§ 28. Культурное наследие XIX — начала XX в

Подробное решение § 28 по истории для учащихся 8 класса, авторов Н. В. Загладин 2014



п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 251

Вопрос. Назовите характерные черты романтического направления в европейском искусстве.

Ответ

Романтизм - направление в искусстве и литературе конца 18 век-нач. 19 в. , именно в этот период времени сложился как художественный метод, имеет право на существование и ныне, отличительная черта: стремление художника, а значит и писателя, возвысить реальную жизнь, приукрасить. Основные черты романтизма:

Необычность в изображении событий, людей, природы.

Стремление к идеалу, совершенству.

Близость к устному народному творчеству по сюжету, сказочным образам.

Изображение главного героя в исключительных обстоятельствах.

Очень яркий, красочный язык, использование разнообразных выразительных и изобразительных средств языка.

п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 253

Вопрос 1. Вспомните, какие события и процессы происходили в странах Европы в 1830-1840-е гг. и почему патриотическая тема стала особенно актуальной в искусстве этого времени.

Ответ

В 1830-1840 гг. в Европе происходили революции, национально-освободительные движения (Июльская революция во Франции (1830), в Великобритании бунты, Бельгийская революция (1830—1831), Польское восстание (1830), Турецко-египетская война (1831—1833) и пр.), поэтому патриотическая тема стала особенно актуальной.

Вопрос 2. Какие из перечисленных музыкальных произведений вам известны? Расскажите о них.

Ответ

Симфония № 3 («Героическая») — симфония Людвига ван Бетховена. Изначально была написана Бетховеном в честь Наполеона, его судьбы и героической деятельности, который был кумиром многих того поколения. Но в дальнейшем, из-за разочарования в политике Наполеона, Бетховен вычеркнул его имя из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты. Написана в 1803—1804 годах в Вене.

Это было время национально-освободительного движения итальянского народа против австрийского гнета, за объединение раздробленной Италии, за национальную независимость. Страна, долгое время копившая возмущение иноземным господством, хотела сражаться за свободу не только силой оружия, она ждала «молодого гения» — выразителя идей и духа национального возрождения. Оперы Верди ответили этой потребности. «Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Битва при Леньяно». Их яркая, полная жизненной энергии и эмоциональных контрастов музыка, воплощавшая историко-героические, свободолюбивые сюжеты, принесла композитору славу и имя «маэстро итальянской революции».

п.4 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 255

Вопрос 1. В чём заключается сущность критического реализма? Какие из произведений авторов этого направления в литературе вы читали? Расскажите о них.

Ответ

Наиболее законченное выражение реализм приобретает в середине 19 в. в искусстве критического. Основной пафос произведений критического реализма (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Толстой, Шевченко, И. Е. Репин и др.), направленный на разоблачение пороков феодального и буржуазного общества, сыграл большую роль в развитии идей социального и духовного раскрепощения человека, в утверждении демократических общественных идеалов в сознании людей. Например, в произведении Г. Биче-Стоу «Хижина дяди Тома» осуждается рабство.

Вопрос 2. На примере творчества одного из художников середины XIX в. раскройте характерные черты импрессионизма в европейском искусстве.

Ответ

Французские художники считали, что искусство должно отражать реальные проблемы современной действительности. В центре их внимания – сцены из провинциальной жизни и быта простых людей (Г.Курбе «Веяльщецы», Ж.Милле «Человек с мотыгой»).

п.5 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 260

Вопрос. Как вы можете объяснить тот факт, что стандартизация и унификация повседневной жизни индустриального общества вызвали невиданное раньше многообразие художественных форм и направлений в культуре конца XIX-XX в.?

Ответ

Развитие промышленности привело к росту городов с их обезличенными пейзажами. Стандартизацией образа жизни и быта. Обостряются социальные проблемы, к которым общество не готово. Ощущая, что прежний мир с его четкими социальными перегородками уходит в прошлое, творческая интеллигенция стремилась осознать, что же идет на смену. Все это привело к появлению новых разнообразных форм и направлений в Художественном творчестве.

п.6 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 261

Вопрос. Что отличает произведения массовой культуры? Почему их появление было связано с индустриализацией и демократизацией общества на рубеже ХIХ-ХХ вв.?

Ответ

Массовая культура приспособлена к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции — массовое, так как аудитория, которая воспринимает данную культуру, — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.

Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Предпосылками этого стати постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширение демократических институтов — более широкое вхождение трудящихся в активную гражданскую жизнь, а также распространение всеобщей грамотности населения. Поэтому начало массовой культуры отсчитывается с 1870-1890-х гг., когда сначала в Великобритании, а затем в других европейских странах были приняты законы об обязательной всеобщей грамотности населения. В силу этого массовая культура неразрывно связана со средствами массовой коммуникации. Вначале использовались технические возможности полиграфической промышленности — дешевые популярные газеты и журналы, дешевые книжки — беллетристика (любовные и детективные романы) и комиксы. Кинематограф, изобретенный в конце XIX в., до сих пор остается важнейшим средством массового искусства. Он доступен всем, не требует даже элементарной грамотности для своего восприятия.

Вопросы и задания к параграфу стр. 261

Вопрос 1. Заполните таблицу и сделайте вывод о взаимосвязи исторического и культурного развития европейского общества в XIX — начале XX в.

Ответ

Заполните таблицу и сделайте вывод о взаимосвязи исторического и культурного развития европейского общества в XIX — начале XX в

Вопрос 2. Какие явления в искусстве и культуре на рубеже ХIХ-ХХ вв. свидетельствовали о духовном кризисе индустриального общества? Как вы думаете, почему в предшествующие столетия европейское искусство не переживало столь глубоких противоречий?

Ответ

Влияние технического прогресса затронуло и сферу художественной культуры, что выразилось в возникновении новых и «модернизации» уже существовавших ее видов, революционном перевороте в области распространения художественных произведений. Решающую роль здесь сыграли изобретения радио, звука и видеозаписи, фотографии, кинопроекции и др. Следует отметить и активное включение художественного творчества непосредственно в процесс создания предметов материальной культуры. В целом можно говорить не только об увеличении разнообразия в сфере художественной культуры, но и о расширении границ искусства в рассматриваемый период. Однако, следует выделить два главных уровня в этой сфере культуры - высокое (элитарное) искусство и массовую культуру.

Мощный рост пласта массовой культуры был вызван прежде всего техногенными процессами в обществе, унификацией, стандартизацией условий труда и быта, достаточно быстрым ростом народонаселения и некоторыми другими факторами. Немецкий теолог Р. Гвардини (1885-1968) не без основания полагал, что в центре техногенного общества, оказывается «человек массы».

Вопросы и задания к разделу 7

Вопрос. Для виртуального музея «Наука и искусство XIX — начала XX в.» выберите экспонаты и произведения, демонстрирующие достижения и противоречия культурного развития человечества в последний период Нового времени. Придумайте названия и девизы для залов вашего музея.

Ответ

Виртуальный музей «Наука и искусство 19-начала 20 веков»

Галерея искусства Европы XIX–XX веков

Перемещение по виртуальному музею произведений мастеров Нового и Новейшего времени позволяет во всей полноте и многообразии представить художественные течения от романтизма до авангарда ХХ столетия.

В экспозиции появилась возможность отвести место важнейшим стилистическим направлениям европейского искусства, расставить акценты на творчестве того или иного художника.

Для виртуального музея «Наука и искусство XIX — начала XX в.» выберите экспонаты и произведения, демонстрирующие достижения и противоречия культурного развития человечества в последний период Нового времени

Неоимпрессионизм

Уроки импрессионизма, ставшие одной из отправных точек для ван Гога, находят принципиально иное воплощение в творчестве мастеров-неоимпрессионистов. Художники этого направления, используя научные методы, пытались теоретически обосновать открытия Моне, Ренуара, Писсарро. Опираясь на теории физиков Гельмгольца и Шеврёя, лидеры неоимпрессионизма Жорж Сёра, Поль Синьяк и Анри Эдмон Кросс разработали собственную систему взаимодействия спектральных цветов. Они стали работать мелкими, похожими на точки, мазками чистых цветов, на основе точно рассчитанного соотношения смежных контрастных, теплых и холодных тонов. На расстоянии мазки сливались, создавая оптическое впечатление перехода одного цвета в другой. Однако узость поставленных задач, жесткость «системы» ограничивавшей творческие поиски художников предопределила недолговечность этого художественного метода.

Неоимпрессионизм

ПИКАССО

Творчество одного из столпов искусства ХХ века – Пабло Пикассо – представлено в Галерее работами 1900–1910-х годов. В первых скромных композициях художник, переехавший из Барселоны в Париж, стремится выразить впечатления от повседневной жизни небогатых кварталов, где обитала богема. Уже в этих работах проявляется редкое дарование Пикассо превращать подчас прозаический мотив в сильную и цельную пластическую формулу, знак. Таковы и «Свидание» (1900), и последовавшие за ним «Арлекин и его подружка» (1901), и «Портрет поэта Сабартеса» (1901) – друга и секретаря Пикассо.

Пабло Пикассо