§ 15. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО XVII—XVIII вв

Подробное решение Параграфы § 15 по истории для учащихся 8 класса, авторов В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, С.Н. Темушев 2010



1. Постарайтесь определить новые черты художественной литературы эпохи Просвещения. Охарактеризуйте просветительский роман.

Литература Просвещения стала нравоучительной. Она высмеивала пороки, воспевала положительные стороны личности, стремилась сделать людей лучше.

2. Что прославляли и какие пороки высмеивали Д. Дефо, П. Бомарше, Ф. Шиллер?

Писатели Просвещения высмеивали глупость, заносчивость, продажность и т. д., а прославляли честность, верность долгу и народу, воздаяние по заслугам.

3. Опишите время и место событий, а также любимых героев и их действия в прочитанных вами литературных произведениях XVII—XVIII вв.

Д. Дефо любил описывать дальние путешествия потому, что такие книги хорошо продавались, а также потому, что про дальние земли можно было сочинять почти что угодно не боясь быть уличённом во лжи (мало кто из читателей там бывал). Действие «Робинзона Крузо» разворачивается в разных землях Европы, на берегах Средиземного и Карибского морей, но самая запоминающаяся часть повествования посвящена необитаемому острову недалеко от побережья Южной Америки. Главным героем книги является путешественник, с определённого времени плантатор Крузо, а также его слуга — крещённый индеец Пятница.

4. Какие национальные школы живописи были ведущими в XVII в.?

В XVII веке ведущими считались школы Италии, Испании и Нидерландов.

5. Расскажите о жизни и творчестве одного из знаменитых художников XVII в. Выразите свое отношение к нему.

Диего Родригес де Сильва Веласкес получил отличное образование живописца. Большую часть жизни он являлся придворным художником. Написал множество портретов короля и придворных, полотен, прославлявших победы испанской армии. Положение любимца короля позволяло ему экспериментировать, особенно в конце жизни. Например, на картине «Пряхи» он не просто написал на переднем плане тяжёлый труд ткущих ковры мастериц, он сделал этот первый план тёмным, а высветил задний, что противоречило канонам того времени. На картине «Менины» художник показал свою мастерскую, в которой он рисует королевскую чету. Картина представляет как бы с точки зрения этой четы.

6. Выпишите черты, присущие творчеству П. П. Рубенса и Рембрандта: а) натуралистическая манера изображения человеческого тела; б) стремление к раскрытию многообразия внутренней жизни человека, а не его внешних достоинств: б) интерес к проблеме смысла человеческой жизни, ценности личности; г) обилие ярких, сочных цветов на полотнах; д) пристрастие к коричневым и красным оттенкам: е) использование света для усиления эмоциональной выразительности; ж) прославление женской красоты; з) изображение неразрешимой трагичности человеческой жизни.

(a) Рубенс – а, г, ж

(b) Рембрант – б, в, д, е, з