§20. Архитектура, театр, живопись, музыка

Подробное решение параграф 20 по истории для учащихся 8 класса, авторов А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов 2014



Стр.119

Вопрос 1. Какое влияние на особенности российского классицизма и русского ампира оказала победа России в Отечественной войне 1812 года?

Ответ

На особенности российского классицизма и русского ампира победа России в Отечественной войне 1812 года оказала огромное влияние. Особенно для стиля ампир были характерны величественность сооружений, монументальность формы, использование военной символики. Все это символизировало могущество государства, военную славу русской армии, победившей Наполеона.

Вопрос 2. Какие памятники и памятные места появились в России в первой половине XIX века? Что они символизировали?

Ответ

Памятники и памятные места, появившиеся в России в первой половине XIX века:

- Исаакиевский собор в Петербурге

- Александровская колонна в Петербурге

- здание Императорского Эрмитажа в Петербурге

- Манеж в Москве

- реконструкция Красной площади в Москве

- создание Театральной площади, Александровского сада

- Триумфальные ворота в Петербурге

- памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве

Все памятники символизировали победу российского государства в войне 1812 года.

Стр. 120

Вопрос. Что способствовало процессу превращения театра в общественное явление в первой половине XIX века?

Ответ

Превращению театра в общественное явление в первой половине XIX века способствовали два обстоятельства:

1) открытие новых публичных театров

2) появление отечественных пьес, затрагивавших общественные проблемы

Стр. 123

Вопрос. Просмотрите иллюстрации к пункту. Чем отличаются друг от друга классические, романтические и реалистические произведения?

Ответ

Отличия классических, романтических и реалистических произведений заключаются в том, что классицизм изображал сюжеты, портреты по канонам античного искусства, используя признанную технику, приемы, утвердившиеся в европейской культуре, романтизм, особенно в портретной живописи, изображает людей, показывая их личностные особенности, характер, немного их приукрашивая, реализм изображал картины реальной жизни, в жанровых полотнах отражается быт и нравы России того времени.

Стр. 124

Вопрос. Как вы думаете, с чем было связано обращение композиторов к национальным мотивам в первой половине XIX века?

Ответ

Обращение композиторов к национальным мотивам в первой половине XIX века объясняется событиями внутри и вне страны: победа в Отечественной войне 1812 года, выступление декабристов, развитие исторической науки, развитие общественно-политической мысли.

Стр. 124 вопросы после параграфа 20

Вопрос 1. По словам западника Б.Н. Чичерина, Николаю I «не было ни малейшего дела до науки, ни до образования, которые он в России старался подавить». Как это высказывание соотносится с фактом расцвета русской культуры именно в правление Николая I?

Ответ

Высказывание западника Е.Н. Чичерина соотносится с фактом рассвета русской культуры именно в правление Николая 1, так как Николай 1 заботился о спокойствии и стабильности, сохранению порядка в стране, при нем открываются школы, университеты, развивается театр. Медленно, но развивается промышленность, технический прогресс. Порядок и спокойствие в стране и создали условия для развития культуры.

Вопрос 2. Подготовьте сообщение-презентацию о культурной жизни одного из провинциальных городов Российской империи в первой половине XIX века.

Ответ

Культурная жизнь Оренбурга в первой половине XIX века

Народное образование.

В начале XIX в. в Оренбурге имелось 5 городских училищ, преобразованных в 20-е годы в уездные. Приходские училища были открыты в Илецкой Защите в 1821 г., в Оренбурге — в 1832 г. Первые 32 сельские приходские школы открылись в 1843–1844 гг. на территории губернии. На каждую из них расходовали в год 250 рублей, собираемых с крестьян. В школах обучали простейшей грамоте, счету и закону божьему.

Все остальные учебные заведения, за исключением училища земледелия и лесоводства и фельдшерской школы в Оренбурге, были строго сословными (гимназия, Неплюевский кадетский корпус, девичье и юнкерское училища, казачьи школы). Элементарное религиозно-светское обучение детей татар и башкир проводилось в школах при мечетях.

Научные экспедиции.

Развитие материального производства в стране и англо-русское соперничество в Средней Азии стимулировали углубленное изучение оренбургских степей, Казахстана и Средней Азии. С 1734 по 1848 г. в губернии действовали 42 различные экспедиции. Наиболее важными были те из них, которые во главе с учеными разведывали недра, открывали природные богатства (А. Гумбольдт, Г. Карелин, Э. Эверсман, А. Бутаков). Многое было сделано по географическому и историко-этнографическому изучению губернии.

В Оренбурге при Неплюевском кадетском корпусе в 1830 г. открылся музей, организатором которого был друг Адама Мицкевича ссыльный польский революционер, ученый и поэт Ф. К. Зан. Ко времени приезда А. С. Пушкина в Оренбург в музее насчитывалось более 3 тыс. естественно-исторических и этнографических экспонатов.

Литература и искусство.

В 20-е гг. в Оренбурге зарождается общественная и литературная жизнь. В нее включаются как местные, так и заброшенные сюда судьбой писатели, передовые чиновники, учителя.

Первым оренбургским писателем, как говорил П. П. Свиньин, «певцом картинной Башкирии, быстрого Урала и беспредельных степей киргиз-кайсацких» был П. М. Кудряшев, военный чиновник.

В произведениях С. Т. Аксакова нашли отражение природа и быт оренбургского края.

Плодотворно работал здесь в Оренбурге В. И. Даль. С 1833 г. он за восемь лет пребывания создал прекрасные повести о жизни казаков, башкир («Башкирская русалка») и казахов («Майна», «Бикей и Мауляна»); неустанно собирал лексический материал для своего знаменитого словаря. За перевод с немецкого языка ученого труда Э. Эверсмана «Естественная история Оренбургского края» и за ценнейшие к нему комментарии Российская Академия наук присвоила В. И. Далю ученое звание члена-корреспондента.

Особое значение имело посещение Оренбурга 18–20 сентября 1833 г. А. С. Пушкиным. Цель его путешествия — «проверить мертвые документы о Пугачеве рассказами очевидцев». «Оренбургские записи» А. С. Пушкина, сделанные им в разных местах края, встречи с современниками «славного мятежника» (Ириной Бунтовой в Бердах и Дмитрием Пьяновым в Уральске), знакомство с памятниками старины послужили дополнительным материалом для «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки».

Иным путем попал в Оренбургский край украинский революционный демократ, поэт и художник Т. Г. Шевченко. Сосланный в Оренбуржье рядовым в 1847 г. на 10 лет со строжайшим запрещением писать и рисовать, Шевченко все-таки написал здесь около 130 стихотворений и поэм, 20 повестей (на русском языке). Все его творчество проникнуто революционной непримиримостью к крепостничеству и царизму.

Также рядовым на 10 лет был сослан в Оренбургский корпус в 1849 г. поэт А. Н. Плещеев. Сохранив демократические убеждения и после ссылки, поэт высказывался за необходимость решительных преобразований в стране. По возвращении в Москву в 1858 г. он поместил в журнале «Русский вестник» свою повесть «Пашинцев», в которой разоблачал оренбургских взяточников и казнокрадов.

Изобразительное искусство было представлено в Оренбуржье приезжими и местными художниками. Первые зарисовки Оренбурга и его окрестностей (1824 г.) принадлежат путешественнику, издателю журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньину. Позднее художник-пейзажист В. М. Штернберг, участвовавший по приглашению В. И. Даля в Хивинском походе, сделал немало зарисовок из жизни казахов и уральских казаков.

Оренбуржец А. Ф. Чернышев, окончивший Академию художеств, создал целую галерею видов родного города, картины («В Оренбургской степи» и другие), портреты, групповой рисунок ссыльных поляков и Т. Г. Шевченко. В Аральской экспедиции, в Оренбурге и на Мангышлаке многое сделал и соученик Т. Г. Шевченко по Академии художеств Чернышев. Ему принадлежат более 300 рисунков и ряд портретов.

Любительские спектакли и концерты в Оренбурге проводились уже в 20–30-х гг. В них принимали участие В. И. Даль, композитор А. А. Алябьев. Гастроли профессиональных артистов относятся к концу 50-х гг., когда здание манежа перестроили под театр.

Дальнейшее хозяйственное и культурное развитие Оренбуржья тормозилось крепостным правом. Решительная ликвидация его стала очередной задачей народов России.

Стр. 124 вопросы к разделу III

Вопрос 1. Подготовьте сообщение об одном из выдающихся архитекторов или живописцев первой половины XIX века. Обратите внимание на то, как в их творчестве переплетались достижения российской и мировой культуры.

Ответ

Подготовьте сообщение об одном из выдающихся архитекторов или живописцев первой половины XIX века

В истории мировой архитектуры Захаров Андреян Дмитриевич оставил заметный след. Его период творчества совпал с расцветом русского зодчества. Дата рождения Захарова А.Д. – 8 августа 1761 года. Одаренный от природы ребенок родился в Санкт-Петербурге. Его отец состоял на службе в Адмиралтейской коллегии. В шестилетнем возрасте он становится учеником художественного училища, что состояло при Академии художеств. Закончив его, Андреян Дмитриевич переходит на архитектурное отделение и здесь показывает свои способности. Ни одна его работа не осталась незамеченной. Ему вручают серебряные медали за проекты загородного дома и дома принцев. Захаров блестяще заканчивает Академию художеств, унося с собой золотую медаль. Ею он был удостоен за дипломный проект «Увеселительный дом». Отличившись на выпускных экзаменах, он оказывается в числе других учеников, которые отправляются во Францию. Там молодой архитектор собирает новые знания, учась у Беликара, Шальгрэна. Но его мечтой была поездка в Италию, где бы он мог воочию познакомиться со знаменитыми архитектурными памятниками. На поездку за границу не были отпущены средства, а личных у молодого человека не было. Захаров возвращается в Санкт-Петербург и начинает заниматься архитектурной деятельностью и одновременно успевает обучать юных дарований.

В 1800 году получив должность архитектора Гатчины, он приступает к проектированию ряда новых сооружений. Так появилась «Ферма», «Птичник», Львиный мост, монастырь святого Харлампия. После кончины императора Павла работы в Гатчине отошли на задний план. Захаров в должности главного архитектора Адмиралтейства стал заниматься разработкой проекта нового дома. К тому времени старое здание Адмиралтейства не отвечало требованиям. Оно ветхо смотрелось на фоне красивых мастерски созданных сооружений. Поэтому перед Андреяном Дмитриевичем стояла задача выстроить прекрасное здание – символ города. Он с ней блестяще справился, чем и увековечил о себе память.

Новое здание Адмиралтейства имеет главный фасад протяженностью в 407 метров. За основу был взят прежний план строения. По центру удалось сохранить башню со шпилем, созданную Коробовым. Пришлось ее лишь облагородить. Прекрасное сооружение, выполненное в стиле ампир, заключило в себе декоративные рельефы и лепнину, барельефы, многочисленные скульптуры, архитектурные выпуклости.

Жаль, что самому автору не удалось увидеть плод своего труда во всей красе. Все работы по Адмиралтейству были закончены уже после его кончины. Андреян Дмитриевич тяжело заболел. Так и не оправившись от недуга, Захаров умирает 8 сентября 1811 года в пятидесятилетнем возрасте.

Вопрос 2. По мнению специалистов, в первой половине XIX века русская культура обрела целостность и стала подлинно всемирным явлением. Приведите аргументы в обоснование этого вывода.

Ответ

В первой половине XIX века русская культура обрела целостность и стала подлинно всемирным явлением. Это подтверждают следующие аргументы:

- расцвет множества направлений искусства – живописи, театра, музыки, архитектуры, литературы

- признание высокохудожественной ценности русских произведений искусства западноевропейскими деятелями культуры

- в художественных произведениях русских авторов наблюдались самобытность, неповторимость, прослеживался собственный художественный стиль с национальным окрасом.