§ 27. Технический прогресс и развитие научной картины мира

Подробное решение § 27 по истории для учащихся 8 класса, авторов Н. В. Загладин 2014



п.1вопросы и задания к пункту параграфа стр. 239

Вопрос. Какие явления способствовали ускорению технического прогресса? Какое влияние он, в свою очередь, оказывал на экономическое, политическое и социальное развитие общества в последнем периоде Нового времени?

Ответ

Ускорению технического прогресса способствовали исследования на стыках наук. Возникли новые научные дисциплины. Научный прогресс сблизился с техническим прогрессом. Наука обращается к экспериментам, что привело к использованию в производстве новых приборов и машин.

п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 242

Вопрос 1. Назовите наиболее значимые научные открытия XIX — начала XX в.

Ответ

Значимые научные открытия:

- усовершенствование паровых двигателей, выведена формула определения мощности и коэффициента полезного действия двигателей;

- теория об атомарном строении вещества;

- создание химических соединений;

- исследование свойств металлов привели к открытию электромагнетизма;

- открыт метод спектрального анализа;

- развитие математики;

- в медицине впервые стал применяться наркоз, начало развития микробиологии, разработка метода вакцинации;

- теория Дарвина;

Вопрос 2. Какие научные открытия и идеи XIX в., по вашему мнению, способствовали формированию убеждений в силе человека познать и изменить окружающий мир?

Ответ

Научные открытия в области химии, физики, медицины способствовали формированию убеждений в силе человека познать и изменить окружающий мир.

п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 244

Вопрос 1. Какие воззрения были названы механистическими?

Ответ

Механистическими были названы воззрения существовавшие в прошлом в методе познания и миропонимания, рассматривающие мир как механизм. В более широком смысле механицизм есть метод сведения сложных явлений к механике, физическим причинам Благодаря успехам физики в XVI—XVIII веках возникло желание перенести физическое миропонимание на другие науки. В качестве единственного метода подлинной науки рассматривалась математика, понимаемая (ввиду её тогдашнего уровня) в основном механистически.

Вопрос 2. Каким образом научные открытия конца XIX — начала XX в. разрушали механистическую картину мира?

Ответ

Научные открытия разрушали механистическую картину мира, так как не было объяснений новым открытиям, исходя из имевшихся научных познаний. Была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

Вопрос 3. Попробуйте сформулировать основные черты научной картины мира, сложившейся в начале XX в.

Ответ

Отличительные черты научной картины мира — изучение, описание, объяснение и прогнозирование действительности.

п.4 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 247

Вопрос. Подумайте, как новые научные открытия и технические изобретения изменили облик городов и образ жизни их жителей. Какие новые профессии и специальности появились в Европе и США в связи с новыми видами транспорта, связи, бытовой техники и т.д.?

Ответ

С новыми научными открытиями и техническими изобретениями изменился образ жизни жителей и облик городов:

- в квартиру пришло электричество (1879);

- строительство метрополитена (1860);

- строительство первого небоскреба (1880), Бруклинский мост, Эйфелева башня (1889);

- изобретение телефонного аппарата (1876);

- изобретение радио (1869).

Появились новые профессии и специальности: водитель, летчик, водитель трамвая, троллейбуса и пр.

п.5 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 249

Вопрос 1. Какие последствия имело использование новинок военной техники для участников боевых действий и гражданского населения, населённых пунктов, окружающей среды?

Ответ

Ведущие державы мира уделяли особое внимание развитию военной техники. Каждая держава стремилась превзойти соперников в качестве вооружений. Потребности в развитии и совершенствовании военной техники стали важной причиной ускорения технического прогресса.

Вопрос 2. Почему некоторые современники военно-технического прогресса относились к нему негативно?

Ответ

Некоторые современники военно-технического прогресса относились к нему негативно, так как создавались орудия разрушения и уничтожения, что однозначно должно было привести к новой более кровопролитной войне.

Вопросы и задания к параграфу стр. 249

Вопрос 1. Какие положения рационалистической картины мира скорректировали научные открытия и идеи начала XX в.?

Ответ

В конце 19-го - начале 20-го веков наука вступила в свой «золотой век», ознаменовавшийся научно-технической революцией – небывалым количеством технических достижений.

Представление о единственно верном образе Мира исчезло. Развитие общественных отношений и череда научных открытий выявили потребность в формировании принципов новой картины Мира.

Вопрос 2. XIX — начало XX в. — это также время рождения фотографии и кинематографа. Подготовьте сообщение о роли этих изобретений в жизни общества и человека. Подберите в учебнике фотографии, на примере которых можно оценить значение старых фотографий для их современников и потомков.

Ответ

Кинематограф и фотография - относительно новые виды искусства. Их история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино и фотографии оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самыми массовыми видами искусства.

Великий английский режиссёр Альфред Хичкок однажды сказал: «Фильм - это жизнь, с которой вывели пятна скуки». Действительно, хорошее кино завораживает, удивляет, заставляет задуматься над происходящими в жизни человека явлениями. Кинематограф является своеобразным мотивом, побудительным действием к активному вмешательству в свою жизнь и изменению её к лучшему на пути к идеалу.

Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника и поиск решения данного вопроса привел к изобретению фотографии, которая помогает человеку запечатлеть любой важный момент своей жизни. Фотография в наши дни внедрилась в большую часть отраслей науки, промышленности, торговли, архитектуры, медицины. Невозможно представить современного человека, который обходился бы в своей жизни без фотографии. Рекламные стенды, которыми забиты в наше время большие города, телевизор без которого не обходится не одно жилое помещение, рентген в поликлинике или снимки звёзд в научных журналах - всё это фотография.

История возникновения фотографии

Фотография (от греческих фото - свет, граф - рисую, пишу) - рисование светом, светопись - была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.

С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры.

В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, носившая название «махина для снимания першпектив», сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов.

Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.

Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А.П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого анатома и хирурга И.Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома.

Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой трети XIX века. Наилучших результатов добились теперь известные всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 - 1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787 - 1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800 - 1877). Их принято считать изобретателями фотографии.

Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке, годом изобретения фотографии считается 1839, когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. На основе своих собственных исследований и опытов Нисефора Ньепса, французскому изобретателю Луи Дагеру удалось сфотографировать человека и получить устойчивое фотоизображение. Принципиальное отличие дагеротипа от современной фотографии - получение позитива, а не негатива, что делало невозможным получение копий.

Английский химик, физик Толбот был изобретателем негативно-позитивного процесса в фотографии. В 1840 году Толбот сумел изменить и значительно улучшить свой процесс. Это давало возможность делать ему фотоснимки очень быстро, всего за несколько минут. Своему процессу он дал название калотипия, что означает в переводе с греческого красивый отпечаток. Впоследствии такой процесс назывался толботипией. Толбот проявлял бумагу в кислоте. Затем полученное изображение необходимо было фиксировать в специальном растворе гипосульфита, промывая при этом негатив в чистой воде. После этого ученый высушивал и натирал воском негатив, придавая ему, таким образом, прозрачный вид. Умело используя солнечный свет, Толбот получал с негатива контактные отпечатки на хлорсеребряной бумаге. В 1841 году ученым был запатентован этот процесс. Калотипия приблизилась к современной фотографии.

В 1851 году Толботом был разработан метод получения мгновенной фотографии. При печати он применял марлевые экраны, а также стальные пластины, чтобы можно было получать полутона. Толбот был предшественником достаточно качественных полутоновых фотопластин, разработанных в 1880-х годах.

Следует отметить, что история возникновения и развития фотографии была неравномерной. Зачастую в самых разных местах были придуманы похожие способы фотографирования. И это происходило почти в одно и то же время.

Сила фотографии безгранична и достаточно велика. От первых черно-белых композиций светописи до современных цифровых изображений, фотография способна информировать, провоцировать, радовать, развлекать, а также изменять наши представления.

История возникновения кинематографа

В ХХ в. мировая художественная культура пополнилась новым видом искусства - появился кинематограф, или кино. Рождение этого искусства было непосредственно связано с развитием науки и техники, и произошло оно в самом конце ХIХ в.

Развитие техники фотографии привело к возможности делать моментальные снимки (около 1860г.) и теперь можно было снимать жизнь в движении. А в 1888 г. был выпущен в продажу фотоаппарат «Кодак» и благодаря появлению катушек «Кодак» Жюль Марэ в 1889 г. создал пленочный хронофотограф, имевший все признаки киноаппарата.

Начало распространения кинематографа было положено 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер, был продемонстрирован их «синематограф».

Кино имеет колоссальное значение в развитии мировой культуры, ведь существует множество фильмов с самыми разными жанрами и направлениями. Это могут быть исторические или документальные фильмы, учебные фильмы, которые воссоздают историю, а также рассказывают о важных открытиях и научных исследованиях. Хорошо известен тот факт, что человек большую часть информации воспринимает через зрение. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что кино способствует развитию образования. Тем более, что в наше время, большинству из нас не составит труда зайти на какой-нибудь интернет-портал и просмотреть нужный фильм онлайн, а не в кинотеатрах.

Также очень важно в развитии кинематографа это то, что кино формирует мировоззрение человека, насыщает его полезной информацией и духовно его обогащает. Естественно, существует психологическое воздействие кинематографа на сознание человека, ведь под его сильным действием у человека может возникать разнообразная гамма ярких и неповторимых чувств. Например, сериал или фильм может вызвать слезы и улыбку, грусть или радость, ощущение душевного покоя или наоборот возбуждение. Также кино может поменять человека, его поведение или характер, его внутреннее состояние. Естественно, не следует отрицать и того, что фильмы могут оказывать негативное влияние на развитие людей. Однако в любом случае кинематограф является самым важным и популярным видом искусства, которое имеет большое влияние на жизнь человека и на мировое культурное развитие.

Наряду с кинематографом важную роль в развитии общества является фотография. Фотография - это самое нужное и важное изобретение человечества, в которое вкладывали свой труд многие ученые разных стран мира. Сегодня фотография довольно широко применяется в разных сферах деятельности человечества: в искусстве, в науке или в повседневной жизни. Например, в науке она давно стала самостоятельным методом исследования и помогает проникнуть не только в наш видимый мир, но и даже в глубины микрокосмоса и макрокосмоса. А благодаря современным технологиям телевидения фотография стала могучим средством человеческого познания. Например, съемки поверхности Земли, которые осуществляются искусственными спутниками, дают необходимую и важную информацию для развития многих современных наук, а также для отраслей народного хозяйства во многих странах мира.

Еще фотографию называют языком визуальной информации, который очень надежно служит человечеству уже на протяжении нескольких столетий. Ведь сегодня люди не представляют себе газеты, книги или журналы без фотографий. Также прочное место фотографии заняли в выставочных залах, на стендах и в музеях. А профессия фотографа стала такой самостоятельной, как журналист или корреспондент. Ведь люди зрительную информацию ценят больше, чем текстовую.