоминьдановской армии не мешала ему поддерживать связи с шанхайскими предпринимателями и мафиозными группами. Чан Кайши был человеком честолюбивым и беспринципным, но умевший до поры до времени скрывать свои карьеристские устремления.

Мао Цзэдун (1893 – 1976) родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил педагогическое училище. Работая в Пекинском университете, примкнул к коммунистическому кружку. В 1920-е годы – член ЦК КПК. В 1931 г. избран председателем правительства Китайской Советской Республики. С 1943 г. – председатель ЦК КПК.

Общее в этих обоих лидерах желание быть у власти, но они имели различные идеологические предпочтения, что привело к столкновению и конфликту между ними и партиями ими возглавляемыми.

5. Проследите, как строились взаимоотношения Гоминьдана и Коммунистической партии Китая в 1920 – 1930-е годы (можно составить таблицу, выделив в ней этапы 1921 — 1925, 1925 – 1927, 1927 – 1937 гг.).

Проследите, как строились взаимоотношения Гоминьдана и Коммунистической партии Китая в 1920 – 1930-е годы

6. Составьте сравнительную таблицу:

Освободительное движение в Китае и Индии в 1920 – 1930-е годы.

Составьте сравнительную таблицу «Освободительное движение в Китае и Индии в 1920 – 1930-е годы»

7. Разъясните, какие идеи и принципы лежали в основе учения и общественной деятельности М. К. Ганди. Что отличало его от других политических лидеров того времени?

Мохандас Карамчанд Ганди разработал учение о служении истине, названное «сатьяграха». В основе его лежала идея ненасильственного сопротивления злу, в чём сказалось влияние взглядов Л. Н. Толстого. Основная идея «сатьяграха» в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника через:

• отказ от насилия (ахимса)

• готовность переносить боль и страдания

Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга – считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие. В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

Главное, что отличало учение и деятельность М.К.Ганди это любовь к людям и попытка решить вопросы мирным путем.

7. *Как вы думаете, почему борьба населения Индии не удерживалась в рамках «ненасильственного сопротивления»?

Потому что английские власти не знали как относиться к такой стратегии индийцев. Единственным способом остановить их и наказать они видели в силе оружия. А далее на насильственные действия властей индийский народ также начал отвечать силой. Примером служит «Амритсарская бойня», когда 13 апреля 1919 в городе Амритсаре по приказу английского генерала Дайера была расстреляна мирная демонстрация, в результате чего погибло около тысячи человек в том числе женщины и дети. Далее последовали и другие «усмирительные» меры со стороны англичан: публичные унижения и избиения индийцев и т. д. «Амритсарская бойня» вызвала волну возмущения в стране. Усилились стихийные выступления, в ряде мест разрушались железнодорожные пути, крестьяне нападали на помещичьи усадьбы

8. *Выскажите ваше отношение к идеям и тактике «ненасильственного сопротивления злу». В чём, с вашей точки зрения, состоят их достоинства и недостатки? Как вы думаете, могут ли они быть эффективными в современном обществе?

Идея «ненасильственного сопротивления злу» очень правильная и соответствует общечеловеческим ценностям. Ее достоинствами являются отсутствие большого количества жертв, а главное воспитание в человеке чувства любви и уважения к другому. Но минусом является то, что для того чтобы тактика возымела успех нужно долгое время.

Да, я считаю, что тактики «ненасильственного сопротивления злу» является актуальной и на сегодняшний день, так как общечеловеческие ценности всегда должны быть в моде.