§ 28. Революционное народничество и политика правительства в 70-е — начале 80-х гг. XIX в

Подробное решение параграф § 28 по истории для учащихся 8 класса, авторов А.А. Левандовский 2014



Как назывались первые революционные организации в России и чего они стремились добиться? (с. 204)

Ответ: Союз спасения, Союз благоденствия. Цель – свержение самодержавия и отмена крепостного права.

Выясните, какие ещё картины И.Е. Репина и других русских художников посвящены народникам. Почему художники обращались к этой теме? (с. 206)

Ответ: Картины «Под конвоем», «Экзамен в сельской школе», « Отказ от исповеди перед казнью», «Сходка», «В одиночном заключении», «Не ждали».

Художники обращались к этой теме под впечатлением революционной борьбы.

Подготовьте сообщение о событиях 1 марта 1881 г. в Петербурге. (с. 212)

Ответ: 1 марта 1881 года— последнее покушение на Александра II, приведшее к его смерти. Изначально в планах народовольцев была закладка мины в Петербурге под Каменным мостом, раскинувшимся через Екатерининский канал. Однако вскоре от этой идеи они отказались и остановились на ином варианте – заложить мину под проезжей частью на Малой Садовой. Если мина бы вдруг не сработала, то четверо народовольцев, находящиеся на улице, должны были бросить в царскую карету бомбы, а в случае если Александр II будет ещё жив, то Желябов лично прыгнет в карету и заколет царя кинжалом. Не всё шло гладко при подготовке операции: то был проведён обыск в «сырной лавке», где собирались заговорщики, то начались аресты важных народовольцев, среди которых оказались Михайлов, а уже в конце февраля 1881 года сам Желябов. Арест последнего подтолкнул заговорщиков к началу действий. После ареста Желябова император был предупреждён о возможности нового покушения, однако он отнёсся к этому спокойно, сказав, что он находится под божественной защитой, которая уже позволила ему пережить 5 покушений. 1 марта 1881 года Александр II выехал из Зимнего дворца в Манеж, его сопровождала довольно небольшая охрана (в условиях нового покушения). Поприсутствовав на разводе караулов и попив чая у своей кузины, император отправился обратно в Зимний дворец через Екатерининский канал. Этот поворот событий полностью сломал планы заговорщиков. В сложившейся чрезвычайной ситуации Перовская, возглавившая организацию после ареста Желябова, спешно перерабатывает детали операции. По новому плану 4 народовольца (Гриневицкий, Рысаков, Емельянов, Михайлов) заняли позиции вдоль набережной Екатерининского канала и ждали условного сигнала (взмах платка) от Перовской, по которому должны кидать бомбы в царскую карету. Когда царский кортеж выехал на набережную, Софья подала сигнал и Рысаков бросил свою бомбу в сторону царской кареты: раздался сильнейший взрыв, проехав после этого некоторое расстояние, царская карета остановилась и император в очередной раз не пострадал. Но дальнейший предполагаемый благоприятный для Александра исход был испорчен им самим: вместо того, чтобы спешно покинуть место покушения, царь пожелал увидеть схваченного преступника. Когда он подошёл к Рысакову незамеченный охраной Гриневицкий кинул в ноги царю вторую бомбу. Взрывная волна отбросила Александра II на землю, из раздробленных ног сильно шла кровь. Упавший император прошептал: Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть… Далее пошли последствия уже для заговорщиков: Гриневицкий скончался от последствий взрыва своей бомбы в тюремном госпитале, притом почти одновременно со своей жертвой. Софья Перовская, которая пыталась податься в бега, была поймана полицией, а 3 апреля 1881 года повешена вместе с основными функционерами Народной Воли (Желябовым, Кибальчичем, Михайловым, Рысаковым) на Семёновском плацу.

http://historyteacher.ru/istoriya/11/pokusheniya-na-aleksandra-ii/

Как вы думаете, почему В.В. Верещагин изобразил на картине снегопад, хотя по свидетельству современников в день казни (3 апреля 1881 г.) в Петербурге была солнечная погода? (с. 213)

Ответ: Для того, чтобы придать трагичности ситуации.

Проверяем себя

1. В чём состояла суть народничества? Сравните три направления в нём.

Ответ: У истоков народничества стоял А.И. Герцен. После европейской революции 1848—1849 гг. он в корне пересмотрел своё отношение к Западной Европе. Если раньше Герцен считал Запад лидером, ведущим человечество в светлое социалистическое будущее, то теперь он разочаровался в нём. Если раньше он воспринимал буржуазный строй (капитализм) как необходимую стадию на пути к социализму, то теперь видел в нём безысходный тупик. Зато в России сохранилось «великое сокровище», утерянное Западом, — крестьянская община. Именно община в зародыше содержит всё необходимое для построения социализма сначала в России, а затем и во всём мире. Учение Герцена получило название русского или общинного социализма. Именно это учение стало основой взглядов народников. Большой вклад в становление народнической теории внёс Н.Г. Чернышевский.

В конце 60-х гг. XIX в. идеи Герцена и Чернышевского подхватили их продолжатели — М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв. Они стали теоретиками народничества. Все они были убеждены, что человечество неизбежно должно прийти к социализму. На Россию возлагались особые надежды из-за общинных отношений в русской деревне.

Народников привлекала возможность, опираясь на общину, достичь социализма, минуя капитализм, избежав обнищания крестьянства и образования буржуазии и пролетариата. Чтобы решить эту задачу, считали народники, достаточно освободить общину: передать в распоряжение крестьян всю землю, снять с них бремя непосильных налогов, избавить от контроля со стороны государства.

Сходясь в основных установках, теоретики народничества предлагали различные средства для претворения в жизнь своих идеалов. М.А. Бакунин считал таким средством бунт, стихийное крестьянское восстание, которое, по его мнению, могло вспыхнуть в России в любую минуту. Крестьяне, по мысли Бакунина, к революции готовы и ждут лишь толчка, который должна им дать интеллигенция. Это было бунтарское направление в народничестве.

П.Л. Лавров также поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную подтолкнуть к ней народные массы. Но он в отличие от Бакунина считал, что потребуется достаточно длительный период для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, — период пропагандистской работы (пропагандистское направление).

И наконец, П.Н. Ткачёв, главный теоретик заговорщического направления, разделял многие идеи Нечаева. Ткачёв исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком велик и в условиях господства самодержавия практически непреодолим. Поднять народные массы на сознательную революцию было делом нереальным. Освободить народ могла только интеллигенция, полагаясь исключительно на собственные силы. Ткачёв делал ставку на заговор, вооружённый переворот, захват власти силами сплочённой организации революционеров.

2. Каковы были цели «хождения в народ»? Были ли эти цели достигнуты?

Ответ: Цель «хождения в народ» – поднять народ на восстание. Цель достигнута не была, так как крестьяне относились к народникам с опаской и недоверием, они ждали улучшения своего положения сверху. И нередко сами сдавали их полиции.

3. Как народники — сторонники перехода от пропаганды к политической борьбе и террору — обосновывали свою точку зрения? Насколько это обоснование представляется вам убедительным?

Ответ: К середине 70-х гг. революционные народники пришли к мысли, что добиться своих целей они смогут, лишь создав единую сплочённую организацию. Только такая организация будет способна на равных бороться с властью и оказывать постоянное воздействие на народ и общество.

В 1879 г. внутри «Земли и воли» складывается группа единомышленников, считавших, что в условиях преследований, при отсутствии свободы слова и гарантий неприкосновенности личности рассчитывать на успех пропагандистской деятельности не приходится. Прежде следует добиться изменения государственного строя, введения в России конституции. Несколько сотен революционеров могут достичь подобной цели лишь посредством индивидуального террора — политических убийств, которые напугают правителей и заставят их пойти на уступки. Таким образом, народники взяли на вооружение идеи П.Н. Ткачёва.

Обоснование представляется неубедительным. Можно сказать, что потерпев неудачу в предыдущих случаях, народники переходили к действиям согласно другому направлению народничества. Однако, не рассматривали иные варианты решения вопроса.

4. В чём заключалась деятельность «Народной воли»? Чего хотели добиться народовольцы?

Ответ: Точку зрения «политиков» среди землевольцев наиболее ярко и последовательно отстаивал А.И. Желябов, «деревенщиков» — Г.В. Плеханов. Последний раз представители местных групп «Земли и воли» собрались вместе в августе 1879 г. в Петербурге; было принято решение разойтись, создав две независимые друг от друга организации.

Одна организация — «Чёрный передел» во главе с Плехановым — просуществовала недолго. В 1880 г. она была разгромлена полицией, а её руководители скрылись за границей. Деятельность другой — «Народной воли» — оставила глубокий след в истории России.

Возглавлял «Народную волю» Исполнительный комитет (ИК), в который вошли А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер и др. ИК взял на себя организацию террористической деятельности, которая стала для «Народной воли» определяющей. Поначалу «Народная воля» рассчитывала развернуть террор очень широко. Однако, убив нескольких наиболее «вредных» с точки зрения революционеров представителей власти (так, С.М. Кравчинский заколол на улице кинжалом шефа жандармов Н.В. Мезенцова), она сосредоточила основные силы на организации покушения на императора Александра II. «Охота на царя» началась с осени 1879 г.

Был организован ряд покушений, которые, хотя и не удались, произвели чрезвычайно сильное впечатление и на правительство, и на общество. Так, в ноябре 1879 г. народовольцы подвели подкоп под железную дорогу, заложили мину и взорвали царский поезд (царь проехал раньше в другом поезде). В феврале 1880 г. зал в Зимнем дворце, где царь собирался принять иностранных гостей, был взорван. Правда, погибли и были ранены в основном солдаты охраны. Этот страшный взрыв был осуществлён членом «Народной воли» С.Н.Халтуриным, который на протяжении нескольких месяцев работал во дворце столяром-краснодеревщиком и, понемногу принося динамит, складывал его в подвале, чтобы, выбрав удобный момент, уничтожить императора, а по возможности и всю его семью. Арестовать Халтурина тогда не удалось.

Народовольцы искренне ненавидели Александра II, ставя ему в вину тяжёлое положение крестьян, преследование общественных деятелей и своих товарищей. Заслуги царя-реформатора совершенно не принимались во внимание. Руководители «Народной воли» были убеждены, что убийство царя потрясёт правительство и заставит его пойти на уступки.

Главным их требованием к власти был созыв Учредительного собрания на основе всеобщих выборов. Народовольцы считали, что если этот орган, представляющий интересы всего народа, будет созван, то он сразу решит все основные проблемы. Разумеется, эти надежды были столь же наивными, как и та, что убийство царя само по себе приведёт к развалу, а затем и к ликвидации самодержавного государства.

5. Какие меры предпринял М.Т. Лорис-Меликов для нормализации обстановки в стране? В чём состояла суть его проекта?

Ответ: В феврале 1880 г., под впечатлением от взрыва в Зимнем дворце, Александр II создал Верховную распорядитель¬ную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым.

Представитель либерального чиновничества Лорис-Меликов сохранял твёрдую уверенность в том, что единственное спасение для России — это возвращение на путь постепенных, но последовательных преобразований, проводимых твёрдой рукой сверху. В обществе, где быстро ощутили, насколько новый глава правительства, обладавший огромной властью, не похож на своих предшественников, его называли «бархатным диктатором».

Лорис-Меликов действовал в двух направлениях. Он продолжил беспощадную борьбу против революционеров, но придал ей гораздо более упорядоченный характер. Серьёзной мерой стала реформа органов безопасности. Было ликвидировано III Отделение, политическую полицию подчинили министру внутренних дел (этот пост занял сам Лорис-Меликов после ликвидации Верховной распорядительной комиссии). Полицию переориентировали с массовых арестов на хорошо подготовленные точечные удары против действительных террористов. Это принесло свои плоды. Во второй половине

1880 г. по «Народной воле» был нанесён серьёзный удар: арестовали Михайлова и ряд других членов ИК. Позже был разоблачён и Клеточников.

В то же время Лорис-Меликов считал, что справиться с революционерами власть сможет, лишь «помирившись» с обществом и устранив причины, порождающие революционное движение. Для этого нужно продолжить проведение реформ. «Бархатный диктатор» добился смягчения произвола властей разных уровней, ограничил цензурный надзор.

Лорис-Меликов разработал проект, в котором предлагал создать «подготовительные комиссии» для обсуждения законов по наиболее важным вопросам жизни страны. В отличие от подобных комиссий предшествующего времени он планировал сделать их смешанными по составу: наряду с чиновниками в них включались выборные представители от земств. Представителей земств и городских дум предполагалось также ввести в Государственный совет.

Этот проект позволил современникам говорить о «конституции» Лорис-Меликова. Конечно, привлечение представителей общества к разработке законов не означало введения полноценного конституционного строя. Однако Лорис-Меликов, несомненно, стремился заставить самодержавие поделиться частью власти с обществом. У либералов министр внутренних дел приобрёл немалую популярность.

Размышляем

6. Объясните слова одного из народников: «Террор – ужасная вещь, есть только одна вещь хуже террора: это безропотно сносить насилие» (см.: http://warianty.blogspot.com/2010/01/blog-post_28.html).

Ответ: Есть версия, что террор со стороны народников был ответной реакцией на насилие со стороны полиции. Оружие считалось единственным способом защиты от произвола правительства.

7. Были ли у членов «Народной воли» шансы добиться проведения в жизнь своих требований? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: Руководители «Народной воли» были уверены, что убийство царя потрясет правительство и заставит пойти на уступки. Однако, проводимая в последующем правительством либерализация воспринималась не как уступка народовольцам, а как подачка правительства. «Народная воля» хотела быстрого претворения в жизнь своих требований, однако не учитывала тот факт, что сознание большинства населения страны еще не было готово к столь серьезным переменам. Поэтому членам «Народно воли» не суждено было добиться проведения в жизнь своих требований.

8. Подготовьте сообщение об одном из народников.

Ответ: Желябов Андрей Иванович

Родился в семье крепостных дворовых крестьян (брат Михаил, сёстры Александра, Мария, Ольга). Чтению Желябова обучил его дед по матери Гаврила Тимофеевич Фролов; узнав об этом, помещик Нелидов решил продолжить обучение ребёнка. В 1860 г. Желябов был определён в Керченское уездное училище, позже преобразованное в мужскую Александровскую гимназию. В гимназии впервые познакомился с идеями социализма, прочитав роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Окончил обучение с серебряной медалью.

В 1869 году Желябов поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Был активным членом студенческого кружка социалистов. В 1871 году Желябов возглавил студенческие волнения, вызванные оскорбительным поведением преподавателя Богишича, за что был исключён из университета, а затем выслан из города. В следующем году Желябову отказали в восстановлении в университете. Он был вынужден зарабатывать на жизнь случайными уроками. Желябов знакомится с членами кружка «чайковцев» Ф. Волховского. В 1873 г., после женитьбы на Ольге Семёновне Яхненко, от брака с которой родился сын Андрей, Желябов переехал в Городище Киевской губернии. Здесь он познакомился с деятелями украинских революционных организаций (в том числе с членами «Громады», организации националистического толка). В том же году вернулся в Одессу, стал членом кружка Волховского. В 1874 году был арестован по делу Петра Макаревича, однако затем был освобождён под залог. В 1875—1877 гг. — участник «хождения в народ». В 1877 году был арестован и доставлен в Санкт-Петербург. Здесь, в доме предварительного заключения, он познакомился со многими народниками, включая Софью Перовскую. Участвовал в «процессе 193-х». 23 января 1878 года был оправдан. Затем Желябов проживал в Подольской губернии, продолжая вести пропаганду среди крестьян.

Не видя результатов пропаганды в деревне, как и многие другие народники, Желябов постепенно пришёл к убеждению в необходимости политического террора. В июне 1879 года принял участие в Липецком съезде, стал членом Исполнительного комитета новой партии. Затем Желябова приняли в члены «Земли и воли», поэтому он смог участвовать в Воронежском съезде. После раскола «Земли и воли» стал одним из наиболее активных деятелей «Народной воли».

7 ноября 1879 года под Александровском участвовал в неудавшемся покушении на возвращавшегося из Крыма императора Александра II посредством подрыва его поезда.

В феврале 1880 года выступил как один из организаторов взрыва в Зимнем дворце, подготовленного и осуществлённого Степаном Халтуриным. К 1880 году стал фактическим руководителем Исполнительного комитета; одним из организаторов рабочей, студенческой и военной организации «Народной воли». Был одним из разработчиков программы рабочих членов «Народной воли».

Зимой 1880—1881 гг. руководил подготовкой очередного покушения на императора. Арестован вместе с М. Тригони в меблированных комнатах г-жи Мессюро, располагавшихся на углу Невского проспекта и Караванной улицы, в № 12, 27 февраля, то есть за 2 дня до подготовленного им удавшегося покушения на Александра II. Потребовал приобщить себя к делу цареубийц.

Приговорён к смертной казни наряду с другими народовольцами открывшимся 26 марта Особым присутствием Правительствующего сената (первоприсутствующий сенатор Э.Я. Фукс, прокурор Н.В. Муравьёв). На суде отказался от защитника; пытался излагать свои убеждения и программу партии («…служил я делу освобождения народа. Это моё единственное занятие, которому я много лет служу всем своим существом», — заявил он при допросе).

Повешен на плацу Семёновского полка вместе с другими первомартовцами 3 (15) апреля 1881 г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Желябов,_Андрей_Иванович

Дополнительный материал:

Андрей Иванович Желябов - http://hrono.ru/biograf/bio_zh/zheljabov_ai.php

9. Сравните «подготовительные комиссии» М.Т. Лорис-Меликова с Государственной думой из проекта преобразований М.М. Сперанского. Какой из этих органов больше соответствует понятию «конституционный орган»? Почему?

Ответ: У М.Т. Лорис-Меликова «подготовительные комиссии» должны были быть созданы для обсуждения законов по наиболее важным вопросам жизни страны. В отличие от подобных комиссий предшествующего времени он планировал сделать их смешанными по составу: наряду с чиновниками в них включались выборные представители от земств.

Согласно М.М. Сперанскому – Государственная Дума – орган законосовещательный: она должна была обсуждать проекты новых законов. При этом рассматривались только те проекты, которые поступали от царя, однако окончательное решение по любому вопросу принимал император.

«Подготовительные комиссии» М.Т. Лорис-Меликова соответствуют понятию «конституционный орган», так как их введение предполагало конституционное ограничение самодержавия.

Работаем с документами

1. Какими аргументами народники оправдывали свой террор?

Ответ: Защитой от «шайки разбойников».

2. Используя дополнительную литературу, расскажите об авторе документа.

Ответ:

Родился в семье военного врача. Детство прошло в городах Российской Империи: Александрия, Елисаветград, Умань. Окончил Орловский кадетский корпус, после чего поступил в московское Александровское военное училище, откуда перевёлся в петербургское Михайловское артиллерийское училище. В 1870 году получил звание подпоручика; отслужив год, ушёл в отставку. Учился в Лесном институте (1871—1873).

В 1871 году поступил в Санкт-Петербургский лесной институт на агрономический факультет, где увлёкся революционными идеями. В 1872 году примкнул к кружку «чайковцев». Не завершив образования, одним из первых предпринял попытку «хождения в народ» осенью 1873 года. Агитировал крестьян Тульской и Тверской губерний, используя при этом тексты из Евангелия и делая из них социалистические выводы. Вдохновил на «хождение в народ» учившегося вместе с ним Д. Аитова.

Вскоре был арестован, бежал и, прожив недолгое время в Москве на нелегальном положении, эмигрировал в Швейцарию в конце 1874 года. Летом 1875 года участвовал в Герцеговинском восстании, сотрудничал в газете «Работник» (Женева) бакунистского направления. За годы пребывания за границей Степняк-Кравчинский неоднократно встречался с русскими политэмигрантами Г.А. Лопатиным, П.Н. Ткачёвым, П. Л. Лавровым, М.А. Бакуниным и др. В результате он отказывается от программ и бакунистов, и лавристов, считая, что в России невозможны ни немедленная революция, ни планомерная социалистическая пропаганда. Степняк-Кравчинский выдвигает идею «пропаганды действием» — организации «показательного бунта», который будет подавлен, но подаст пример самопожертвования. В пропагандистских сказках — «Сказка о копейке» (1874), «Мудрица Наумовна» (1875), «Из огня да в полымя!…» (1876) и др. Кравчинский популяризовал идеи социализма, рассказывал о Карле Марксе, призывал к бунту. После подавления Герцеговинского восстания вернулся в Москву, где участвовал в организации и исполнении нескольких дерзких побегов из тюрем своих друзей. Но, испытав разочарование от неудачной деятельности народнического движения и расстроенный отсутствием перспектив развития и арестами своих друзей, вновь выехал за границу.

В 1877 году участвовал в вооруженном восстании бакунистов в итальянской провинции Беневенто. Был арестован и приговорён к смертной казни, но в январе 1878 года амнистирован. Уже в феврале того же года, в Женеве, Кравчинский вместе с П.Б. Аксельродом и Л.Г. Дейчем организовывают анархистский печатный орган — журнал «Община». Основными задачами журнала были освещение, анализ народовольческого опыта и попытка объединения разрозненных народнических течений.

В мае 1878 года нелегально возвращается в Россию, где примыкает к «Земле и Воле» и становится главным редактором первых четырёх номеров газеты «Земля и воля. Социально-революционное обозрение». В нём публикуются работы многих народников, в том числе Г.В. Плеханова.

Взгляды на революционную борьбу Кравчинского кардинально изменяются, он окончательно отказывается от тактики «хождения в народ» и приходит к выводу, что единственный действенный метод борьбы в России — террор.

4 августа 1878 года на Итальянской улице в Петербурге в девятом часу утра Сергей Кравчинский нанес смертельное ранение кинжалом шефу жандармов Н. В. Мезенцову. Совершённое им убийство Кравчинский оправдывал как ответ на полицейский произвол, в том числе аресты народников-пропагандистов и смертный приговор, вынесенный Ковальскому. После покушения бежал в Швейцарию; вернуться назад в Россию ему уже не довелось.

До 1881 года жил в Швейцарии под псевдонимом и занимался переводами. После убийства Александра II и последовавшей за этим реакции русское правительство потребовало экстрадиции Кравчинского, и он нелегально перебрался в Италию.

Здесь в миланской газете «Pungolo» («Жало») он публикует серию очерков о российском революционном движении, которые легли в основу книги «Подпольная Россия». Книга была впервые издана в Италии под названием «La Russia sotteranea», но вскоре была переведена на множество языков мира и вызвала сочувственные отклики Э. Золя, А. Доде, М. Твена, Элизе Реклю, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Русское правительство вновь потребовало экстрадиции, и с 1884 года Кравчинский жил в Англии. Здесь у него появилось много друзей и знакомых: среди них Фридрих Энгельс, парламентарий-лейборист Дж. Браун, профсоюзный деятель Э. Пиз, Уильям Моррис, Эдуард Бернштейн, Иван Франко и др.

Проживая в Лондоне, он уделяет много времени творчеству. В 1885 году выходит его книга «Russia under the Tsars» (Россия под властью царей), в том же году она переиздаётся в Швеции, Франции, США. Через год издаётся следующая книга «Русская грозовая туча», а в 1888 году монография «Русское крестьянство, его экономическое положение, общественная жизнь и религия». В четырёх книгах, обличая царскую реакцию 1881—1887 годов, анализируя положение крестьян, рассматривая национальную политику в армии, Кравчинский прославлял героическую борьбу революционеров.

В 1888 году, под редакцией Элеоноры и Эдуарда Эвелингов, выходит роман Кравчинского «The Career of a Nihilist» (Жизнь нигилиста). Главный герой романа Андрей Кожухов является собирательным образом из судеб и характеров многих героев революционного движения, а основной задачей романа, как писал сам автор, было показать «душевную сущность этих восторженных друзей человечества». На русском языке роман увидел свет уже после смерти писателя под названием «Андрей Кожухов».

Кроме творческой работы Кравчинский активно участвует в общественной жизни, посещает различные митинги, выступает с лекциями. В 1890 году в Англии по его инициативе возникло «Общество друзей русской свободы», которое занималось пропагандой против российского самодержавия и поддержкой российских революционеров, выпускало англоязычный ежемесячник «Свободная Россия» (Free Russia). Редактором журнала до 1893 года был сам Кравчинский, затем его сменил Ф. В. Волховский. В 1891 году после поездки Кравчинского в США здесь возникло американское отделение «Общества друзей российской свободы».

В тот же период Кравчинский организует «Фонд вольной русской прессы», который занимался изданием и переправкой в Россию агитационной литературы. Во многом именно на темах, поднятых изданиями Фонда, основывалась большая часть социалистической пропаганды против царской России. В эти годы Кравчинский пишет повесть «Домик на Волге» и два эссе: «Заграничная агитация» и «Чего нам нужно и начало конца».

В 1891 году писатель, познакомившись с Хесбой Стреттон, собирает материал для книги о сектантах-штундистах в России. Итогом этой деятельности стали два варианта книги — роман «Штундист Павел Руденко» и изданный в 1895 году на английском языке «Великий путь Скорби» (Highway of Sorrow at the close of the 19-th Centure). Несмотря на столь тесное соавторство, по просьбе Степняка его имя не было упомянуто, и на обложке вместо него были указаны шесть звёздочек.

В 1893 году писатель сам переводит «Подпольную Россию» на русский язык и издает её тиражом 5000 экземпляров. Для революционно настроенной молодёжи книга становится настольной. В 1895 году вышла в свет его последняя книга «King Stork and King Log» («Царь-чурбан и царь-цапля»), в ней были описаны конец правления Александра III и первые дни правления Николая II. Незадолго до смерти Степняк-Кравчинский начал активно обсуждать возможность общеоппозиционного печатного издания на русском языке «Земский Собор», который должен был нелегально распространяться в России. Из России деятельную помощь должен был оказать известный адвокат Л. А. Куперник, который в августе 1895 года встречался в Лондоне с Кравчинским.

23 декабря 1895 года Степняк-Кравчинский погиб, случайно попав под поезд.

Своим политическим кредо С.М. Степняк-Кравчинский считал социализм, понимая его как имущественное равенство.

Борьбу с царской администрацией Кравчинский считал необходимой лишь постольку, поскольку последняя мешала расправе над имущими классами («буржуазией»).

Вопросы политического устройства России Кравчинский считал второстепенными.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Степняк-Кравчинский,_Сергей_Михайлович