§14. Духовные укрепления России. Русская православная церковь в первой половине XIX века

Подробное решение параграф §14 по истории для учащихся 8 класса, авторов Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. 2013



Стр. 113.

Почему в XIX столетии в российской духовной жизни возродилась традиция старчества?

Православная жизнь в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом определялась практикой христианского жития, и прежде всего практикой русского монашества. Русское монашество XIX века дало немало примеров истинного христианского подвига, которые служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия обычных, мирских христиан. Один из самых знаменитых и почитаемых русских старцев — преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Машнин). Один из немногих в истории России удостоился посещения Пресвятой Божией Матери, которая являлась ему двенадцать раз. Именно Божия Матерь в одном из чудесных видений повелела Серафиму выйти из затвора и принимать всех, кто будет нуждаться в его утешении, советах и молитве. Так начался ещё один подвиг преподобного Серафима — старчество, то есть служение миру, духовное руководительство иноков и мирян.

Стр120.

Вопросы и задания

1. Сравните отношение к Русской Православной Церкви в годы правления Александра I и Николая I . В чём вы видите причины столь различного подхода к православной вере и Церкви?

Александр I был подвержен влиянию сторонников идеи создания единого мистического «всеобщего христианства», взамен традиционного православия, увлекался мистикой, вера православная ему была чужда. Николай I, в отличие от Александра I, не увлекался мистикой, которая ему была вообще чужда, не вдавался в тонкости богословия и в делах Русской Православной Церкви был прагматичен. Его конфессиональная политика выражалась в стремлении утвердить национальную и религиозную монолитность страны и возвысить роль Православной Церкви в общественной жизни.

2. В чём состоял духовный подвиг иеромонаха Фотия?

Иеромонах Фотий прославился своим строгим аскетизмом и верностью устоям православия. Предотвратил распространение мистицизма и оккультизма в России. Убедил Александра I пресечь деятельность Министерства духовных дел и народного просвещения, которым руководил А.Н. Голицын по распространению в высших слоях общества мистицизма.

3. Одним из важнейших направлений политики Российского государства и Русской Православной Церкви было миссионерство — распространение православной веры. Приведите свидетельства того, что в XIX веке миссионерская деятельность продолжилась.

Намного более благоприятные условия для жизни Русской Православной Церкви были созданы при императоре Николае I. Принципы защиты традиционной православной веры нашли отражение в Своде законов Российской империи. Государственная власть приняла ряд мер, улучшивших материальное положение монастырей и сельских приходов. Император всячески поощрял духовное просвещение народа, считал, что «добрые христианские нравы составляют первое основание общественного благоденствия» . Особое значение уделялось миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на окраинах страны. Великую славу заслужил преподобный Макарий Алтайский (Глухарёв), распространявший православную веру на Алтае. В Якутии и на Аляске самоотверженно трудился святитель Иннокентий (Попов — Вениаминов), который составил азбуку и грамматику алеутского языка, перевёл на алеутский язык Евангелие.

4. Преподобный Серафим Саровский до сих пор почитается православными людьми как один из величайших святых России. В чём вы видите причины такого почитания?

Старец Серафим Саровской почитался святым уже при жизни. Слава о нем как об истинном Угоднике Божием распространялась по всей России. Для советов, духовных бесед, исцелений от болезней к Старцу приходили множество людей, и знатных, и простых. До самой своей смерти он помогал всем к нему обратившимся. Известен и дар предвидения старца Серафима. Он даровал многие пророчества, касающиеся исторических судеб России, в том числе и грядущие бедствия — революции, разорение Церкви. Но предсказал великий старец и последующее возрождение России.

5. Вспомните, что означает понятие «Святая Русь». Можно ли утверждать, что и в XIX веке в Российском государстве была жива «Святая Русь»? Аргументируйте свой вывод.

Именно в годы царствования Николая I начинается постепенное возвращение традиционно значительной роли Русской Православной Церкви в политической и общественной жизни России. Свой императорский долг Николай I воспринимал как служение Богу, России и российскому народу. Сам государь был искренне верующим православным человеком, принимал веру в Господа всем своим сердцем. Сам великий старец, преподобный Серафим Саровский говорил о государе Николае I: «Его Господь сохранит: он велик перед Богом — он в душе христианин». Поэтому понятие «Святая Русь» в Российском государстве было распространено и подтверждено и деятельностью государства и представителями духовенства.