§ 17—18. Русская культура первой половины XIX в

Подробное решение параграф § 17–18 по истории для учащихся 8 класса, авторов А.А. Левандовский 2014



Каких русских учёных, писателей, художников, архитекторов XVIII в. вы знаете? (с. 131).

Ответ:

1. Ученые – Г. Скорняков-Писарев, В. Корчмин, Я. Брюс, В. Татищев, В. Генин, А. Нартов, И. Ползунов, И. Кулибн, М. Ломоносов.

2. Художники – А.Ф. Зубов, И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, С.Ф. Щедрин, Ф.Я. Алексеев.

3. Архитектура – Д. Трезини, Ф.-Б. Растрелли, С.И. Чекавинский, Д.В. Ухтомский, И.Е. Старов, Н.А. Львов, Д. Кваренги, М.Ф. Казаков, В.И. Баженов, Д. Кварнеги, Ч. Камерон.

Рассмотрите изображения памятников русской архитектуры первой половины XIX в., созданных в стиле классицизма (с. 137—139). Назовите характерные черты этого стиля. (с. 139).

Ответ: Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов.

Когда произошло изображённое К.П. Брюлловым событие? (с. 142)

Ответ: 24 августа 79 г.

Проверяем себя:

1. Расскажите (используя также материалы предыдущих параграфов) о развитии системы народного просвещения в первой половине XIX в. Каковы были достижения и недостатки этой системы?

Ответ: В 1803-1804 гг. Александр I издал указ, заложивший основы единой системы народного просвещения в России. Вся страна была поделена на 6 учебных округов с университетами в центральных городах. На ряду с уже существовавшими Московским, Виленским и Дерптским университетами появились новые: Харьковский и Казанский; В Петербурге открылся Педагогический институт, позже преобразованный в университет. В 1804 г. университеты согласно новому уставу получили довольно широкую автономию: хозяйственными и учебными делами ведал совет, состоявший из профессоров; профессор сам выбирал свое начальство. Был открыт путь к образованию детей разных сословий. Приходские училища для крестьянских детей (учили читать, писать, считать, преподавали Закон Божий); уездные училища для детей мещан уездных городов (арифметика, грамматика, основы истории, географии, физики); гимназии для дворянских детей, где предметы изучались более полно и основательно. Из гимназий открывался путь в университет. Между степенями образования сохранялась определенная преемственность. Однако большая часть финансирования уходила на содержание университетов и гимназий.

Правда, система народного просвещения, созданная в 1804 г. Александром I, дала народным низам не слишком много: приходские школы для крестьянских детей так, по сути, и не появились, да и уездных училищ было открыто явно недостаточно. В начале XIX в. один учащийся приходился на 330 жителей империи, в 1856 г. — на 143. Лишь в ходе реформы государственных крестьян П.Д. Киселёва появилась первая достаточно массовая сеть учебных заведений — около 2 тыс. сельских училищ.

Зато в 1804 г. Россия получила неплохие гимназии и отличные университеты. Глубокие знания давали привилегированные средние учебные заведения — лицеи, например Царскосельский. Хотя в университетах, лицеях и гимназиях получали образование по преимуществу дворяне, обучение в них стало несравнимо более серьёзным, чем в XVIII в.

Значительный шаг был сделан в техническом образовании. Начали работать Лесной, Межевой и Технологический институты, Техническое училище, Институт инженеров путей сообщения и Институт гражданских инженеров, военные академии (Генерального штаба, Инженерная, Артиллерийская). С 1830-х гг. при гимназиях создавались реальные классы для изучения технических предметов, школы при фабриках и т. д. Всё это было напрямую связано с потребностями экономики и военными нуждами.

В период правления Николая I наступает реакция в области просвещения. В основу образования была положена теория официальной народности. Таким образом, из университетов были изгнаны такие науки как философия, политическая экономика и др. В начальных и средних учебных заведениях особое внимание стали обращать на религиозное и нравственное воспитание. Была нарушена преемственность между ступенями образования.

В 1835 г. был принят университетский устав, согласно которому университеты почти полностью лишились автономии. Ученый совет сохранил право выбора руководства университета и профессоров, однако утверждал их в должности министр просвещения, который мог отклонить предложенную кандидатуру и назначить того, кого считал нужным. Несмотря на это, министр просвещения Уваров добился увеличения отчислений на образование; расширял сеть учебных заведений, прежде всего гимназий. Создавались неплохие учебники.

2. Перечислите основные открытия русских учёных и путешественников первой половины XIX в.

Ответ: Общее поступательное развитие науки в России привело к тому, что здесь в первой половине XIX в. совершается целый ряд важнейших открытий. Так, профессор Казанского университета математик Н.И. Лобачевский создал новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии. Её значение было в полной мере осознано учёными лишь через много лет: она сыграла огромную роль в развитии математического мышления и послужила предпосылкой для многих современных знаний в этой сфере. Заметный след в математической науке оставили П.Л. Чебышев, М.В. Остроградский и др.

Одной из самых быстро развивающихся наук стала химия. В известной мере это было связано со стремительным развитием текстильной промышленности, в которой эта наука имела практическое применение. В Казанском университете сложилась перспективная химическая школа во главе с выдающимися учёными П.Н. Зыкиным и А.М. Бутлеровым.

Целый ряд изобретений русских учёных имел огромное практическое значение. В 1802 г. академик В. В. Петров первым в мире продемонстрировал явление вольтовой дуги и выдвинул идею её применения для сварки металлов. В 1832 г. П. Л. Шиллинг изобрёл электромагнитный телеграф. Б. С. Якоби создал около 10 типов телеграфных аппаратов, в том числе первый буквопечатающий, он работал также в области совершенствования электродвигателей и основ гальванопластики.

Выдающийся учёный и сталевар П.А. Аносов разрабатывал способы плавки высококачественной стали, возродил давно утерянный секрет изготовления булатной (дамасской) стали.

Велики были и успехи русской медицины. Одним из самых замечательных достижений её стали хирургические операции Н.И. Пирогова, впервые применившего в них во время Крымской войны наркоз и неподвижную гипсовую повязку.

В области гуманитарных наук самым ярким достижением стала многотомная «История государства Российского» Н.М. Карамзина (первые 8 томов вышли в 1816—1818 гг.). Это серьёзнейшее научное произведение было написано прекрасным языком и сразу же приобрело популярность. Русская история, бывшая до того почти исключительно предметом исследования «учёных мужей», благодаря Карамзину стала достоянием общества. Недаром его называли «Колумбом российской истории».

Резко возросло число публикаций исторических источников, разрабатывались методы их научного осмысления и использования. Много документов было издано М.П. Погодиным, научные труды которого посвящены изучению ряда проблем истории России на основе теории «официальной народности».

В 1840-е гг. начал грандиозный труд по сбору и исследованию разнообразных источников для своей «Истории России с древнейших времён» С.М. Соловьёв. Первый том этого труда вышел в 1851 г. Историк доказывал закономерность исторического развития, которое рассматривал как переход от родового строя к государственному правопорядку.

В XIX в. учёные России всё активнее включались в географические исследования. В 1803—1806 гг. было осуществлено первое русское кругосветное плавание на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Особенно важные исследования были проведены на Дальнем Востоке (нанесены на карту очертания Сахалина, ряда других островов). На основе материалов плавания позже составили «Атлас Южных морей».

В 1819—1821 гг. состоялось второе русское кругосветное плавание на шлюпах (небольших трёхмачтовых судах) «Восток» и «Мирный». Его возглавили Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Целью плавания стали неведомые тогда территории за Южным полярным кругом. В январе 1820 г. шлюпы подошли к ледяному берегу. Так был открыт новый континент, получивший позже название Антарктиды. Беллинсгаузен и Лазарев открыли также ряд островов в Тихом океане.

В XIX в. продолжались начатые Академией наук в XVIII столетии экспедиции с целью изучения природы и населения России. Особенно много было сделано для исследования Северного Ледовитого океана, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Русской Америки. Экспедиция В.М. Головина обследовала Курильские острова. Экспедиция Ф.П. Литке обогатила представления о Северном Ледовитом океане, Камчатке.

Выдающимся исследователем Дальнего Востока был Г.И. Невельской. Он возглавил Амурскую экспедицию, изучившую устье реки Амур и многие километры дальневосточного побережья. Невельской доказал, что Сахалин — остров, а не полуостров, как полагали тогда учёные. Результатом экспедиции стало активное освоение русскими людьми берегов Амура и Уссурийского края.

3. Расскажите об известных вам русских писателях и поэтах первой половины XIX в.

Ответ: Русская литература в первой половине XIX в. становится всё более глубокой, яркой и самобытной. Эти черты проявились уже в романтизме, художественном направлении, которое в начале века постепенно вытесняло унаследованные от XVIII столетия классицизм и сентиментализм. Главным в романтизме является осознание ценности человека, его неограниченных возможностей. Но индивидуализм, свойственный европейскому романтизму, в России был соединён с пониманием ответственности за судьбу своей страны, жертвенности ради блага других людей.

Для романтизма характерна неудовлетворённость существующей действительностью. Романтики обращались к прошлому, к сказкам, к мистике. Это свойственно творчеству крупнейшего русского поэта-романтика В.А. Жуковского. Главными темами его стихов были любовь, дружба, долг. Поэт-декабрист К.Ф. Рылеев искал в прошлом героические сюжеты, связанные с борьбой за свободу. Эти же темы характерны для исторических романов и повестей писателя-декабриста А.А. Бестужева-Марлинского.

С именем А.С. Пушкина, чьё раннее творчество развивалось также в русле романтизма, связана победа нового и самого значительного в русской литературе XIX в. направления — реализма. Произведения Пушкина навсегда остались высшим достижением русской поэзии.

Романтические поэмы Пушкина («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы» и др.) имели необыкновенный успех. Его переход к реализму происходил во второй половине 1820-х гг. В стихах и прозе Пушкина читатель впервые столкнулся не с условными сюжетами и героями, а с реальной Россией, с живыми людьми, с их бедами, радостями и заботами. Роман в стихах «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Перед читателями предстают Петербург и Москва, провинция и деревня, помещики и крепостные, круг интересов и идейных исканий представителей различных слоев общества. Но в наше время читателей, разумеется, привлекает не столько эта «историческая» сторона «Евгения Онегина», сколько его общечеловеческое содержание. Глубокими философскими размышлениями проникнуты поздние произведения поэта, например его «Маленькие трагедии». Реалистический подход свойствен историческим произведениям Пушкина («Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Полтава»). Автор искал в прошлом ответы на острые вопросы современности.

Глубоким знатоком человеческой натуры, великим мастером психологического реализма показал себя М.Ю. Лермонтов, для творчества которого в то же время характерна романтическая направленность. Автор романтических поэм «Демон», «Мцыри», он стал широко известен всей образованной России в 1837 г., после появления стихотворения «Смерть поэта». В том же году в «Современнике» было опубликовано его знаменитое «Бородино». Реалистическая, исторически точная картина великой битвы даётся в восприятии простого солдата, представителя народа. В стихотворении есть и мотив противопоставления героев 1812 г. современному поэту поколению, дремлющему в бездействии. Эта тема безысходного разочарования в окружающей действительности была одной из главных у Лермонтова (роман «Герой нашего времени»).

В первой половине XIX в. начался творческий путь ещё одного великого русского поэта, во многом не замеченного современниками, — Ф.И. Тютчева. Его философская лирика проникнута ощущением грядущих грозных перемен, требующих от человека напряжения всех душевных сил.

Крупнейшим русским писателем этого периода стал Н.В. Гоголь, который начинал с произведений в романтическом духе («Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.). Считая, что главная цель литературы — вызвать в человеке стремление к добру, писатель приходит к реализму, который приобрёл у него сатирическую, обличительную направленность. Огромный успех имела его пьеса «Ревизор», смысл которой выражен в её эпиграфе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Недаром Николай I заметил о пьесе: «Здесь досталось всем, а больше всех мне». С невиданной прежде силой Гоголь показал тёмные стороны жизни в поэме «Мёртвые души», которая, по словам А.И. Герцена, «потрясла Россию». По замыслу Гоголя, разоблачение крепостнического быта в первом томе «Мёртвых душ» должно было завершиться в последующих двух томах преображением героев, победой в человеке божественного начала. Но осуществить свой замысел писатель не смог. Гоголь стал основателем «натуральной школы» русской литературы, которой свойственен реализм, сочувствие к простому народу. И.С. Тургенев в своих «Записках охотника» воспевал внутреннюю красоту и духовную значительность крепостных крестьян, исподволь внушая своим читателям мысль о необходимости их освобождения. А.Н. Островский в пьесах обращается к миру купечества и мещанства, показывая человека как жертву несовершенного порядка вещей.

4. Каковы особенности развития театра в первой половине XIX в.?

Ответ: Небывалую ранее роль в общественной жизни играл в это время театр, который был популярен во всех слоях общества. Центрами театральной культуры по-прежнему оставались Большой и Малый театры в Москве и Александрийский театр в А.С. Добровольский Петербурге. Москвичи больше всего любили Малый театр. В нём играл П.С. Мочалов, сын крепостного актёра. Он представлял романтическое направление актёрского искусства и особенно прославился исполнением роли Гамлета. Великим реформатором актёрского искусства стал другой актёр Малого театра, М.С. Щепкин, выросший в семье крепостного управителя имением. Отличное знание жизни всех слоев русского общества позволило ему создать глубоко реалистические образы (Фамусов из «Горя от ума», городничий из «Ревизора» и др.). Щепкин с одинаковым блеском исполнял и трагические, и комические роли, потрясая зрителей глубочайшим проникновением во внутренний мир своих героев. «Он создал правду на русской сцене», — говорил о нём А.И. Герцен. Щепкин неутомимо боролся за новый репертуар театра. Именно с ним были связаны постановки пьес Н.В. Гоголя и особенно А.Н. Островского.

5. Перечислите известных вам русских композиторов, архитекторов, художников и скульпторов первой половины XIX в. Назовите их произведения.

Ответ:

1. Композиторы: А.А. Алябьев, А.К. Варламов, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский.

2. Архитекторы: А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, О.И. Бове, А.А. Бетанкур, Д. Жилярди, К.И. Росси, А.И. Штакеншнейдер, А.П. Брюллов, К.А. Тон.

3. Художники: А.О. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, П.А. Федотов, А.А. Иванов.

4. Скульпторы: Б.И. Орловский, И.П. Мартос, П.К. Клодт.

Размышляем

6. Попытайтесь выделить общие черты, характерные для русской литературы, живописи, музыки первой половины XIX в.

Ответ: Этапы развития изобразительного искусства в первой половине XIX в. напоминают этапы развития литературы того времени. В начале века здесь, наряду с классицизмом, утверждается романтическое восприятие мира. Для романтической живописи характерны приподнятость, стремление выделить в человеке, пейзаже, историческом эпизоде наиболее яркие, возвышенные идеи, увлечь ими зрителя. Так же и в музыке в первой половине XIX в. проявило себя романтическое направление.

7. Посмотрите иллюстративный материал параграфа: картинами какого художника вы иллюстрировали бы произведения Н.В. Гоголя?

Ответ: Картинами П.А. Федотова.

8. Подготовьте сообщение на тему «Почему золотым веком русской культуры стало время господства крепостничества и самодержавно-бюрократического строя?».

Ответ: В начале XIX века встал вопрос о дальнейшем развитии государства. Александр I пытался провести ряд реформ. Однако события 1812 г. заставили пойти его по иному пути. Ряд видных деятелей российского общества пытаются доказать, что у России свой собственный путь развития. Развивается историческая и философская мысль (Н.М. Карамзин, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, «теория официальной народности» С.С. Уварова и др.). Несмотря на введение цензуры и запрет тайных обществ, передовое дворянство продолжало обсуждать идеи реформ.

Всё большую роль в жизни общества играли журналы и газеты. Известными журналами являлись «Вестник Европы», издававшийся Н.М. Карамзиным, «Телескоп» Н.И. Надеждина, «Отечественные записки» А.А. Краевского, «Современник» А.С.Пушкина, затем Н.А. Некрасова, «Москвитянин» М.П. Погодина и др. Помимо художественных произведений, в журналах печатались критические и публицистические статьи, научные, в том числе исторические, очерки и т. д. Газеты в основном носили официальный характер.

Государство нуждалось в образованных людях. А развитие образования в свою очередь способствовало развитию наук.

С распространением реализма в русской литературе на первый план в произведениях выходят реальные люди и проблемы.

Культурный прогресс определялся небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г и развивался нередко вопреки консервативной политике правительства.

9. Составьте список известных вам художественных фильмов — экранизаций произведений русских писателей первой половины XIX в. С помощью ресурсов Интернета просмотрите один из них. Подготовьте рецензию на этот кинофильм, обратив особое внимание на соблюдение исторической достоверности.

Ответ:

Фильм «Онегин» — британско-американский фильм 1999 года режиссёра Марты Файнс, экранизация романа в стихах Александра Пушкина — «Евгений Онегин».

Особенности постановки:

• Сюжет представляет вольную интерпретацию романа.

• Герои изъясняются прозой, только письма цитируются стихами.

• Съёмки проходили в Санкт-Петербурге: Татьяна с супругом живёт в доме Адамини, в финальной панораме — здание Института физиологии.

• Музыкальное сопровождение не соответствует онегинскому времени (1819—1825 годы), является анахронизмом. Авторы полностью осознавали это, но данный художественный приём был призван проиллюстрировать всё богатство русской культуры, показать как она выглядит со стороны.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Онегин_(фильм)