§37. Художественная культура

Подробное решение параграф §37 по истории для учащихся 8 класса, авторов Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. 2013

Стр 277.

Почему иностранцы считают, что, познакомившись с русской художественной культурой второй половины XIX века, можно понять русскую душу?

Во второй половине XIX века отечественная художественная культура испытала свой высочайший подъём, достигнув, пика развития за всё время существования Российской империи в XVIII — начале XX века. При этом в центре внимания творцов художественной культуры были поиски народной правды и христианской истины. Ответы на самые жгучие вопросы жизни человека и общества искала в этот период русская литература, развивавшаяся в реалистическом направлении. Все произведения художественной культуры рассказывали о душе русского народа, его жизни и самобытности.

Стр 286.

Вопросы и задания

1. Подумайте, какие новые направления появились в русской реалистической литературе второй половины XIX века. Почему, на ваш взгляд, произведения русских классиков XIX столетия пользуются большой популярностью в мире?

В русской реалистической литературе появились два новых направления: стихотворения в прозе (И.С. Тургенев) и юмористические рассказы (А. П. Чехов). Ответы на самые жгучие вопросы жизни человека и общества искала в этот период русская литература, развивавшаяся в реалистическом направлении. Каждый писатель, и прежде всего такие гиганты отечественной и мировой словесности, как Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, отобразил целые пласты жизни со всеми её радостями и печалями, светлыми и тёмными сторонами, но каждый по — своему. Они проникли в такие тайны человеческого существа, что и сегодня их сочинения остаются важными для миллионов людей. Произведения русских писателей, созданные во второй половине XIX века, считаются классическими, их до сих пор высоко ценят не только российские читатели, но и думающие люди всего мира.

2. Какие цели ставили перед собой художники — передвижники? Назовите художников второй половины XIX века, работающих в жанрах: а) реалистического пейзажа; б) исторической живописи; в) жанровой живописи; г) портрета.

Передвижники внесли неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой живописи. стремились выразить в художественном творчестве русский национальный, народный взгляд на жизнь, на окружающий мир, на человека. Они считали, что любая картина должна пробуждать и воспитывать в зрителях самые высокие нравственные качества — добро, любовь, служение правде и Отечеству.

а) реалистического пейзажа: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов

б) историческая живопись: В.И. Суриков, В.М. Васнецов

в) жанровая живопись: В.Г. Перов,

г) портрет: И.Н. Крамской

3. Почему вторая половина XIX века в истории русского театра называется «эпохой Островского»?

Пьесы Александра Николаевича Островского словно открыли в театральном искусстве те вечные, постоянные начала, что до сих пор живут в Малом театре. В течение девяти сезонов — с 1873 А.Н. Островский по 1882 год — в Малом театре было поставлено 29 пьес Островского, а спектакль «Гроза» стал крупнейшим событием в русской культуре. Недаром Малый театр называют «Домом Островского», и до сих пор его драматургия составляет основу театрального репертуара.

4. Вспомните, какое направление в музыке было заложено М.И. Глинкой. Кто продолжил его традиции во второй половине XIX века?

Во второй половине XIX века продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Русские композиторы утвердили, обогатили и творчески развили народные песенные основы в русской музыке. А сама русская музыка завоевала широкое признание и приобрела мировую известность. Эти традиции развивали композиторы, объединившиеся в начале 1860 — х годов в кружок, названный «Могучая кучка». Всё творчество композиторов «Могучей кучки» проникнуто горячей любовью к народу, верой в его силы. А их произведения до сих пор считаются вершиной миро — вого симфонического, оперного и балетного репертуара: оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н.А. Римского — Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского и др.

5. Докажите, что в русской архитектуре конца XIX века просматриваются основные направления отечественной культуры: «национальное» и «заимствование».

Как и во всех остальных искусствах, в архитектуре начинается поиск русского национального стиля. Эти поиски основывались на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества, деревянной архитектуры Русского Севера. В церковном строительстве начинается воспроизведение архитектурных форм XVI—XVII веков. Здесь необходимо вспомнить о храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, построенном архитектором А.А. Парландом на месте убийства императора Александра II. В конце XIX века в российской архитектуре всё более популярным становится стиль модерн. Архитекторы — модернисты совмещали в своих проектах самые разные архитектурные формы, заимствованные из культур раз-личных народов. В рамках модерна развивался новорусский стиль. В Первопрестольной наиболее отчётливо новая стилистика проявилась в постройках архитектора Ф.О. Шехтеля: особняки С.П. Рябушинского на Малой Никитской и Шехтеля в Ермолаевском переулке, дом И.А. Миндовского на Поварской улице.