§ 19. Наследники «золотого века»

Подробное решение параграф § 19 по истории для учащихся 8 класса, авторов Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин 2015



О чём свидетельствуют данные этой таблицы? Можно ли на основании этих сведений утверждать, что во второй половине XIX века Россия перестала быть страной массовой безграмотности?

Согласно этим сведениям безграмотность в течении второй половины XIX века понизилась, но всё ещё продолжала оставаться массовой.

О каком изменении положения русской науки в мировой культуре свидетельствует данный источник? Сравните два вывода и сформулируйте проблему (авторский вариант – с. 368).

Русская наука продолжала укреплять свои позиции в мире, всё в большем числе дисциплин занимая место в числе ведущих.

Вопрос: Почему, несмотря на скромные достижения в области просвещения народа, русская культура второй половины XIX века стала частью мировой культуры и обогатила её многими достижениями?

Ответ: Русская культура стала частью мировой ещё в первой половине XIX века, во второй половине столетия она продолжала укреплять свои позиции, используя созданный задел.

Какие условия развития общества способствовали различным достижениям русских учёных второй половины XIX века?

Условия развития общества:

-развитие промышленного переворота потребовало грамотности более широких слоёв населения;

-автономия университетов позволила избирать на преподавательские должности самых достойных, а не угодных властям учёных.

Сделайте вывод о причинах успехов и проблем русской культуры второй половины XIX века.

Общественные условия способствовали больше развитию образования (начального и среднего), развитию науки они помогали мало, но и не мешали.

По тексту определите, какие нравственные и общественные вопросы затрагивали разные русские писатели второй половины XIX века, какие идеалы они провозглашали?

Н.А. Некрасов задаёт вопросы о месте русского крестьянина в жизни, условиях, при которых он может быть счастлив. И отвечая на эти вопросы идеала для себя он, зачастую, не видит.

И.С. Тургенев задаёт вопросы о смене старой традицией новой религиозностью и даже нигилизмом, о соотношении и правоте каждого. О правоте старого или нового писатель окончательного ответа не даёт.

М.Е. Салтыков-Щедрин вскрывает многие пороки общества, и особенно чиновничества (например, в «Истории одного города»).

Ф.М. Достоевский вскрывает общечеловеческие пороки, а также затрагивает самые разные проблемы от моральных терзаний убийцы до игромании.

Л.Н. Толстой пишет о растущей бездуховности общества, необходимости моральных норм в жизни человека. Его идеалы создали целое духовное течение толстовцев, последователи которого исповедовали всеобщую любовь между людьми, воспевали физический труд, не ели мясо и др. Толстовство распространилось за пределы России.

Сделайте вывод о причинах успехов и проблем русской культуры второй половины XIX века.

Как и в первой половине столетия, писателями двигали духовные искания, обличение пороков человека и общества, поиск идеала.

Какие темы волновали русских художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов второй половины XIX века?

В живописи особенно выделялись в то время реалисты во главе с Товариществом передвижных выставок, которые вскрывали пороки общества, нищету и забитость большей части населения.

В архитектуре в моде тогда было наследие многих стилей прошлого, и особенно древнерусского. Благодаря этому развивались эклектика и псевдо-русский стиль.

Композиторы всё чаще обращались к русской истории и русскому характеру, пытались передать национальный колорит.

Какими творениями и поступками они прославились?

Из поступков живописцев наиболее известен бунт 14 в Академии художеств в 1863 году, когда 14 наиболее выдающихся выпускников в знак протеста против того, что тему и сюжет выпускной работы определяло руководство, отказались от выпускных экзаменов. Они образовали Артель художников.

Из художественных творений наиболее известно творчество передвижников (вроде «Утра в сосновом бору» И. Шишкина и К. Савицкого), а также В.В. Верещагина на военную тематику (например, «Апофеоз войны»).

Из творений архитекторов того времени, пожалуй, наиболее известен храм Спаса-на-Крови в псевдо-русском стиле, воздвигнутый на месте последнего покушения на Александра II.

В музыке главным событием стало создание «Могучей кучки» – объединения ведущих композиторов.

Сделайте вывод о причинах успехов и проблем русской культуры второй половины XIX века.

Живопись, архитектура и музыка развивались на основе достижений XIX века, реагируя на изменения жизни в стране и отражая их в своих произведениях.

Подготовьте презентацию «Произведение русской культуры второй половины XIX века, которое поразило меня».

История и описание храма Спаса-на-Крови

Слайд 1

Заголовок: Собор Воскресения Христова на Крови́, или храм Спаса на Крови

Изображение: фото храма

Текст: сведения об авторе презентации

Слайд 2

Заголовок: История возведения

Изображение: изображение удавшегося покушения на Александра II – гравюра того времени или современный рисунок

Текст: Собор Воскресения Христова на Крови построен на том самом месте, где 1 (13) марта 1881 года был смертельно ранен Александр II в память об этом событии.

Слайд 3

Изображение: портрет архитектора Л.Н. Бенуа

Текст: Уже к 17 апреля на месте покушения на императора была возведена временная часовня по проекту Л.Н. Бенуа. Примечательно, что работы оплатило не государство, а купцы I гильдии Громов и Милитин.

Слайд 4

Текст: Проводилось два конкурса на лучший проект храма, но все поданные работы были отвергнуты Александром III. В итоге он выбрал проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева), настояв на доработке его под наблюдением профессора Д. И. Гримма.

Слайд 5

Изображение: Портрет Николая II (при котором освящался храм)

Текст: Строительство затянулось на 24 года (с 1883 по 1907), поскольку все работы оплачивались на общественные пожертвования. В храме активно применялись новые технологии, например, электрическое освещение.

Слайд 6

Заголовок: Архитектура и внутреннее убранство храма

Изображение: Главный вход в храм

Текст: Построен храм в псевдорусском стиле. Использован собирательный образ многих церквей Москвы, Ярославля и других городов XVI-XVII веков.

Слайд 7

Изображение: Центральный шатёр храма

Текст: В центре композиции выделяется центральный шатёр высотой 81 метр с кокошниками и другими украшениями, которые возвышается над боковыми куполами.

Слайд 8

Изображение: Несколько небольших изображений боковых куполов

Текст: Боковые купола задают асимметрию всему зданию, что смотрится очень красиво, не скучно. Часть из них покрыто позолотой, часть – цветной эмалью, что усиливает асимметрию.

Слайд 9

Изображение: Фотография окон храма

Текст: В храме два ряда окон, причем раньше в них были бесцветные, прозрачные стёкла внизу и голубые вверху, с плавным переходом цвета. Из-за этого в любую погоду создавался эффект яркого голубого неба снаружи храма.

Слайд 10

Изображение: Мозаика храма (любая на выбор)

Текст: Главная часть убранства – это мозаики 30 художников общей площадью 7065 квадратных метров

Слайд 11

Изображение: Мозаика храма (любая на выбор)

Текст: Мозаики похожи на древние по стилю, но создавались по новой технологии: смальта наносилась в зеркальном изображении на бумагу, потом покрывалась клеем и вдавливалась в стену, после чего бумагу отнимали.

Слайд 12

Текст: Конец

Согласны ли вы с мнением Достоевского о роли Пушкина и русской культуры в XIX веке? Объясните свой ответ, опираясь на факты.

На достижениях культуры первой половины XIX века строилась и культура второй половины столетия, и последующая вплоть до современности. Потому со словами Достоевского вполне можно согласиться.