§ 28. Художественная культура конца XVIII – начала XX века

Подробное решение параграф §28 по истории для учащихся 8 класса, авторов Бурин С.Н., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. 2018

Стр.262 – 263

Вопросы

1. Почему в литературе именно XIX в. стало возрастать внимание к проблемам простых людей, «маленького человека»?

Внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и социальная несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, прекращали быть ветошкой. Поэтому, все—таки, их жизнью заинтересовались, писатели постепенно начали уделять внимание в своих произведениях некоторым сценам именно из жизни таких людей. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей низшего «класса».

2. Как повлияло изобретение фотографии на развитие живописи? Чего, по вашему мнению, это изобретение принесло живописи больше – пользы или вреда?

И живопись, и фотография являются формами визуального искусства, которые призваны создавать образы и визуальные символы. Критики утверждают, что процесс создания фотографий настолько автоматизирован, что там не остается места для художественных интерпретаций.

Во второй половине 19 века фотография распространила свое влияние также на выбор темы, предмета, позволяя запечатлеть обычных людей за обычным делом. Произошла разительная перемена от застывших в театральных, искусственных позах величественных людей, к реальным, но не менее захватывающим сюжетам, позволяющим в полной мере ощутить ту или иную эпоху через искренний спектр человеческих чувств и эмоций. Возможность запечатлеть любой момент, подтолкнула художников к наблюдению повседневной жизни окружающих, результатом чего стало непреодолимое желание передать понравившейся момент, также грандиозно, как и в щепетильных портретах королевских особ.

Огромное количество событий и изобретений полностью изменило направление искусства, фотография стала лишь одним из этих факторов. Способ восприятия фотографов отображается в их выборе предмета. Способ восприятия художников воспроизводится с помощью мазков на холсте. Хотя все еще каждое изображение воплощает в себе способ восприятия, наше ощущение или оценка изображения зависит также от собственного способа восприятия. В конечном счете, есть зритель, на чье восприятие влияет картина либо фотография. В действительности, мы так сильно привыкли к застывшему изображению, что с трудом представляем жизнь без него.

Вероятно, сильнейший вклад фотографии для художников, это свобода экспериментировать и расширять творческие взгляды, что в конечном счете, привело к абстрактной форме.

3. Почему важнейшим направлением искусства и литературы в XIX в. становится реализм? Как это связано с господствовавшими в ту эпоху общественными идеями и научными открытиями?

Реализм в искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно—практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.

Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., характерными признаками которого считается способ обобщения, типизации жизненного материала. Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализм вырабатывалась главным образом на материале истории литературы, в то время как первая – преимущественно на материале пластических искусств.

Реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов.

При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существ, черт объективного реального мира средствами искусства.

4. Какие вы знаете основные направления литературы, изобразительного искусства и музыки XIX в.? Назовите их важнейших представителей.

Классицизм, романтизм и реализм.

Задание

Поразмышляйте над словами Франса. Почему у Золя в основе изображения порока лежало целомудрие? Нет ли здесь противоречия?

Эмиль Золя был нравственным человеком, со своими убеждениями и принципами. Думаю, что он был демократом и четко представлял себе новое будущее общество. Что касается вопроса о том, что в основе изображения порока лежало целомудрие, думаю это от того, что в работах Золя не было пошлости.